муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Опубликовано: 2023-06-10
 
 
Сегодня не только дети, но и многие взрослые не понимают, кто такие казаки, откуда они взялись и почему почти исчезли.
 
А ведь казачество было весьма значительным, хотя неоднозначным и неоднородным явлением, к тому же на протяжении веков оно прошло свою собственную эволюцию. 
 
Поэтому и наш обзор литературы о казачестве будет построен хронологически: от глубокой древности до наших дней. Но особое внимание будет уделено той роли, которую сыграло вольное казачество в освоении Сибири.
 
Казки прошли долгий путь – от окраинной полуразбойничьей вольницы к наемному войску по охране границ государства и, наконец, к императорским подданным, охранителям самодержавия. Так издревле присущая казакам свобода и бесшабашность превратилась, скорее, в легенду, воплощенную в ярком образе гоголевского Тараса Бульбы.
 
Легенд вокруг казачества возникло действительно немало, в их сотворении велика роль художественной литературы и кинематографа. Но и писатели-публицисты тоже, бывает, грешат домыслами и вымыслами. 
 
Начать обзор хотелось бы с книги Валерия Шамбарова. Он является войсковым старшиной казацкого отряда им. А. Невского, и его подход к истории казаков весьма своеобразный, ведь версии их происхождения он разбирает… от самого Ахилла! Впрочем, более правдоподобные сведения в этой книге, конечно, тоже есть. 
 
12+
 
Шамбаров, В. Е. Казачество: история вольной Руси / Валерий Шамбаров. – Москва : Алгоритм : Эксмо, 2007. – 687 с. – (Тихий Дон). 
 
Экземпляр книги в библиотеке № 1.
 
Автор знакомит читателя не только с историей казачества, но и с разными его формами и с его территориальным делением. Он пишет: «Есть казаки кубанские, донские, забайкальские, уссурийские. Есть конные, морские, есть землепроходцы. Есть – станичники, а есть – запорожские, к которым мог прийти любой желающий. Были вольные, а были служилые, были городовые. А были некрасовцы, задунайцы, воевавшие против России. И все они осознавали себя некоей общностью – казаками».
 
Шамбаров В. Е. приводит первое упоминание о казаках: «Венецианец Барбаро, живший в 1436–1452 годах в Крыму и на Руси, писал: «В городах Приазовья и в Азове жил народ, называвшийся казаки, исповедовавший христианскую веру и говоривший на русско-татарском языке»
 
Есть в этой книге и немало других любопытных фактов из истории становления казачества. Мы узнаем, что уже в начале XVI века Василий III доверил казакам охрану и сопровождение посольств на Дону. Они даже стали получать за это плату. Но, когда на набеги казаков жаловались представители Ногайской орды, царь делал вид, что он «ни при чем».
 
Автор пишет и о том, что в 1552 г. при штурме Казани казаки сыграли важнейшую роль. За это Иван Грозный пожаловал им в вечное владение Тихий Дон со всеми притоками. (Так началась история донского казачества, известного всем по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».) В течение многих лет люди, не готовые мириться с произволом властей и крепостным рабством, бежали от угнетения. Беглых ловили, наказывали, клеймили. Но – если человек бежал на Дон, к казакам, то становился вольным, ведь существовал принцип «с Дона выдачи нет». Потому что казаки, по сути, охраняли границы России и их существование было выгодно российскому правительству.
 
Собирательный образ вольного казака, разумеется, знаком всем по повести Николая Гоголя «Тарас Бульба».
 
12+
 
Гоголь, Н. В. Тарас Бульба : повесть / Николай Гоголь. – Москва : Астрель, 2005. – 144 с. – (Библиотека школьника).
 
Экземпляр книги во всех библиотеках города.
 
Казалось бы, знакомое всем со школьной скамьи произведение. Но сколько интересных штрихов можно найти на его страницах! Давайте еще раз вчитаемся, например, в эти строки: «Бульба вскочил на своего Чорта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе 20-пудовое бремя». А теперь посчитаем, сколько весил Тарас Бульба, если 1 пуд – это немногим больше 16 кг! Даже если учесть вес амуниции и оружия, все равно получается, что Бульба – гигант!
 
