муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
 
1 мая 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения писателя Виктора Петровича Астафьева (1924–2001).
 
Виктор Петрович Астафьев – один из крупнейших прозаиков. В своих произведениях он ставит вопросы, волнующие в равной мере и горожанина, и сельского жителя; и людей старших поколений, и молодежь – всех, кому не безразлична участь человека на земле. Это вопросы связи времен и преемственности поколений, вопросы экологии и нравственности, осмысление войны и тема памяти, тема единства людей планеты.
 
В.П. Астафьев, пожалуй, был единственным из современных писателей, ясно понимавшим значение моральных общечеловеческих и национальных норм, которые никогда не утратят своего значения. Критики и читатели высоко ценят писателя за доброту, которую он пробуждает в людях, за ненавязчивую пропаганду абсолютных ценностей, за возможность наслаждаться его высокохудожественным и в то же время простым, понятным слогом.
 
Писатель, драматург, сценарист, эссеист, Виктор Петрович Астафьев родился в деревушке Овсянка Красноярского края, на берегу Енисея. Вот что он пишет в своей автобиографии: «Родился я 1 мая 1924 года в селе Овсянка. Все, кто ездил или собирается поехать из Красноярска в Дивногорск, никак не минуют моего родного села – оно между двумя городами, и ныне в Овсянке есть маленький железнодорожный вокзальчик. Село расстроилось, обросло рабочими поселками. Возле него деревообрабатывающий завод, по нему пролегают две дороги – шоссейная и железная, старые посады села стиснуло, прижало к реке наседающими со всех сторон строениями дачного облика – Овсянка, стоящая на границе заповедника «Столбы», сделалась считай что пригородом. Но есть еще приметы, не видные стороннему глазу и ведомые мне: лишь только скатится автобус по немыслимо крутому, извилистому спуску к речке Большой Слизневке, в ее устье чуть заметен будет травянистый бугорок – здесь стояла когда-то водяная меленка, построенная моим прадедом...»
 
Отец, Петр Павлович Астафьев, был крестьянином, крепким хозяйственником, мать, Лидия Ильинична (в девичестве Потылицына), – домохозяйкой. Две девочки, родившиеся раньше Виктора, умерли в младенческом возрасте, по сути, он был единственным ребенком в семье.
 
Коллективизация нарушила привычный уклад семьи: Астафьевы были раскулачены, а отец заключен в тюрьму «за вредительство». В семилетнем возрасте Виктор лишился и матери. Оставшегося сиротой мальчика взяли в свою семью дедушка с бабушкой. 
 
Уже в раннем возрасте Виктор пытался сочинять разные истории, за что бабушка называла его «врушей». Свою жизнь в этот период Астафьев вспоминал как самый счастливый отрезок судьбы, несмотря на тяжелые крестьянские будни. Именно в это время будущему писателю открылась красота родного края, описание которого будет впоследствии присутствовать практически в каждом произведении.
 
Счастливая жизнь мальчика закончилась после освобождения отца. Он сразу женился и забрал Виктора к себе. Заключив договор с рыбзаводом в Игарке, Петр Астафьев взял с собой на работу и сына. Однако вскоре отец заболел и попал в больницу. Виктор оказался выброшенным на улицу мачехой и вынужден был выживать. Несколько месяцев он прожил в заброшенном здании, а затем его определили в детский дом.
 
В детском доме Виктор встретил преподавателя, который повлиял на его дальнейшую судьбу. Он был поэтом и сразу рассмотрел в подростке писательский потенциал. Чтобы развить его, он давал Виктору разные задания. Одним из них стало сочинение про озеро, которое строгий учитель похвалил. Его похвалу будущий писатель запомнил на всю жизнь: «С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. Многие из них учитель ругательски ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на классном столе становилась все меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял ее, бережно развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром всего пробрало. Прочитав вслух мое сочинение притихшему классу, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго, пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!». Через годы Астафьев использовал эту работу как основу для рассказа «Васюткино озеро».
 
