муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа

Киберпанк

Последние десятилетия двадцатого столетия определены не только лишь неистовым увеличением всевозможных информационных ноу-хау и формированием технологического прогресса, но также и возникновением активизированных ими самобытных культурных тенденций. Одна из нихкиберпанк. Как и некоторые иные современные явления, он возник из научно-фантастической литературы.

Киберпанк (от англ. cyberpunk) — жанр научной фантастики, ключевую роль в котором играет какая-либо передовая наука, как, например, компьютерные технологии или кибернетика, зачастую сосуществующие вместе с развалом или предреволюционными настроениями в обществе. Сам термин является смесью слов «cybernetics» (от англ. кибернетика) и «punk» (от англ. панк, мусор), впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года. Обычно произведения, относимые к жанру «киберпанк», описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве. Жанр близок к антиутопии.

Сюжеты киберпанка часто построены вокруг конфликта между хакерами, искусственным интеллектом и мегакорпорациями, и тяготеют к «ближайшему будущему» Земли чаще, чем к обстановке далёкого будущего или галактических перспектив. Действие киберпанковских произведений происходит в мрачном, беспросветном будущем. Отверженные герои-одиночки пытаются противостоять обществу, которое ежедневно сталкивается с проблемами, порождаемыми взрывным технологическим ростом, всеобщей компьютеризацией и популяризацией кибернетической модификации человеческого тела. Злодеем, как правило, оказывается очередной топ-менеджер мегакорпорации, который с помощью частной армии держит в страхе весь город или даже континент. С ним сражаются хакеры, борцы за свободу, которые используют технологии во благо людей. Киберпанк стремится взволновать читателей и призвать их к действиям. Часто это выражается бунтарством.

Виднейшими представителями в литературе являются У. Гибсон, Б. Стерлинг, П. Кадиган, Р. Рюкер и Д. Ширли. В 1980-х годах киберпанк пришёл и в кинематограф, наложив заметный отпечаток на множество фантастических фильмов, снятых с тех пор. Начиная с 1990-х годов, определённые тенденции в музыке и в моде также начали связывать с данным жанром, а в мире компьютерных и настольных игр появились ролевые игры в стиле киберпанк. К началу XXI века его элементы встречаются в большом множестве произведений научной фантастики.

Киберпанк также иногда представляется как описание эволюции Интернета. Виртуальные миры часто выступают под разными именами, такими как «Киберпространство», «Сеть» или «Матрица». Важно отметить, что ранние описания глобальных коммуникационных сетей появились раньше распространения Всемирной паутины. Тогда фантасты, такие как Артур Кларк, предсказали их появление.

Российские поклонники научно-фантастической литературы до сих пор не могут найти ответа на два важнейших вопроса: «есть ли еще киберпанк?» и «существует ли вообще российский его собрат?».

Мир киберпанка

Эти сайты содержат информацию о киберпанк книгах и фильмах, собрание фантастической литературы, большую галерею изображений.

CYBERPUNKWORLD : [сайт]. - URL: http://cyberpunkworld.net/ (дата обращения: 20.05.2020).
Сайт посвящён жанру «киберпанк» и смежным с ним сферам. Основную часть контента составляют новости высоких технологий, кинематографа, компьютерных игр и литературы.

КИБЕРПАНК : [сайт]. - URL: http://kiberpank.ru/ (дата обращения: 20.05.2020).
На сайте вы найдете книги, игры, фильмы, музыку в стиле киберпанк, а также интересные статьи.

КИБЕРПАНК : [сайт]. - URL: http://kiberpanka.net/ (дата обращения: 20.05.2020).
Добро пожаловать на портал, посвященный киберпанк культуре. Здесь вы найдете все возможные направления данного жанра, такие как кино, музыка, литература и так далее. Так же вы увидите различные новшества мировой high tech индустрии, кибернетики, в общем все то что относится к данной теме.

Что почитать?

«Нейромант» Уильяма Гибсона – самый знаменитый роман современной американской фантастики, каноническое произведение в жанре «киберпанк».

Будущее в «Нейроманте» – это мир высоких технологий и биоинженерии, глобальных компьютерных сетей и всемогущих транснациональных корпораций, мир жестокий и беспощадный. Буквально по лезвию ножа должны пройти герои романа, компьютерный взломщик-виртуоз и отчаянная девушка-самурай, чтобы выполнить свою таинственную миссию, запрограммированную десятилетия назад в неведомых глубинах искусственного разума... Помимо романа, открывающего трилогию «Киберпространство», в первую на русском языке книгу Уильяма Гибсона включен цикл рассказов «Сожжение Хром», среди которых – известный «Джонни-Мнемоник», послуживший основой для нашумевшего кинофильма.

«Криптономикон» Нила Стивенсона называют романом, обозначившим новый этап в его творчестве. Здесь переплетены детективная и историко-приключенческая линии, фантастическая, реалистическая – и даже откровенно сатирическая.

Действие повествования происходит в двух эпохах: во время Второй мировой войны, и в середине 90-х, во времена бума Интернета. В 1942 году решается задача - взломать шифры знаменитых шифровальных машин вражеских союзников - японской «Индиго» и немецкой «Энигмы».
А в самом конце XX века, во время бума IT-технологий, создается независимое информационное государство-пространство, «информационная Швейцария». «Реальная» столица Сети. Рай хакеров. Кошмар корпораций и банков. «Враг номер один» ВСЕХ мировых правительств. Услуги такого защищенного хранилища информации могут оказаться востребованными самым разным людям и организациям - от хакеров до международных корпораций... Очень своеобразный, запоминающийся, но легкий язык повествования. Поражает многоплановость произведения. Как пишут критики «в «Криптономиконе» Нил Стивенсон соединяет несколько уровней повествования в единый гипертекст,  и создает поразительно удачное и единое целое, которое не оставит равнодушным ни ценителя элитарной современной прозы, ни поклонника просто отличной жанровой литературы». Книга номинировалась на премию Хьюго за лучший роман в 2000 году.

Чарли Хьюстон. «Неспящие».

Десятая часть жителей Лос-Анджелеса в альтернативной реальности мира компьютерных игр заболевает неизлечимой болезнью, лишающей сна. Этот вирус неизлечим и от него нет спасения. Лишенный сна, через год человек в любом случае погибает. Единственное, что можно сделать – немного ослабить мучения при помощи лекарства, известного под названием «дремы», которое и становится главной ценностью нового мира. Исковерканная стремительным натиском пандемии, прежняя цивилизация распадается. Балом правят наркотики и виртуальная реальность, куда люди сбегают от ужасающей их действительности. Вот именно в этих декорациях и происходит история, которую рассказывает нам Чарли Хьюстон.

Действие книги Александра Чубарьяна «Хакеры»начинается в 1998 году в Питере. Лекс и Ник, два побратавшихся пацана из образцово-показательного детдома, не на шутку увлекаются информатикой и программированием. Однажды они взламывают локальную сеть в компьютерном клубе, принадлежащем отставному ФСБ-шнику. Череда событий, вызванных этой шалостью, заставит друзей кочевать по всем уголкам нашей страны – да и не только нашей. Тайные организации, промышленный шпионаж, быстрые деньги, кибервойны, успешные сетевые проекты, заказные убийства, воля сильных мира сего – все это и многое другое сделает в конце концов бывших побратимов смертельными врагами. И не последнюю роль в этом сыграет таинственная девушка с брелоком в виде паука из серебристого металла...