Есть и другие вопросы. Оказывается, литературоведы и историки до сих пор спорят, к какому веку относятся события, описанные в этом произведении: к XV, XVI или XVII? 
 
Неизвестно, кто был прототипом колоритного главного персонажа. Очень много «претендентов» на эту роль находят историки, в том числе – одного из предков самого Николая Васильевича!
 
Если отвлечься от художественной литературы и обратиться к реальной истории, то в XVI веке казачество породило такую яркую личность, как Ермак. Но и это тоже личность полулегендарная. Ключевая роль казачества в освоении Сибири известна всем. Слухи о богатстве и обширности края манили вольнолюбивых людей подальше от царского надзора, от крепостного права, к новой вольной и богатой жизни. 
 
Интереснейший автор XIX века – Павел Небольсин в своей книге «Покорение Сибири» историю похода Ермака рассматривает весьма подробно и нестандартно.
 
12+
 
Небольсин, П. И. Покорение Сибири / Павел Небольсин. – Москва : Вече, 2014. – 350 с. – (Моя Сибирь).
 
Экземпляр книги в библиотеках: ЦГБ (абонемент, краеведение), № 1245613, 141920.
 
Автор вызывает уважение тем, что приводит большое количество источников, знакомит читателя с историографией, то есть создает полноценный исторический труд. Небольсин П. И. обоснованно и эмоционально отстаивает свою точку зрения на личность Ермака, выступает против упрощений, критически анализирует знаменитую Строгановскую летопись и спорит с самим Н. М. Карамзиным! 
 
Например, устоялось мнение, что Ермака снарядили на поход в Сибирь бояре Строгановы. Автор иронизирует над этой теорией: «Жили-были на свете именитые люди, почти что бояре, Строгановы. Жили они близко Сибири и задумали покорить Сибирь. Пригласили они к себе Ермака, положили ему жалование, наняли казаков, дали им пушки, придали к той рати собственных своих людей и послали их в Сибирь: «Ступайте», сказали они, «покорите нам Сибирь!».
 
Ермак пошел – взял да и покорил Сибирь.
 
Мы этому и поверили». 
 
Небольсин П. И. специально придает этой легенде такое шутливо-сказочное звучание. А затем приводит исторические сведения совсем иного характера. Например, о том, что Ермак был главой огромной и дерзкой разбойничьей шайки, которая грабила как своих, так и чужих: и торговых бухарцев, и простых горожан. Промышлял разбоем Ермак по рекам Каме и Волге, за что носил прозвище – Повольский.
 
Иван Грозный, устав от сообщений о дерзкой шайке, издал насчет Ермака приказ: «Придать немедленной смерти».
 
А вот Строгановы были как раз очень законопослушны и обласканы царем (что было тогда почти невероятным везением). Так зачем им нанимать ненавистного царю Ермака и помогать ему скрыться от царского гнева в Сибири? Ведь тем самым они неизбежно навлекали на себя опалу грозного государя? Автор приглашает читателя поразмыслить над этим.
 
Так или иначе, но в 1581 году Ермак, набрав немало авантюристов, бездомных искателей приключений, отправился за Урал. Небольсин П. И. расцвечивает свою книгу большими художественными вставками – например, он описывает битвы Ермака так, как будто сам там присутствовал и лично слышал диалоги участников, что выдает в нем не только историка, но и замечательного мастера слова. 
 
В советское время Ермака было принято героизировать. В этом мы можем убедиться, познакомившись с книгой Дмитрия Копылова «Ермак».
 
12+
 
Копылов, Д. И. Ермак / Дмитрий Копылов. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989. – 239 с. : ил. – (Замечательные люди Сибири).
 
Экземпляр книги в библиотеках: ЦГБ (абонементкраеведение), № 1245613, 141920.
 
Советский историк начинает повествование с того, что «снимает наветы в разбойничестве Ермака» и подкрепляет свою точку зрения авторитетом Михайлы Ломоносова: о Ермаке следует «писать осторожно». Также Д. И. Копылов приводит довод А. Н. Радищева: «Чтоб владычествовать над множеством, на то нужно величие духа»
 
Дмитрий Копылов – доктор исторических наук, профессор, поэтому его труд снабжен хорошей базой источников и историографии. Подробно и обстоятельно, но, конечно, не столь эмоционально, как П. И. Небольсин, он описывает сибирский поход Ермака и взятие Кашлыка.
 
