муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа

Профессиональная направленность

Как определить свою профессиональную направленность?

Такие качества личности, как интересы и жизненные ценности, оказывают существенное влияние на реализацию человека в профессии. Любая профессия подразумевает работу в определенных условиях, где востребованным оказывается конкретный набор качеств личности. В зависимости от того, какие качества важнее всего для работы, выделяют шесть групп профессий и шесть соответствующих им типов профессиональной направленности личности. Приведенная ниже методика позволит определить, к какому из этих типов принадлежишь ты.

Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. В таблице приведены сгруппированные по парам специальности, из каждой пары надо выбрать одну, которую ты считаешь более подходящей для себя. Рядом с названием специальности стоит ее код ‒ цифра от 1 до 6.

Записывай коды специальностей, выбранных в каждой из пар.

1 Водитель-экспедитор 3 Инструктор по автовождению
2 Специалист по нанотехнологиям 3 Инструктор фитнес-центра
6 Архитектор 5 Капитан корабля
4 Адвокат 6 Дизайнер интерьеров
3 Официант 1 Кассир
3 Маркетолог 5 Управляющий частной компанией
6 Артист/шоумен 5 Директор театра
1 Парикмахер-стилист 4 Бухгалтер
1 Техник по монтажу телекоммуникационного оборудования 5 Индивидуальный предприниматель
4 Технический писатель/разработчик технической документации 6 Журналист
6 Фотограф 3 Аниматор/педагог-организатор
6 Ландшафтный дизайнер 2 Бактериолог
5 Владелец компании малого бизнеса 1 Наладчик электронного оборудования
5 Главный инженер по строительству 4 Логистик/специалист по перевозке грузов
4 Военный офицер 6 Кинорежиссер
1 Мастер по маникюру 4 Архивариус/документовед
1 Инженер-дефектоскопист/специалист по поиску неисправностей 4 Корректор
2 Преподаватель университета 4 Полицейский
2 Системный администратор 4 Нотариус
2 Редактор научной литературы 4 Переводчик текстов
3 Гид-экскурсовод 4 Риелтор/специалист по недвижимости
1 Электромеханик 2 Специалист по генной инженерии
3 Врач 4 Патентовед/специалист по интеллектуальной собственности
6 Ювелир 1 Автомеханик
4 Менеджер по закупкам 3 Спичрайтер
1 Машинист энергоблока 6 Флорист
2 Экскурсовод 1 Наладчик полиграфического оборудования
3 Оператор call-центра 6 Аккомпаниатор
2 Тестировщик программного обеспечения 6 Веб-дизайнер
1 Дегустатор продукции 6 Диджей
2 Океанолог 5 Начальник отдела экологической экспертизы
3 Специалист по связям с общественностью (РК) 5 Региональный менеджер проекта
4 Налоговый инспектор 5 Администратор ресторана
5 Начальник отдела продаж 1 Промышленный альпинист
2 Геолог-разведчик 6 Модельер
5 Помощник гендиректора компании 6 Имиджмейкер
5 Менеджер по развитию розничной сети 3 Менеджер по развитию/обучению персонала
2 Экономист-аналитик 5 Коммерческий директор
1 Горничная 3 Медицинская сестра
3 Преподаватель вокала/танцев 6 Конструктор верхней женской одежды
3 Ветеринар 2 Инженер-геолог
2 Заведующий научной лабораторией 3 Психолог-консультант
1 Массажист 2 Археолог
4 Государственный служащий/чиновник 5 Менеджер интернет-проектов
5 Начальник отдела кадров 2 Исследователь альтернативных источников энергии


Ключ. Чтобы определить свой тип профессиональной направленности, следует посчитать количество (не сумму, а именно количество!) выборов каждого из кодов: сколько раз выбраны профессии с кодом 1, сколько раз ‒ с кодом 2 и т. д. Описания характеристик представителей различных типов профессиональной направленности приведены в таблице ниже. Тебе больше всего будет соответствовать та характеристика, по которой набрано наибольшее количество выборов.

Интерпретация результатов приведена в таблице.

