Как известно, существует несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться, чтобы сделать адекватный выбор? Для этого нужно хорошо понимать, чем они отличаются друг от друга, выделить те ключевые признаки, по которым можно разобраться в многообразии профессий. Есть несколько «осей измерения», которые позволяют и классифицировать профессии, и подумать о них, чтобы позже не разочароваться в сделанном выборе. Прежде всего, надо сказать, что различают несколько типов профессий в зависимости от того, что в них является предметом труда.
Основные предметы труда таковы:
+ человек;
+ природа;
+ техника;
+ знаковые системы;
+ художественные образы.
Методика, приведенная ниже, поможет разобраться в том, к каким из этих групп профессий ты более склонен.
Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения ты можешь одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных видов работы. Если тебе пришлось бы выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом списке, что ты предпочел бы? Выбери один вид работы из каждой пары и запиши его номер.
1а | Создавать, писать компьютерные программы, алгоритмы | 1б | Консультировать людей в фитнес-зале, в бассейне, на спортивной площадке |
2а | Управлять автомобилем, автобусом, самолетом, судном или другим транспортным средством | 2б | Корректировать фотоснимки с помощью компьютерных программ |
3а | Лечить кошек, собак, лошадей и других животных | 3б |
Заниматься записью, воспроизведением, обработкой, компоновкой музыкальных композиций в звуковых студиях |
4а | Проводить финансовый анализ рынка ценных бумаг | 4б | Исследовать работу мозга живых существ в специальной лаборатории |
5а | Оказывать людям медицинскую или психологическую помощь | 5б | Налаживать работу компьютеров, оборудования |
6а | Тестировать компьютеры перед их продажей | 6б | Обрабатывать, анализировать и обобщать социологические данные |
7а | Быть журналистом и писать статьи, освещая происходящие события | 7б | Рассчитывать экономически выгодный путь транспортировки товара до потребителя |
8а | Обеспечивать исправное состояние, безаварийную и надежную работу обслуживаемой техники в аэропорту, на железнодорожных или автовокзалах | 8б | Оформлять витрины универмагов; заниматься оформлением шоурумов |
9а | Выращивать и дрессировать служебных собак для поиска наркотиков | 9б | Заниматься сборкой компьютеров или оборудования, налаживать их работу |
10а | Регулировать механизмы автомобиля, заменять или ремонтировать их в случае неисправности | 10б | Изучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа |
11а | Работать с законами и кодексами, заверять документы, оформлять доверенности и договоры | 11б | Налаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры |
12а | Заниматься разведкой источников нефти, газа и других полезных ископаемых | 12б | Разрабатывать новые модели электронной бытовой техники |
13а | Заниматься техническим обслуживанием оборудования, контролировать его правильную эксплуатацию | 13б | Работать со статистическими данными страховой компании, на основе их анализа рассчитывать страховые тарифы |
14а | Преподавать какие-либо предметы в школе, техникуме, институте и т. д. | 14б | Работать в фондах архивов, находить необходимые документы |
15а | Заниматься созданием новых моделей одежды, учитывая тенденции моды и индивидуальные особенности потребителя | 15б | Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, ведомости, доверенности и т. п.) |
16а | Консультировать людей относительно туристических маршрутов других городов и стран | 16б | Разрабатывать сценарии праздников и торжественных событий, проводить их |
17а | Руководить комплексом работ по рациональному использованию, воспроизводству и защите леса в лесничестве | 17б | Оформлять, иллюстрировать сайты, книги, журналы |
18а | Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки | 18б | Проводить клинические испытания новых лекарственных препаратов на живых объектах |