Кстати, стоит заметить, что Ермак не взял всю Сибирь, как принято считать. А название «Сибирь» носил как раз город Кашлык, столица Сибирского ханства – одна из частей распавшейся в XV веке Золотой Орды. Этот-то город и завоевал Ермак. Именно взятие Кашлыка (Искер, Сибирь) изображено на картине В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». А вот борьба правителей Сибирского ханства с русской экспансией продолжалась еще долгие годы после этого события.
 
Очень интересен труд, который составил в XIX веке генерал и историк Владимир Андриевич«Краткий очерк истории Забайкалья от древнейших времен до 1762 г.». Он всесторонне рассматривает тот период, когда слава о богатстве Сибири разошлась по России и власти охотно отправляли казаков ставить остроги и облагать сибирские народы ясаком. Вот об этом дальнейшем продвижении казачьих отрядов в Сибирь и пишет автор подробно и честно.
 
12+
 
Андриевич, В. К. Краткий очерк истории Забайкалья. От древнейших времен до 1762 года / Владимир Андриевич. – Москва : Вече, 2013. – 284 с. – (Моя Сибирь).
 
Экземпляр книги в библиотеке № 5.
 
Что касается Ермака, этот автор тоже весьма категоричен: «Ни в одной летописи не упоминается, что Ермак воевал для царя»
 
Вообще, В. К. Андриевич подкупает тем, что называет вещи своими именами. Например, причину освоения Сибири он определяет так: «Мотив, который вызывал первое знакомство русских людей с местностями за Уральским хребтом, – нажива». Дальше в тексте, упоминая о мотивах первопроходцев, он часто заменяет слово «нажива» другими, близкими по смыслу: «барыш», «сбор дани».
 
Но вторым главным мотивом В. К. Андриевич считает все-таки «склонность к русской вольнице». И с этим не поспоришь!
 
Автор излагает историю освоения Сибири, что называется, «без лубка». Например, он много пишет о бунтах коренного населения, облагаемого большим ясаком, о чем часто умалчивают другие историки. 
 
Например, мало кто упоминает, что во время похода якутского казака Василия Курбатова в 1644 г. на Ольхон и далее, до Баргузина, продвижение отряда сопровождалось откровенными грабежами местных жителей. Неслучайно они убивали казаков и брали их в плен. Из всего отряда спастись смогли только двое. 
 
Искали казаки в Сибири и золото с серебром. Далеко не сразу эти поиски увенчались успехом. В том же 1644 году Иван Колесников пытался искать серебро в Забайкалье. Монгольский князь преподнес казаку дары, но месторождение серебра не выдал: мол, «сам покупаю у китайцев». А известный своей жестокостью правитель Балаганского острога Иван Похабов отправился в Забайкалье с приказом «золотых и серебряных искать жил». И тоже не нашел.
 
Большое внимание Владимир Андриевич уделяет выдающейся личности – Ерофею Павловичу Хабарову. Особенно его кипучей деятельности. Ведь именно Хабаров устроил в 1639 году соляные варницы в Усть-Куте. Мало того, он организовал хлебопашество (!!!) в Илимском крае, на реке Киренга. И это вызывает изумление и восхищение, ведь мы знаем, насколько рискованным занятием остается земледелие на севере Иркутской области даже в наши дни. А Ерофей Хабаров отправлял сибирское зерно в Россию!
 
Поссорившись с вороватым илимским воеводой, Хабаров был избит, посажен в тюрьму, но и после этого не успокоился и организовал экспедицию на Амур. Здесь ему пришлось вступать в сражения с маньчжурами, которые к тому времени уже были вооружены артиллерией, – но отряд Хабарова умудрялся одерживать победы.
 
Таких интересных фактов в книге В. К. Андриевича множество, с ней действительно стоит познакомиться поближе.
 
