Такие качества личности, как интересы и жизненные ценности, оказывают существенное влияние на реализацию человека в профессии. Любая профессия подразумевает работу в определенных условиях, где востребованным оказывается конкретный набор качеств личности. В зависимости от того, какие качества важнее всего для работы, выделяют шесть групп профессий и шесть соответствующих им типов профессиональной направленности личности. Приведенная ниже методика позволит определить, к какому из этих типов принадлежишь ты.
Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. В таблице приведены сгруппированные по парам специальности, из каждой пары надо выбрать одну, которую ты считаешь более подходящей для себя. Рядом с названием специальности стоит ее код ‒ цифра от 1 до 6.
Записывай коды специальностей, выбранных в каждой из пар.
1 | Водитель-экспедитор | 3 | Инструктор по автовождению |
2 | Специалист по нанотехнологиям | 3 | Инструктор фитнес-центра |
6 | Архитектор | 5 | Капитан корабля |
4 | Адвокат | 6 | Дизайнер интерьеров |
3 | Официант | 1 | Кассир |
3 | Маркетолог | 5 | Управляющий частной компанией |
6 | Артист/шоумен | 5 | Директор театра |
1 | Парикмахер-стилист | 4 | Бухгалтер |
1 | Техник по монтажу телекоммуникационного оборудования | 5 | Индивидуальный предприниматель |
4 | Технический писатель/разработчик технической документации | 6 | Журналист |
6 | Фотограф | 3 | Аниматор/педагог-организатор |
6 | Ландшафтный дизайнер | 2 | Бактериолог |
5 | Владелец компании малого бизнеса | 1 | Наладчик электронного оборудования |
5 | Главный инженер по строительству | 4 | Логистик/специалист по перевозке грузов |
4 | Военный офицер | 6 | Кинорежиссер |
1 | Мастер по маникюру | 4 | Архивариус/документовед |
1 | Инженер-дефектоскопист/специалист по поиску неисправностей | 4 | Корректор |
2 | Преподаватель университета | 4 | Полицейский |
2 | Системный администратор | 4 | Нотариус |
2 | Редактор научной литературы | 4 | Переводчик текстов |
3 | Гид-экскурсовод | 4 | Риелтор/специалист по недвижимости |
1 | Электромеханик | 2 | Специалист по генной инженерии |
3 | Врач | 4 | Патентовед/специалист по интеллектуальной собственности |
6 | Ювелир | 1 | Автомеханик |
4 | Менеджер по закупкам | 3 | Спичрайтер |
1 | Машинист энергоблока | 6 | Флорист |
2 | Экскурсовод | 1 | Наладчик полиграфического оборудования |
3 | Оператор call-центра | 6 | Аккомпаниатор |
2 | Тестировщик программного обеспечения | 6 | Веб-дизайнер |
1 | Дегустатор продукции | 6 | Диджей |
2 | Океанолог | 5 | Начальник отдела экологической экспертизы |
3 | Специалист по связям с общественностью (РК) | 5 | Региональный менеджер проекта |
4 | Налоговый инспектор | 5 | Администратор ресторана |
5 | Начальник отдела продаж | 1 | Промышленный альпинист |
2 | Геолог-разведчик | 6 | Модельер |
5 | Помощник гендиректора компании | 6 | Имиджмейкер |
5 | Менеджер по развитию розничной сети | 3 | Менеджер по развитию/обучению персонала |
2 | Экономист-аналитик | 5 | Коммерческий директор |
1 | Горничная | 3 | Медицинская сестра |
3 | Преподаватель вокала/танцев | 6 | Конструктор верхней женской одежды |
3 | Ветеринар | 2 | Инженер-геолог |
2 | Заведующий научной лабораторией | 3 | Психолог-консультант |
1 | Массажист | 2 | Археолог |
4 | Государственный служащий/чиновник | 5 | Менеджер интернет-проектов |
5 | Начальник отдела кадров | 2 | Исследователь альтернативных источников энергии |
Ключ. Чтобы определить свой тип профессиональной направленности, следует посчитать количество (не сумму, а именно количество!) выборов каждого из кодов: сколько раз выбраны профессии с кодом 1, сколько раз ‒ с кодом 2 и т. д. Описания характеристик представителей различных типов профессиональной направленности приведены в таблице ниже. Тебе больше всего будет соответствовать та характеристика, по которой набрано наибольшее количество выборов.
Интерпретация результатов приведена в таблице.
