В условиях рыночной экономики руководство коммерческой компании не всегда способно самостоятельно определить, что нужно, чтобы достичь успеха и опередить конкурентов. Тут-то и приходит на помощь бизнес-аналитика. Эта деятельность относится к перспективным и высокооплачиваемым. Ее представители пользуются спросом в крупных компаниях, ведущих деятельность в различных сферах. Такие специалисты присутствует в штате банковских учреждений, IT-компаний, предприятий добывающей промышленности, фирм, занимающихся строительными работами, консалтингом и торговлей. Бизнес-аналитик выводит их работу на высокие показатели эффективности.
Профессия сравнительно молода – она начала зарождаться в 1980-х годах. Изначально была наиболее распространена в сфере предпринимательства, связанного с реализацией информационных технологий. Однако со временем специальность стала востребованной и в остальных направлениях коммерческой деятельности.
Бизнес-аналитика – это деятельность по определению того, какие изменения необходимо провести в компании, чтобы улучшить ее результаты. Соответственно, бизнес-аналитик – это человек, который занимается такой деятельностью. Иногда услуги такого аналитика называют словом «консалтинг» (от английского consulting – консультирование).
Суть этой деятельности состоит в том, что специалист оценивает состояние предприятия, его возможные перспективы развития, а также риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, о чем докладывает руководителю организации. Также он сообщает, какие управленческие решения лучше всего принять для достижения предприятием поставленных целей, увеличения прибыли и уменьшения расходов. На основании отчета специалиста руководство фирмы внедряет в работу компании необходимые изменения.
Обязанности, которые обычно выполняет специалист:
1. Изучение проблем, существующих у предприятия, и подбор путей их решения.
2. Исследование имущества, имеющегося у компании на балансе, и способы его максимально выгодного использования.
3. Анализ работы сотрудников фирмы и указание на ее недостатки.
4. Сравнение организации с ее конкурентами, выявление сильных и слабых сторон компании.
5. Подробный отчет по результатам проведенного исследования деятельности фирмы, который предоставляется руководству организации.
Плюсы специальности:
Минусы специальности:
Необходимые навыки для работы специалиста:
1. Хорошее знание экономики и основ функционирования предприятия.
2. Знания в области менеджмента и подбора кадров. Одно из направлений исследования фирмы – анализ работы персонала и оптимизация его труда. Чтобы провести изучение этой сферы деятельности и дать компании рекомендации по ее улучшению, нужно иметь представление об управлении человеческими ресурсами и способах повышения результативности их работы.
3. Знание законодательства о юридических лицах. Основные клиенты представителя профессии – коммерческие организации. Поэтому он должен хорошо знать законы, регулирующие их деятельность.
Бизнес-аналитик – востребованная и высокооплачиваемая специальность. Получить эту профессию можно в Вузе, Ссузе или на курсах.
Подготовлено по материалам журналов «Ромео и Джульетта» и «Мне 15»