Очевидно, что отношения местного населения с казаками далеко не всегда были благостными. О некоторых интересных аспектах этой проблемы (и о многом другом) можно причитать в следующей – без преувеличения, уникальной книге. Уникальна она хотя бы тем, что автор ее, годы жизни которого 1767–1843, донес до нас не только речевые обороты литературы того времени, но и своеобразное отношение к Сибири и ее населению в конце XVIII – начале XIX века.
 
12+
 
Словцов, П. А. История Сибири: от Ермака до Екатерины II / Петр Словцов. – Москва : Вече, 2012. – 512 с. – (Моя Сибирь).
 
Экземпляр книги в библиотеках: ЦГБ (краеведение), 3, 4.
 
Слог, которым написана книга, отражает реалии мировоззрения того времени, но на взгляд современного читателя может показаться местами забавным, а местами даже уничижительным по отношению к местным жителям: «туземцы, которые пресмыкались от Урала до Енисея» – как вам это нравится? При этом автор щедро пересыпает текст цитатами из Библии, как было тогда принято. Но главное – в книге приведено огромное количество интереснейших фактов, которые автор к тому же анализирует (разумеется, на свой манер).
 
Например, тот прискорбный факт, что в Сибири «казаки увлеклись обычаями многоженства», П. А. Словцов не только объясняет, но и оправдывает. Он считает, что виноваты «изменения места и дня полярного», а также окружение казаков – «магометане и идолопоклонники». Кроме того, виновата «безгласность духовенства» и, собственно, «бессемейность казаков». Дальше идет странный и даже ксенофобский довод: мол, виновата «возможность обирать и обсчитывать нехристь». Да еще не обошлось без влияния «литвы, служившей в отрядах», как же без этого!
 
В общем, это, безусловно, интересный труд об освоении Сибири, написанный буквально «по горячим следам», читая который можно и улыбнуться, и возмутиться, и задуматься.
 
Несомненно, продвигаясь в Сибирь, казаки – авантюристы и воины по природе своей – не всегда вели себя гуманно. Но это не отменяет их огромного вклада в освоение Сибири, труда и напряжения сил, какими давался этот подвиг.
 
Поэтому необходима объективная оценка событий, и именно такую можно найти в книге Г. И. Романова и П. А. Новикова «Иркутское казачество (вторая половина XVII – начало XX века)».
 
12+
 
Романов, Г. И. Иркутское казачество (2-я половина XVII – начало XX вв.) / Герман Романов, Павел Новиков. – Иркутск : Земля Иркутская, 2009. – 352 с. – (История Восточной Сибири. Источники и исследования).
 
Экземпляр книги в библиотеках: ЦГБ (краеведение), № 456.
 
Ценность этой книги в том, что она восполняет пробел в изучении именно Восточно-Сибирского казачества. Это подробный научный труд о роли казаков в освоении и укреплении Восточной Сибири. В монографии впервые опубликовано огромное количество источников. Кроме того, в книге есть иллюстрации, карты, фотографии.
 
Авторы тоже не скрывают того факта, что казаки «примучивали» аборигенов – заставляли признать власть московского царя и платить ясак (шкуры, «мягкая рухлядь»), допытывались о серебре. 
 
Но при этом Г. И. Романов и П. А. Новиков отдают должное и подвигу казаков: «Уникальность сибирской колонизации в том, что она осуществлялась совершенно ничтожным числом людей (по сравнению с территорией и населением), военной силой которых являлись казаки».
 
И действительно – отряды первопроходцев не превышали 100 человек! Казаки терпели лишения, голод, страдали от болезней и ранений. Смогли вынести то, что обычному человеку не по силам. Немало казачьих отрядов пропало. 
 
Шли казаки по рекам, а там, где это было невозможно, перетаскивали струги волоком. Можно себе представить, каково это было без техники, какие нечеловеческие усилия приходилось прикладывать!
 
О том, насколько сильны были эти люди, говорит и тот факт, что остроги они ставили всего за 1-2 месяца!
 
Это уже потом из Москвы в острог направляли воеводу и «письменную голову» – грамотного предводителя отряда с «наказанной памятью» (боевыми задачами отряда).
 
Монография Германа Романова и Павла Новикова интересна не только своей объективностью, но и огромным количеством фактов и терминов, при этом написана понятным языком и очень интересно.
 
