Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Опубликовано: 2024-02-02
 
 
В 2024 году в России торжественно отметят 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. 
 
Байкало-Амурская магистраль – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный железнодорожный выход России к Тихому океану. Общая протяженность магистрали – 4 300 километров. За всю историю ее строительства в нем участвовали свыше двух миллионов человек. На трассе пробито восемь тоннелей, возведено 1 400 мостов, из них 142 длиной более 100 метров, уложено 1 800 водопропускных труб, более 200 железнодорожных станций и разъездов, построено свыше 60 городов и поселков. Вообще мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа.
 
Идея проложить железнодорожный путь по маршруту нынешней Байкало-Амурской магистрали появилась еще в середине XIX века. В 1937 году ХХ века началось полномасштабное строительство, но нехватка рабочих рук, а затем Великая Отечественная война внесли свои коррективы – стройку пришлось заморозить, и реализация проекта растянулась на многие десятилетия. В результате были разработаны новые технические проекты, и 1974-й год стал годом второго рождения БАМа – в апреле магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Сюда хлынули тысячи комсомольцев, они считались основной рабочей силой. Именно поэтому впоследствии БАМ был переименован в Байкало-Амурскую железную дорогу имени Ленинского комсомола. 
 
Основной этап строительства магистрали пришелся на 1974–1984 годы. В течение этих десяти лет в эксплуатацию вводились отдельные участки магистрали. Была восстановлена разобранная в годы войны трасса БАМ – Тында, провели линию Тында – Беркакит, соорудили мост через реку Витим, который называли самым сложным в проекте. В этот период был начат и Северомуйский тоннель, самый длинный в СССР (его протяженность – 15 километров). Правда, его строительство завершилось только в 2003 году. 
 
1 октября 1984 года две части магистрали, которые строились навстречу друг другу, соединились на станции Куанда. Было торжественно уложено «золотое звено», а 27 октября официально открыли движение поездов от Тайшета до Советской Гавани.
 
БАМ стал великим экономическим проектом. Еще ни одна комсомольская стройка не протягивалась на четыре тысячи километров, до самого Тихого океана. Еще ни одна не имела такого громадного влияния – на территорию в полтора миллиона квадратных километров, три Франции… И чего только не было на этой территории! Необходимо отметить, что «магистраль века» имела не только огромное экономическое, но и великое нравственное, воспитательное значение. История строительства магистрали отражена в многочисленных произведениях искусства: в песнях, книгах, памятниках, фильмах и т.д.
 
Литература
 
Алексеев, А. И. Хождение от Байкала до Амура / А. И. Алексеев. – Москва : Молодая гвардия, 1976. – 208 с. : ил.
Доктор исторических наук А. И. Алексеев рассказывает об открытии и освоении мест, где пролегает трасса БАМа, о первых проектах магистрали.
 
Байкало-Амурская магистраль : фотоальбом. – Москва : Планета, 1984. – 271 с. : ил.
 
Байкал. БАМ. Будущее. – Иркутск : Иркутская областная типография № 1 им. В. М. Посохина, 2009. – 143 с.
О строительстве БАМа в Северном Прибайкалье.
 
БАМ. Легенда века / редактор Н. Горбань. – Иркутск : Форвард, 2014. – 54 с. 
Издание посвящено 40-летию со дня начала строительства БАМа.
 
БАМ. Ностальгия : фотоальбом / [автор текста О. Г. Джамиева ; фотографы: У. Ж. Джамиев [и др.] – Иркутск : На «Чехова», 2009. – 97 с. : ил.
Экземпляры книги в библиотеках: ЦГБ (отдел краеведения, читальный зал).
 
Богачев, Е. В. На дальней станции сойду / Е. В. Богачев. – Иркутск : Магистраль, 2002. – 223 с.
Очерки и репортажи Е. В. Богачева – корреспондента газеты «Гудок» Восточно-Сибирской железной дороги – расскажут читателю о простых тружениках БАМа.
 
Горлач, Л. Н. Магистраль века : документальная повесть-репортаж о строительстве БАМа / Л. Н. Горлач, С. В. Тельнюк. – Киев : Молодь, 1975. – 221 с.
 
Коробов, С. А. Миниатюрная летопись Байкало-Амурской магистрали / С. А. Коробов. – Иркутск : Оттиск, 2004. – 116 с.
Книга выпущена к 30-летию со дня начала строительства БАМА. В издании представлены миниатюры (почтовые конверты, марки, открытки), бывшие в обиходе на БАМе в разное время периода строительства.
Экземпляры книги в библиотеках: ЦГБ (отдел краеведения), библиотека № 16.
 
Кривой, А. С. БАМ от А до Я / А. С. Кривой. – Иркутск : Восточно-Сибирская издательская компания, 2004. – 368 с.
 
Лосев, П. С. Товарищ БАМ / П. С. Лосев. – Улан-Удэ : Бурятское книжное издательство, 1982. – 160 с. – (Так закаляется сталь). 
Корреспондент газеты «Правда Бурятии» рассказывает о строительстве Байкало-Амурской магистрали на самом сложном, бурятском, участке. Молодым строителям приходилось преодолевать вечную мерзлоту, горы, бурные реки, болота.
 
От Байкала до Амура / составитель Л. Ильющенко. – Москва : Молодая гвардия, 1984. – 271 с. – (Отечество).
 
«Счастливый билет...». Байкало-Амурская магистраль газетной строкой: 45 лет со дня начала строительства БАМа. 95 лет газете «Советская молодежь» : [книга-альбом] / составитель С. Гольдфарб ; редактор А. Асеева, художественное оформление С. Григорьева. – Иркутск : Принт Лайн, 2019. – 650 с. : фот.
Экземпляры книги в библиотеках: ЦГБ (отдел краеведения, абонемент, читальный зал), библиотеки 3, 4, 5, 6, 13, 14, 19, 20.
 
Чаушеску, Ф. Байкало-Амурская магистраль / Ф. Чаушеску ; перевод с румынского В. Самошкина. – Москва : Прогресс, 1988. – 208 с.
 
Шинкарев, Л. И. Второй Транссиб: новый этап освоения восточных районов СССР / Л. И. Шинкарев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство политической литературы, 1979. – 287 с.
 
Экземпляры книг в отдел краеведения Центральной городской библиотеки
 
Текст подготовила Л. Решетникова, список книг подготовила М. Фёдорова
 
 

Событие года

Год семьи

225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

100 лет со дня рождения писателя Виктора Петровича Астафьева