В детском доме Астафьев окончил шесть классов и поступил в фабрично-заводскую школу. Кроме того, он устроился на железную дорогу сцепщиком вагонов и дослужился до дежурного по станции.
 
Осенью 1942 года Астафьев добровольцем ушел на фронт, с весны 1943 года сражался на передовой, был тяжело ранен и демобилизован в 1945 году. На фронте ему довелось поработать шофером, связистом и стрелком гаубицы, во время одного из обстрелов он получил тяжелое ранение с контузией. Молодой боец был заслуженно награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над фашистской Германией».
 
В победном 1945 году Астафьев демобилизовался в звании «рядовой» Вместе с женой Марией, с которой познакомился на фронте, они уехали в город Чусовой Пермского края. Здесь у них родилось трое детей, вскоре супруги взяли на воспитание еще двоих приемных детей.
 
В 1951 году Виктор Петрович начал работать в редакции газеты «Чусовской рабочий». Здесь впервые увидели свет его произведения. Через два года он уже выпустил свою первую книгу «До будущей весны».
 
Через пять лет автора приняли в Союз писателей СССР. В течение четырех лет, с 1959 по 1961 год, Астафьев посещал Высшие литературные курсы. Затем последовали переезды из города в город, во время которых ему довелось пожить и в Перми, и в Вологде, и в Красноярске.
 
Проблематика книг В. Астафьева многопланова. Автор пишет о нравственных ценностях в жизни людей, об отношении к природе, к миру, к людям, открывает нам народные характеры, воплотившие в себе лучшие черты формировавшейся веками трудовой нравственности, любви к земле. В судьбах своих героев писатель прослеживает историю всей страны.
 
В 1954 году вышла в свет повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о молодом офицере, комвзвода Борисе Костяеве. Человек, переживший все тяготы войны, умирает в поезде от истощения по дороге в тыл. Даже любовь преданной женщины не может спасти главного героя. Автор натуралистично описывает жуткую картину войны и трагедию человеческой жизни. Эта повесть, попавшая под запрет цензуры, долго пролежала на полке, прежде чем увидела свет.
 
Повесть «Стародуб» была издана в 1959 году и стала переломным моментом в творческой жизни Астафьева. События разворачиваются в старообрядческом сибирском поселении, спрятавшемся в дремучей тайге. В первую очередь это повесть о людях, о таежных законах, которые не вызывали у автора сочувствия.
 
Интересно описывает Астафьев падение нравов староверов. Когда-то эти люди были своего рода диссидентами, отказавшимися от своего уклада и малой родины. Теперь это сообщество представлено жалкими, суеверными и трусливыми людьми.
 
Большой интерес вызывает своеобразие языка, которое можно назвать главным достоинством повести. В этой книге в полной мере проявилось писательское мастерство автора. Это касается как описаний природы, так и быта и отношений людей. Атмосферность произведению придают мастерски использованные диалектизмы.
 
Повесть «Последний поклон» написана от первого лица и рассказывает о детях тридцатых годов, которым довелось жить в эпоху коллективизации и «огненных» сороковых. В центре повествования судьба мальчика, рано оставшегося без матери. Автор с благодарностью описывает доброту простых людей, спасавших ребятишек от голода, их трудолюбие, умение радоваться жизни даже в самые тяжелые для страны годы.
 
Повесть «Царь-рыба» вышла в 1976 году. По сюжетной направленности она близка к произведениям о деревенской жизни. Завораживают читателя картины сибирской природы, особенно тех ее уголков, которые не затронула цивилизация. На этом фоне своеобразно представлены люди, утратившие нравственные нормы, в жизни которых на первом месте браконьерство, пьянство, кураж.
 
Многие работы автора были переведены на разные языки и изданы во многих странах мира.
 
В 1980 году Виктор Петрович купил дом в селе Овсянка и стал использовать его вместо дачи, все лето проживая на своей малой родине. В этот период появилось много его произведений – как художественных, так и публицистических.
 
Он начал работу над романом «Прокляты и убиты», первый том которого вышел в 1992 году, второй – в 1994. Литературные критики писали, что в этом романе видна ожесточенность писателя, которому до этого был свойственен светлый взгляд на мир.
 