Семнадцатый век вошел в историю не только как век освоения Сибири, но и как «бунташный век». И здесь не обошлось без казаков. Ведь организатором одного из самых известных бунтов был донской казак Степан Разин. Неслучайно писатели обращались к этому образу. Многим знаком роман А. П. Чапыгина «Разин Степан» и роман В. М. Шукшина «Я пришел дать вам волю».
 
Продолжались казацкие бунты и в XVIII веке, при этом шло неуклонное наступление государства на казачьи вольности. Уже при Петре I запрещалось проводить выборы, и казачьи атаманы назначались сверху. Кроме того, все казачьи чины – есаулы, хорунжие – фактически были встроены в «Табель о рангах». А после восстания Кондратия Булавина в 1707-1708 гг. Петр 1 включил донских казаков в состав русской армии. Из-за предательства гетмана Мазепы Петр разорил Запорожскую Сечь, и многие казаки бежали в Крым. Анна Иоанновна простила запорожцев, но за ними велась слежка и осуществлялся контроль Сената. Елизавета Петровна запретила казакам избирать кошевого атамана. 
 
Разумеется, бунты не прекратились, и XVIII век известен самым массовым и кровавым восстанием под предводительством донского казака Емельяна Пугачёва. Интересно, кстати, что Пугачёв родился в той же станице Зимовейской, что и Степан Разин. 
 
Тема пугачёвского восстания интересовала писателей своей остротой и трагизмом. Наш гений Александр Сергеевич Пушкин является автором не только знаменитой «Капитанской дочки», но и исторической монографии «История Пугачёва»
 
12+
 
Пушкин, А. С. Историческая проза / Александр Пушкин. – Москва : Советская Россия, 1991. – 640 с.
 
Экземпляр книги в библиотеках: ЦГБ (абонемент), ЦДБ
 
Для написания «Истории Пугачёва» Александр Сергеевич провел огромную работу с архивными документами, посещал места, где проходили события бунта. Пушкин разобрался в истоках и причинах восстания. Ведь не случайно к Пугачёву примкнули и военные, и крепостные крестьяне, угнетение которых при Екатерине II достигло апогея, и рабочие уральских мануфактур, положение которых было очень тяжелым, и представители коренных народов, тоже ущемленных в правах.
 
Полную картину хода восстания, от его предпосылок до разгрома и казни Пугачёва рисует Александр Сергеевич в своем исследовании – гениально и пронзительно, как и всё, что он написал. 
 
После восстания Пугачёва была ликвидирована Запорожская Сечь, куда самозваный «Петр III» собирался двинуться, а земли раздали помещикам. Екатерина II уничтожила гетманство. Часть донских казаков была насильно переселена с Дона на Кубань и в Оренбуржье. Яицкое казачье войско переименовано в Уральское, да и река Яик – в Урал.
 
Сами казаки все больше превращались в воинское сословие на службе у государства. И в этом качестве в XIX веке они внесли свой огромный вклад в победу в Отечественной войне 1812 года, героически сражались в русско-турецких войнах. Одной из интереснейших личностей этого века является атаман Платов.
 
12+
 
Краснов, П. Н. Атаман Платов. Осиное гнездо : романы / Петр Краснов, Василий Биркин. – Москва : Вече, 2008. – 496 с. – (Казачий роман).
 
Экземпляр книги в библиотеках: № 1520.
 
Речь в этом романе идет об одном из самых известных и легендарных казаков. Матвей Иванович Платов (1751–1818) был атаманом Донского казачьего войска, генералом от кавалерии и героем русских войн. Кстати, фигура его довольно противоречива. Например, Н. С. Лесков вывел его в «Левше» в весьма сатирическом виде. 
 
Тем не менее Платов действительно герой. В 1774 г. его отряд численностью в одну тысячу человек разбил хана Девлет-Гирея (25 тысяч человек) у реки Калалы. Судьба его тоже весьма неровная: император Павел I отправил его в Петропавловскую крепость, потом освободил. Следующий император, Александр I, назначил Платова атаманом войска Донского. 
 
