муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа

Провизор

Провизор – cпециалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения, продажи лекарственных препаратов (от лат. provisor – заранее заботящийся, заготовляющий, греч. pharmakeutes – приготовляющий лекарства).

Самое распространенное в народе название этой профессии – аптекарь. Однако одна только аптека не охватывает всего разнообразия этой деятельности.

Фармация – это целый комплекс научных дисциплин, занимающихся разработкой лекарственных средств, поиском природных источников лекарственных субстанций, исследованиями этих субстанций, вопросами хранения, изготовления, отпуска и маркетинга. И основа всех этих дисциплин – фармакология – медико-биологическая наука, изучающая лекарственные вещества и их влияние на организм.

Провизор должен иметь высшее фармацевтическое образование, а также сертификат по одной из специализаций:

  • управление и экономика фармации;
  • фармацевтическая технология и фармацевтическая химия;
  • фармакогнозия (фармацевтическая наука о лекарственных средствах, получаемых из лекарственного растительного и животного сырья).

Если же выпускник фармацевтического факультета не имеет одного из этих сертификатов либо окончил только среднее специальное учебное заведение, то он может заниматься фармацевтикой только под контролем квалифицированных специалистов-провизоров.

Провизоры работают в аптеках и научно-исследовательских институтах (разработка новых препаратов), на фармацевтических фабриках, в заготовительных подразделениях фабрик (сбор и обработка лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов. А также в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.

Возможные должности: провизор аптеки или аптечного склада, научный сотрудник, разработчик, организатор заготовок сырья, аналитик качества препаратов и сырья, специалист по лицензированию и сертификации, менеджер по продажам, специалист по маркетингу рынка медикаментов и др.

Провизор должен знать современные классификации отдельных групп товаров, номенклатуру потребительских свойств, показатели и критерии выбора ассортимента при оценке качества и пригодности различных позиций для лечебно-диагностических мероприятий. Могут понадобиться и теоретические знания по проведению маркетинговых исследований товара, рынка, конкурентоспособности, а также по методам укрепления позиций определенного лекарственного средства на рынке.

Современный провизор должен быть в курсе тенденций фармацевтического рынка на уровне России, региона, локального сегмента, для того чтобы грамотно позиционировать свою организацию.

В целом, специальность провизора подразумевает знание не только медицинских и фармакологических дисциплин, но также основ экономики, маркетинга и даже психологии. Нелишними в работе будут и огромное терпение, выдержка, доброжелательность, ответственность.

Как показывают исследования, развитие карьеры провизоров происходит очень интенсивно: каждый пятый работник за год обязательно меняет занимаемую должность, при этом почти половина всех назначений происходит внутри одной специальности. Управленцы стремятся к самовыражению, повышению профессионального статуса. Следующий по распространенности – переход в группу технологов и аналитиков.