Тип профессиональной направленности
1 РЕАЛИСТИЧНЫЙ тип
Ты ‒ практик, склонный заниматься конкретными делами. Предпочитаешь работу, которая дает ощутимые результаты для тебя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, сформированных двигательных умений и навыков. Ты хорошо умеешь подчиняться и исполнять инструкции. Твоя сильная сторона ‒ практическая исполнительность.
2 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ тип
Ты скорее теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, ты любишь получать новые знания. Ты предпочитаешь работу, приносящую радость познания, а иногда ‒ и радость открытия, работу, требующую абстрактного мышления, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора. В подчинении работаешь хуже, чем самостоятельно. Твоя сильная сторона ‒ способность творчески подходить к решению различных задач.
3 СОЦИАЛЬНЫЙ тип
Ты ‒ коммуникатор. Любишь работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует работа, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т. п. Тебе интересна эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться. Твоя сильная сторона ‒ умение убеждать, объяснять, влиять на поведение людей.
4 КОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ тип
Тебе нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств. Подходит работа спокойная, без особого риска, с четким кругом обязанностей. Она может быть связана с обработкой информации, расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Тебе хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия. Твои сильные стороны ‒ спокойствие, терпеливость, способность к логической обработке информации и к глубокому изучению вопросов и желание заниматься этим.
5 ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ тип
Ты ‒ организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Ты предпочитаешь работу, дающую относительную свободу, самостоятельность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рискованную, требующую инициативности, предприимчивости, воли, умения брать ответственность на себя. Твоя сильная сторона ‒ лидерские качества, смелость и решительность в решении различных вопросов.
6 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ тип
Ты, вероятно, склонен быть ≪свободным художником≫. Тебе подходят виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения в ситуациях, где нет жесткого режима, формальностей. Тебе нравится работа, дающая простор фантазии, воображению, требующая развитого эстетического вкуса, творческих способностей (художественных, литературных, музыкальных). Твоя сильная сторона ‒ оригинальность восприятия действительности, умение видеть жизнь не так, как все.


Следующая методика поможет определить, к какому труду ты больше склонен ‒ к исполнительскому или творческому.

Склонность к исполнительскому или творческому труду

Инструкция. Из каждой пары суждений о труде нужно выбрать одно (А или Б), точнее характеризующее ту работу, которой ты хотел бы заниматься.

Вариант А Вариант Б
1 Моя работа такова, что умение хорошо выполнять ее и четкое соблюдение правил гарантированно приведут к предсказуемому результату. Даже если я выполняю свою работу качественно, я не могу точно предсказать ее результаты.
2 Способы и методы выполнения моей работы очень многообразны, я сам ответственен за их выбор. Способы выполнения моей работы более-менее стандартны, известны заранее.
3 Что и как мне делать, определяет начальство, моя задача ‒ пунктуально исполнять распоряжения. Моя работа не подразумевает четких инструкций, приходится постоянно размышлять о том, как действовать.
4 Я готов заниматься такой работой, которая требует постоянных затрат времени и сил для дальнейшего обучения, профессионального самосовершенствования. Я хотел бы выучиться какой-либо профессии, а потом спокойно зарабатывать деньги, больше не тратя времени и сил на дальнейшее обучение.
5 Мое отношение к работе описывается пословицей: Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Мое отношение к работе точнее передает фраза Лучше охотиться за журавлем в небе, чем иметь синицу в руках.
6 Мне важно, чтобы на работе была постоянная возможность для профессионального развития, пусть даже в ущерб стабильности. Главное, чтобы работа и заработки были стабильными; возможность развиваться в профессиональной сфере для меня не столь важна.
7 Хотелось бы иметь гарантированную оплату труда, соответствующую времени и силам, которые я трачу на работу. Оплачиваться должен исключительно результат работы, а не потраченные на его достижение время и усилия.
8 Далеко не все мое рабочее время подчинено четкому расписанию, в значительной степени я сам определяю, когда и где выполнить те или иные дела. График моей работы подчинен четкому расписанию; я всегда знаю, где и когда я должен находиться и что именно делать.
9 Я отношусь к работе как к необходимому условию для того, чтобы обеспечить себе достойную жизнь в нерабочее время. Я не склонен противопоставлять работу и другие жизненные сферы; для меня трудиться ‒ это и значит жить.
10 Даже когда мой трудовой день закончен, в мыслях я периодически возвращаюсь к рабочим проблемам. Моя работа завершается в момент окончания рабочего дня, я больше не вспоминаю о ней, пока не настанет следующий рабочий день.
11 Работа для меня ‒ это средство достижения других жизненных целей (заработать на что-то, повысить свой статус в глазах других людей и т. п.). Работа ценна для меня именно сама по себе, а не только в связи с теми возможностями, которые она дает (например, с заработками).
12 Я все равно продолжил бы трудиться, даже если бы в моем распоряжении оказалась крупная сумма денег, позволяющая обеспеченно жить не работая. Окажись в моем распоряжении достаточно денег (например, благодаря наследству), я не работал бы, а проводил время как-нибудь иначе.


Ключ. О предпочтении исполнительского труда свидетельствует выбор варианта. А в парах с нечетными номерами и варианта Б ‒ с четными (1А, 2Б, ЗА и т. д.). Творческого ‒ наоборот: выбор варианта Б в парах с нечетными номерами и А ‒ с четными. Каждый выбор оценивается в один балл. Следует посчитать набранные суммы отдельно для исполнительского и творческого труда и оценить собственный выбор.

Выраженность склонности К исполнительскому труду К творческому труду 
Такая работа активно отвергается 0-1 0-2
Склонность не выражена 2-3 3-5
Склонность на среднем уровне 4-6 6-8
Выраженная склонность 7-9 9-10
Ярко выраженная склонность 10-12 11-12