В Отечественную войну 1812 года Платов участвовал в Бородинском сражении, кроме того, его казаки взяли в плен за время войны 70 тысяч врагов и захватили около 500 орудий, а многое из награбленного французами добра Платов вернул в Москву. 
 
Но – герой пил! И за это его отстраняли от войска, а потом снова вызывали, потому что без него было гораздо сложнее одерживать победы. 
 
Александр I уважал Матвея Ивановича и даже пожаловал ему титул графа. Мало того, взял с собой в поездку в Лондон (именно этот эпизод описан Лесковым в «Левше»). Поразительно, что в Лондоне М. И. Платову (военному человеку!) присвоили звание доктора Оксфордского университета. За свою бурную и насыщенную жизнь Платов успел еще вывести новую породу лошадей и основать город Новочеркасск, в котором и умер.
 
Действительно, стоит почитать книгу Петра Краснова и Василия Биркина – художественный вариант биографии этой яркой личности.
 
Трагична судьба казаков в ХХ веке. С одной стороны, им были близки идеи большевиков о справедливости и воле. С другой – они должны служить верой и правдой «Богу, царю и отечеству». Гражданская война развела по разные стороны фронта даже самых близких людей. 
 
Непростой нравственный выбор в условиях сложнейшей ситуации в стране, метания между идеями «красных» и «белых», сомнения и терзания казаков гениально показаны Михаилом Шолоховым в романе «Тихий Дон».
 
Похожие страсти кипят и на страницах романа «Даурия» Константина Седых
 
В советской литературе о казачестве симпатии читателя, естественно, должны были быть на стороне казаков, примкнувших к «красным». После перестройки, когда стало можно говорить на запрещенные ранее темы, а многие страницы истории были переосмыслены, появилась целая серия исследований и романов о «белом движении», в том числе – о казаках. В качестве примера такой литературы можно назвать книгу Александра Смирнова «Вожди белого казачества. Атаман Каледин».
 
12+
 
Смирнов, А. А. Вожди белого казачества. Атаман Каледин / Александр Смирнов. – Санкт-Петербург : Нева, 2003. – 316 с. – (Рассекречено).
 
Александр Смирнов – журналист, действительный член Русского географического общества, много лет изучал историю белоказачьего движения. В книге «Казачьи атаманы» он исследует тему разгрома казачества, передела земель казаков, запрета их традиций. А в книге «Атаман Каледин» повествуется о судьбе атамана Донского казачьего войска, который сразу после революции вступил в борьбу с большевистской властью. Судьба его трагична: А. М. Каледин покончил жизнь самоубийством. Автор пытается разобраться в причинах этого поступка на фоне общей драмы российского казачества. 
 
Сегодня делаются попытки возродить традиции казаков, воссоздать их дух. Одна из интереснейших книг на эту тему написана Николаем Мериновым, который с октября 1991 являлся атаманом Иркутского казачьего войска. 
 
12+
 
Меринов, Н. М. Иркутское казачье войско: история и современность. / Николай Меринов. – Иркутск : Репроцентр А1, 2009. – 335 с.
 
Экземпляр книги в отделе краеведения ЦГБ.
 
Книга Николая Меринова – колоссальный труд человека увлеченного, который занимается темой иркутского казачества с полной самоотдачей. Издание содержит огромное количество иллюстраций, карт, документов, фотографий – как старинных, так и современных.
 
В книге говорится об истории иркутского казачества, насчитывающей несколько веков, о драматических ее страницах во время революции и Гражданской войны. О судьбах казаков в период террора, репрессий и сталинских лагерей и о полном разгроме казачества.
 
Но, самое главное, в книге рассказано и о возрождении казачества, о том, как протекает сегодня этот непростой процесс в нашей области.
 
Каждый имеет право относиться к казачеству по-своему, тем не менее, иметь представление о таком значительном и многоплановом явлении в истории отечества, конечно, стоит! Человек, решивший познакомиться с этой темой поближе, откроет для себя огромное количество художественных книг, монографий, публицистики. Лишь с мизерной частью этого колоссального объема мы вас познакомили в данном обзоре.
 
Обзор подготовила ведущий библиотекарь библиотеки № 20 
Надежда Николаевна Краснощекова