19а | Разрабатывать и писать сценарии для рекламного ролика, подбирать творческую команду артистов, музыкантов, гримеров и т. д. | 19б | Следить за безопасностью компьютерной сети организации, обеспечивать ее оптимальную работоспособность для пользователей |
20а | Исправлять смысловые и стилистические ошибки в подготавливаемых для печати текстах | 20б | Оказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия |
21а | Переводить научные тексты | 21б | Производить архитектурно-восстановительные работы исторических мест |
22а | Изучать и анализировать ситуацию на фондовом рынке, покупать и перепродавать ценные бумаги, подводить итоги сделок | 22б | Проводить геологические изыскания, участвовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений |
23а | Изучать генетику, выводить новые сорта растений | 23б | Контролировать и поддерживать правопорядок, предупреждать преступления, следить за безопасностью жизни и здоровья людей |
24а | Сопровождать пассажиров во время воздушных или водных рейсов, консультировать их во время перелета или плавания по технике безопасности | 24б | Проектировать новое производственное оборудование, дома |
25а | Анализировать состояние растений и животных в загрязненных условиях среды | 25б | Сопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора |
26а | Заниматься написанием востребованных текстов для интернет-сайтов, формировать поисковые запросы по ключевым словам и т. д. | 26б | Производить химико-биологический анализ материалов, поступивших в лабораторию |
27а | Осуществлять взаимодействие с органами власти и общественными организациями, оказывать информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании | 27б | Писать мультипликационные сюжеты, создавать мультипликационных персонажей и декорации |
28а | Искать нужных работников, подбирать персонал для различных фирм | 28б | Разрабатывать мероприятия по охране редких растений |
29а | Заниматься монтажом электро- и гидротехнического оборудования в соответствии с проектом | 29б | Рассказывать о товаре, убеждать людей приобретать его |
30а | Проводить занятия с детьми по тренировке памяти, внимания, речи и т. д., организовывать игры, праздники, экскурсии и другие развлекательные мероприятия для детей | 30б | Проектировать садово-парковые зоны, оформлять участки с помощью растений |
Обработка результатов осуществляется в соответствии с таблицей. Каждый ответ, совпадающий с приведенным в ней, оценивается одним баллом по соответствующей шкале.
Человек | Природа | Техника |
Знаковые системы |
Художественные образы |
1б | 1а | |||
2а | 2б | |||
3а | 3б | |||
4б | 4а | |||
5а | 5б | |||
6а | 6б | |||
7б | 7а | |||
8а | 8б | |||
9а | 9б | |||
10б | 10а | |||
11б | 11а | |||
12а | 12б | |||
13а | 13б | |||
14а | 14б | |||
15б | 15а | |||
16а | 16б | |||
17а | 17б | |||
18б | 18а | |||
19б | 19а | |||
20б | 20а | |||
21а | 21б | |||
22б | 22а | |||
23б | 23а | |||
24а | 24б | |||
25б | 25а | |||
26б | 26а | |||
27а | 27б | |||
28а | 28б | |||
29б | 29а | |||
30а | 30б |
Подсчитывается сумма баллов отдельно по каждому из пяти столбцов. Полученная сумма свидетельствует о склонности к работе с соответствующими предметами труда:
• 11-12 баллов ‒ ярко выраженная склонность;
• 9-10 баллов ‒ выраженная склонность;
• 6-8 баллов ‒ склонность выражена средне;
• 4-5 баллов ‒ склонность не выражена;
• 0-2 балла ‒ работа с таким предметом труда активно отвергается: «что угодно, только не это».
По сумме баллов каждого столбца можно судить о склонности к профессиям разных типов. Ярко выраженная склонность или выраженная склонность показывают, что профессии именно этого типа наиболее интересны, им отдается предпочтение (впрочем, это еще не гарантирует высоких способностей именно к таким профессиям, хотя в большинстве случаев человеку интересно как раз то, к чему он более способен). Если результат свидетельствует о среднем уровне склонности сразу к нескольким типам профессий, следует выбирать профессии, сочетающие в себе разные предметы труда. Профессии из тех групп, склонность к которым не выражена, вероятно, можно освоить, но вряд ли эти профессии станут любимыми и будут приносить удовольствие.