№ | Тип профессиональной направленности |
1 |
РЕАЛИСТИЧНЫЙ тип Ты ‒ практик, склонный заниматься конкретными делами. Предпочитаешь работу, которая дает ощутимые результаты для тебя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, сформированных двигательных умений и навыков. Ты хорошо умеешь подчиняться и исполнять инструкции. Твоя сильная сторона ‒ практическая исполнительность. |
2 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ тип Ты скорее теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, ты любишь получать новые знания. Ты предпочитаешь работу, приносящую радость познания, а иногда ‒ и радость открытия, работу, требующую абстрактного мышления, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора. В подчинении работаешь хуже, чем самостоятельно. Твоя сильная сторона ‒ способность творчески подходить к решению различных задач. |
3 |
СОЦИАЛЬНЫЙ тип Ты ‒ коммуникатор. Любишь работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует работа, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т. п. Тебе интересна эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться. Твоя сильная сторона ‒ умение убеждать, объяснять, влиять на поведение людей. |
4 |
КОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ тип Тебе нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств. Подходит работа спокойная, без особого риска, с четким кругом обязанностей. Она может быть связана с обработкой информации, расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Тебе хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия. Твои сильные стороны ‒ спокойствие, терпеливость, способность к логической обработке информации и к глубокому изучению вопросов и желание заниматься этим. |
5 |
ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ тип Ты ‒ организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Ты предпочитаешь работу, дающую относительную свободу, самостоятельность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рискованную, требующую инициативности, предприимчивости, воли, умения брать ответственность на себя. Твоя сильная сторона ‒ лидерские качества, смелость и решительность в решении различных вопросов. |
6 |
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ тип Ты, вероятно, склонен быть ≪свободным художником≫. Тебе подходят виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения в ситуациях, где нет жесткого режима, формальностей. Тебе нравится работа, дающая простор фантазии, воображению, требующая развитого эстетического вкуса, творческих способностей (художественных, литературных, музыкальных). Твоя сильная сторона ‒ оригинальность восприятия действительности, умение видеть жизнь не так, как все. |
Следующая методика поможет определить, к какому труду ты больше склонен ‒ к исполнительскому или творческому.
Склонность к исполнительскому или творческому труду
Инструкция. Из каждой пары суждений о труде нужно выбрать одно (А или Б), точнее характеризующее ту работу, которой ты хотел бы заниматься.
№ | Вариант А | Вариант Б |
1 | Моя работа такова, что умение хорошо выполнять ее и четкое соблюдение правил гарантированно приведут к предсказуемому результату. | Даже если я выполняю свою работу качественно, я не могу точно предсказать ее результаты. |
2 | Способы и методы выполнения моей работы очень многообразны, я сам ответственен за их выбор. | Способы выполнения моей работы более-менее стандартны, известны заранее. |
3 | Что и как мне делать, определяет начальство, моя задача ‒ пунктуально исполнять распоряжения. | Моя работа не подразумевает четких инструкций, приходится постоянно размышлять о том, как действовать. |
4 | Я готов заниматься такой работой, которая требует постоянных затрат времени и сил для дальнейшего обучения, профессионального самосовершенствования. | Я хотел бы выучиться какой-либо профессии, а потом спокойно зарабатывать деньги, больше не тратя времени и сил на дальнейшее обучение. |
5 | Мое отношение к работе описывается пословицей: Лучше синица в руках, чем журавль в небе. | Мое отношение к работе точнее передает фраза Лучше охотиться за журавлем в небе, чем иметь синицу в руках. |
6 | Мне важно, чтобы на работе была постоянная возможность для профессионального развития, пусть даже в ущерб стабильности. | Главное, чтобы работа и заработки были стабильными; возможность развиваться в профессиональной сфере для меня не столь важна. |
7 | Хотелось бы иметь гарантированную оплату труда, соответствующую времени и силам, которые я трачу на работу. | Оплачиваться должен исключительно результат работы, а не потраченные на его достижение время и усилия. |
8 | Далеко не все мое рабочее время подчинено четкому расписанию, в значительной степени я сам определяю, когда и где выполнить те или иные дела. | График моей работы подчинен четкому расписанию; я всегда знаю, где и когда я должен находиться и что именно делать. |
9 | Я отношусь к работе как к необходимому условию для того, чтобы обеспечить себе достойную жизнь в нерабочее время. | Я не склонен противопоставлять работу и другие жизненные сферы; для меня трудиться ‒ это и значит жить. |
10 | Даже когда мой трудовой день закончен, в мыслях я периодически возвращаюсь к рабочим проблемам. | Моя работа завершается в момент окончания рабочего дня, я больше не вспоминаю о ней, пока не настанет следующий рабочий день. |
11 | Работа для меня ‒ это средство достижения других жизненных целей (заработать на что-то, повысить свой статус в глазах других людей и т. п.). | Работа ценна для меня именно сама по себе, а не только в связи с теми возможностями, которые она дает (например, с заработками). |
12 | Я все равно продолжил бы трудиться, даже если бы в моем распоряжении оказалась крупная сумма денег, позволяющая обеспеченно жить не работая. | Окажись в моем распоряжении достаточно денег (например, благодаря наследству), я не работал бы, а проводил время как-нибудь иначе. |
Ключ. О предпочтении исполнительского труда свидетельствует выбор варианта. А в парах с нечетными номерами и варианта Б ‒ с четными (1А, 2Б, ЗА и т. д.). Творческого ‒ наоборот: выбор варианта Б в парах с нечетными номерами и А ‒ с четными. Каждый выбор оценивается в один балл. Следует посчитать набранные суммы отдельно для исполнительского и творческого труда и оценить собственный выбор.
Выраженность склонности | К исполнительскому труду | К творческому труду |
Такая работа активно отвергается | 0-1 | 0-2 |
Склонность не выражена | 2-3 | 3-5 |
Склонность на среднем уровне | 4-6 | 6-8 |
Выраженная склонность | 7-9 | 9-10 |
Ярко выраженная склонность | 10-12 | 11-12 |