В начале 2001 года у писателя ухудшилось здоровье. Вскоре у него случился инсульт. Две недели Астафьев провел в реанимации, после чего вернулся домой. Но улучшение было временным. Через полгода он снова попал в больницу. За неделю до смерти писатель полностью потерял зрение.
 
Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Его могила находится рядом с могилой дочери Ирины на кладбище недалеко от Овсянки. В деревне, где он родился, сейчас расположен музей семьи Астафьева. Через восемь лет после смерти писателю была присуждена премия Солженицына.
 
Произведения
 
Астафьев, В. П. Васюткино озеро : [рассказы] / Виктор Астафьев ; художник И. Цыганков. – Москва : АСТ, 2021. – 63 с. : цв. ил. – (Библиотека начальной школы).
 
Астафьев, В. П. Где-то гремит война : [сборник] / Виктор Астафьев. – Москва : АСТ, 2020. – 543 с. – (Эксклюзив: Русская классика).
 
Астафьев, В. П. Жизнь прожить : роман, рассказы / В. П. Астафьев. – Москва : Современник, 1986. – 319 с.
 
Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / Виктор Астафьев ; послесловие А. Туркова. – Москва : Детская литература, 2018. – 267 с. : ил. – (Школьная библиотека).
 
Астафьев, В. П. Пастух и пастушка ; Звездопад ; Кража : повести / В. П. Астафьев. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990. – 480 с. – (Сибирская библиотека для детей и юношества). 
 
Астафьев, В. П. Печальный детектив : повести, рассказы / В. П. Астафьев. – Москва : Вече, 2015. – 351 с. – (Сделано в СССР. Любимая проза).
 
Астафьев, В. П. Последний поклон : повесть / В. П. Астафьев. – Москва : Молодая гвардия, 1989. – 336 с.
 
Астафьев, В. П. Проза войны : повести, рассказы : в 2 томах / В. П. Астафьев. – Иркутск : Литера, 1993. – 2 т.
 
Астафьев, В. П. Прокляты и убиты : роман / В. П. Астафьев. – Москва : Эксмо, 2009. – 800 с. – (Русская классика).
 
Астафьев, В. П. Царь-рыба : роман / Виктор Астафьев. – Санкт-Петербург : Азбука, 2018. – 909 с. – (Русская литература. Большие книги). 
 
 
Литература о жизни и творчестве писателя
 
Байбородин, А. Поле брани Виктора Астафьева / Анатолий Байбородин // Наш современник. – 2017. – № 9. – С. 211–247.
 
Ермаков, О. За сибирским Вергилием : заметки о романе Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» / Олег Ермаков // Дружба народов. – 2020. – № 9. – С. 252–267.
 
Кузнечихин, С. Прощание с Астафьевым / С. Кузнечихин // Урал. – 2021. – № 3. – С. 206–210.
 
Воспоминания современников о писателе Викторе Астафьеве, а также рассказ о людях, близких писателю.
 
Курбатов, В. Возвращение : к 95-летию Виктора Астафьева / Валентин Курбатов // Дружба народов. – 2019. – № 5. – С. 258–263.
 
Мелихов, А. «Это моя правда, моя и ничья больше» / Александр Мелихов // Звезда. – 2019. – № 6. – С. 261–265.
 
О творчестве прозаика Виктора Астафьева.
 
Павлов, Ю. М. Виктор Астафьев, «потаенный» и явленный / Юрий Павлов // Наш современник. – 2021. – № 5. – С. 223–231.
 
Анализ творчества и личностных проявлений В. П. Астафьева.
 
Рюмин, И. Родом из Овсянки / Илья Рюмин // Смена. – 2015. – № 6. – С. 96–107 : фот.
 
О жизни и творчестве прозаика Виктора Астафьева.
 
Тарковский, М. Речные писатели: Виктор Астафьев и Валентин Распутин / Михаил Тарковский // Наш современник. – 2015. – № 3. – С. 265–273.
 
Материал подготовила заведующая отделом «Абонемент» ЦГБ 
О. И. Веснина