А теперь скажем о том, что же подразумевают профессии разных типов. Предмет труда ‒ это то, на что направлена работа: за создание, обслуживание или преобразование чего работник получает деньги. Выделяют несколько групп предметов труда и соответственно им классифицируют профессии.
Человек. Это все те профессии, которые связаны преимущественно с общением между людьми, с их влиянием друг на друга. Например, врач, менеджер, учитель, психолог, социальный работник, продавец, тренер. Для успешного овладения такими профессиями важно не просто хотеть, но и уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться. Профессиональная подготовка включает два основных компонента: один касается области выполнения работы (например, тренер должен очень хорошо знать свой вид спорта, а продавец ‒ специфику предлагаемых товаров), другой ‒ подготовки к эффективному деловому взаимодействию с людьми.
Природа. Такая работа направлена на объекты живой природы. Например, это деятельность агронома, фермера, кинолога (профессионального собаковода), ветеринара, цветовода, микробиолога (специалиста по микроорганизмам), пчеловода или лесника. Биологические объекты сложны, изменчивы, нестандартны, для успешной работы с ними важны интуиция, умение заботиться о ком-либо, инициативность и самостоятельность. Обычно люди положительно относятся к живым объектам. В частности, это происходит потому, что природа ассоциируется с отдыхом. Но чтобы работа такого профиля стала твоей профессией, одной любви к отдыху на природе мало, необходимо желание постоянно и активно взаимодействовать с растениями и животными.
Техника. Это профессии, связанные с созданием, обслуживанием или эксплуатацией технических устройств, например, водитель, пилот, железнодорожный машинист, специалист по обслуживанию компьютерных сетей, инженер-технолог. К этой же группе относится и большая часть так называемых рабочих профессий: токарь, слесарь, сварщик, станочник, крановщик и т. п. Больше всего таких специалистов требуется в различных областях промышленности: для добычи и переработки полезных ископаемых, в металлургии, машиностроении, строительстве, на транспорте. Для достижения успеха в таких профессиях нужны технический склад ума, точность, склонность к конкретным действиям, а не к абстрактным размышлениям.
Знаковые системы. В этих профессиях преобладает работа с текстами, документами, различными базами данных, математическими выкладками и т. п. (все это психологи называют знаковыми системами). Примеры таких профессий: переводчик письменного текста, программист, бухгалтер, экономист, корректор, делопроизводитель, эксперт-аналитик. Для такой работы важны пунктуальность, скрупулезность, усидчивость, аналитический склад ума. Должен быть интерес к знаковым системам: текстам, таблицам, формулам, схемам, картам, разного рода условным сигналам и т. п.
Художественные образы. Деятельность профессионалов в этой области направлена на создание, совершенствование художественных образов с помощью разнообразных изобразительных средств. Это сферы живописи, скульптуры, архитектуры, кинематографии, создания литературных произведений и т. д. К этой области относятся такие профессии, как художник, скульптор, писатель, литературный редактор, режиссер, кинооператор, дизайнер, реставратор художественных произведений. Как правило, подобные профессии подразумевают творческую работу. Для овладения ими важны соответствующие способности, хорошее воображение, готовность действовать в новых, необычных ситуациях, где нет готовых, шаблонных способов решения возникающих проблем. Некоторые профессии невозможно однозначно отнести к какой-то одной из этих групп, они находятся на стыке нескольких. Взять, например, такую профессию, как кассир-операционист в банке. Он общается с клиентами, следит за состоянием их счетов и вносит изменения в базу данных при поступлении и снятии денег (то есть взаимодействует со знаковой системой), активно пользуется в работе компьютером. Парикмахер работает с клиентами и создает модельные прически ‒ художественные образы. Работа секретаря (офис-менеджера, помощника директора) включает общение с посетителями организации и ответы на телефонные звонки, оформление документации на компьютере. А еще он как «лицо фирмы» должен иметь презентабельную внешность и уметь представлять себя в выигрышном свете.