Весь мир перебирается в Интернет. Не отстает и искусство. Уже не чудом, а реальностью являются виртуальные музеи. И мировое художественное наследие по одному клику компьютерной мыши оказывается в шаговой доступности от потребителя.
Действительно, что делать, если до безумия хочется побродить по залам Лувра, посмотреть на загадочную улыбку Джоконды своими глазами, а средств на поездку в Париж нет?
Вот когда на выручку приходят виртуальные музеи, экономящие и время, и финансы и дающие ощущение почти полного погружения в музейную реальность. Современные компьютерные технологии позволяют воссоздавать обстановку настоящих музеев до мельчайших подробностей, чуть не до скрипа половиц старинного паркета бывших дворцов и дворянских усадеб.
Сейчас можно, не отходя от монитора компьютера или даже с помощью мобильного телефона, побродить по мостовым Кремля, побывать в музее Мачу Пикчу в Перу или музее скрипки в итальянской Кремоне. Внимательнейшим образом со всех сторон рассмотреть экспонат, к которому не протолкнуться из-за наплыва посетителей. Передвигаться по залам в свободном режиме, где-то останавливаясь надолго, а что-то пропуская. Прослушать индивидуальную экскурсию, остановить ее, чтобы сходить на кухню за чашкой кофе, и продолжить уже в более уютной обстановке. Кроме того, сюда можно легко попасть в любое удобное время суток, не подгоняя свое плотное дневное расписание под часы работы музея.
Виртуальные музеи обеспечивают не только широкий, быстрый и легкий доступ к экспонатам, но и решение таких традиционных музейных проблем, как сохранность и безопасность фондов. Специалисты считают: сегодня необходима оцифровка материальных (фотографии, холсты, графические листки) и нематериальных (песни, звуки) ценностей, представление о которых мы бы хотели передать потомкам. Иначе останется передавать только воспоминания о них.
А есть музеи, которые существуют только в Интернете, – например, виртуальный музей ГУЛАГа. Этим проектом занимается Санкт-Петербургский научно-информационный центр «Мемориал». Его цель - объединить локальные музеи, существующие в разных уголках страны, и воссоздать в российской культуре и истории связующее звено между знанием и пониманием, фактом и событием, опытом и памятью.
Таким образом, виртуальный музей – это не выложенная в глобальную сеть подборка фотографий картин. Это аппаратно-программный комплекс, обладающий классическими признаками музея и плюс к тому вызывающий эмоциональное погружение человека в среду. Это, если хотите, новый институт, взаимодействующий с посетителями и направленный прежде всего на популяризацию знаний. Он активен, постоянно обновляется, загружает аудио – и видеоэкскурсии, реализует проекты, создает событийную онлайн-историю.
И все это для того, чтобы, получив эмоциональный отклик от посещения сайта, человек пришел и в настоящий музей. Зачем это вообще нужно? За счет нашей «визуальной насмотренности» формируется вкус, не говоря уже о получении новых знаний, расширении кругозора.
Первые музеи в виде веб-сайтов стали появляться в Интернете в 1991 году. Сначала виртуальные музеи были сайтами реальных музеев, но вскоре стали создаваться и персональные вебсайт-музеи. Самый первый из них датируется 1994 годом. В том же году французский студент Николя Пьош открыл «онлайн-Лувр», который сразу же был отмечен как «сайт года» в номинации «за лучшее использование мультимедиа». Впоследствии по требованию руководства Лувра название сайта было изменено.
В 2014 году министерством культуры России были опубликованы технические рекомендации по созданию виртуальных музеев. Они определяют критерии отнесения веб-сайта к категории виртуальных музеев для получения государственной поддержки, а также содержат ряд рекомендаций по использованию технологий для представления предметов музейного фонда и недвижимых объектов культурного наследия.
Сейчас у министерства культуры есть программа по развитию музейных интернет-порталов, самые крупные из которых − Государственный музей нового западного искусства, Государственный Русский музей (виртуальный филиал), Государственный Эрмитаж, Музей архитектуры имени Щусева.
Наиболее полная коллекция виртуальных музеев представлена на портале Культура.РФ.
Кстати, один из виртуальных филиалов Государственного Русского музея – и пока единственный в Иркутской области – с 9 октября 2014 года работает в отделе искусств Центральной городской библиотеки Ангарска. Информационно-образовательный центр позволяет не только гулять по музейным залам, знакомиться с коллекциями Русского музея, но и воссоздавать утраченные дворцовые интерьеры и даже совершать путешествия в пространство картины. Электронные материалы охватывают период с X по XXI век. Виртуальный филиал бесплатно открыт как для индивидуального, так и для группового посещения, рассчитан на детей и взрослых, людей, погруженных в искусство, и тех, кто только начинает им интересоваться.