муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа

Изменено: 2023-12-01

18+

ОБЗОР ЖУРНАЛА «ДИЛЕТАНТ» ЗА 2021 ГОД

* В ТЕКСТЕ СТАТЬИ СОДЕРЖИТСЯ ИНФОРМАЦИЯ О МАТЕРИАЛЕ (ИНФОРМАЦИИ) ПРОИЗВЕДЕННОМ, РАСПРОСТРАНЕННОМ И (ИЛИ) НАПРАВЛЕННОМ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ** ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЫКОВА** ДМИТРИЯ ЛЬВОВИЧА.

** 29.07.2022 БЫКОВ ДМИТРИЙ ЛЬВОВИЧ ВНЕСЕН МИНЮСТОМ РОССИИ В РЕЕСТР СМИ И ФИЗЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

 

«Дилетант» – российский познавательный исторический журнал для семейного чтения. Издается с января 2012 года. Журнал содержит несколько постоянных рубрик: «Тема номера», «Портретная галерея Дмитрия Быкова*», «Гербовник», «Картина».

В № 61, открывающем год, главная тема – мушкетеры, девиз которых – «Один за всех, и все за одного!». Личная охрана – обычная вещь для европейского монарха. Но почему из всех королевских гвардий лишь французским мушкетерам удалось стать легендой, можно узнать из этого номера журнала. Тех, кто интересуется российской историей, привлечет главная тема  64 – Павел I. Речь идет о царе, который оказался жертвой заговора. Павла I не любила родная мать Екатерина II. Его до 40 лет не подпускали к собственным детям и государственным делам. Взойдя на престол, Павел несколько лет пытался заменить стиль правления матери на стиль Петра I, мстил за обиды юности, боролся с вольномыслием. В итоге Павел был убит – заговор против императора возглавил тот, кому он больше всех доверял. Июльский номер (№ 67) посвящен Тарасу Бульбе, легенду о котором воплотил в своем произведении Николай Гоголь.

С 2019 года в журнале ведется рубрика «Гербовник». О гербах знаменитых русских династий и истории родов можно узнать из материалов Евгения Снегова. В № 61 автор рассказывает о гербе Витгенштейнов – одного из богатейших родов России, давшего стране героя Отечественной войны 1812 года, а в майском номере (№ 65) – о гербе князей Кропоткиных, которые состояли на царской службе еще с XV века и были далекими предками варягов Рюрика. Также в номерах журнала за 2021 год можно прочитать о гербах Безбородко, рода Барклая-де-Толли, Бобринских, Кантакузиных.

Рубрику «Картина» ведет Алексей Нарышкин. В этой рубрике представлено историческое полотно и справка к изображенному на нем сюжету. На картине выделены отдельные элементы, каждому из которых дано описание. В декабрьском номере (№ 72) автор представляет читателям русского художника Петра Мясоедова с его картиной «Сожжение протопопа Аввакума». Читатель сможет не только прочесть детализацию картины, но и узнать, например, что 14 лет Аввакум просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая проповедническое служение. В № 62 – обзор картины Ильи Репина «Приезд Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты». Оказывается, что будущий император Петр, навещая соколиный двор, поинтересовался количеством охотников, которые находились на госсодержании (300 человек), и добился разрешения сократить штат и перевести в потешные полки. Для любителей живописи – рассказ о картине Василия Сазонова «Дмитрий Донской на Куликовом поле» в № 61, «Смерть Олафа» Петера Арбо – в № 67, «Октавиан и Клеопатра» Луи Гоффье – в № 64 и о многих других малознакомых картинах – в остальных номерах журнала.

Михаил Логинов – постоянный автор журнала, который ведет рубрику «Кумир и Супостат?». Здесь он рассказывает о знаменитых людях, которые могли изменить ход истории. Январский номер (№ 61) открывает статья «Наполеон: в императоры из республиканца». В № 62 читатели, ознакомившись со статьей «Савонарола: борец с коррупцией и искусством», могут узнать о монахе-доминиканце Савонароле, который заставлял гениальных художников сжигать свои полотна. Тем самым он хотел очистить огнем самый богатый и пышный город Италии, но в итоге сам сгорел на костре. В № 68 в статье «Король-солнце: блеск и затмение абсолютизма» Михаил Логинов пишет о том, что Людовик XIV получил свое знаменитое прозвище в юности, так как любил устраивать в домашнем театре красочные представления с танцами. Он превратил Францию в супердержаву, но он же создал условия, при которых страна начала необратимо клониться к упадку.

В каждом журнале в рубрике «Документ» печатаются материалы из прошлого нашей истории. В февральском № 62 из статьи Ольги Дмитриевой «Чумной форт» читатель узнает о том, что лекарства и вакцины, спасавшие миллионы жизней, создавались в закрытом от мира Чумном форту. В № 68 Юлия Кантор в статье «Русская Пруссия» рассказывает, что 75 лет назад на карте нашей страны появился новый регион – Кёнигсбергская область, а 9 июля 1946 года ее переименовали в Калининградскую. В майском № 65 Алексей Кулегин в материале «На смерть вождя: от сожаления до ехидства» говорит о том, что смерть вождя российской революции стала громадным потрясением для всей страны. С другими документами можно познакомиться в остальных номерах журнала.

В 2020 году открылась новая рубрика «Пенитенциарий», и ведет ее Юлия Демиденко. Рубрика рассказывает о местах заключения. № 64 представляет статью «Тюрьма Сугамо: культура забвения», где идет речь об истории первой в Японии тюрьмы.  № 72 в статье «Печальный замок на Тибре» рассказывает о самой жестокой в мире тюрьме, напоминающей величественную консервную банку, – одном из главных памятников Вечного города, за которым в XIX веке закрепилось название «Римская Бастилия». А в № 69 материал «Мрачный замок Иф…» рассказывает о знаменитой французской тюрьме, которую многие знают по роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо».

Рубрику «Опознание» ведет Александр Кибовский. В этой рубрике рассказывается о том, как автору с помощью коллег из разных стран удалось решить загадки, интересовавшие его более тридцати лет и уходящие своими корнями в XIX столетие. Так, в ноябрьском номере (№ 71) в статье «Генерал-рекетмейстер» напечатана разгадка о единственном графическом портрете Боровиковского, который наряду с его религиозными эскизами свидетельствует, что он в совершенстве владел всеми приемами художественного рисунка. А в февральском номере (№ 62) в статье «Дядька императора» автор раскрыл тайну о том, что в Российской империи воспитание царских детей было делом не столько педагогическим, сколько политическим. Так как в будущем правителям предстояло возглавлять державы, занимать высшие посты, от их знаний и хороших манер зависела стабильность и процветание государства.

Рубрику «Архивы Эрмитажа» ведут разные авторы, в ней печатаются материалы о событиях Эрмитажа во время Великой Отечественной войны. Елена Соломаха в статье «Две войны – две эвакуации», опубликованной в № 61, рассказывает, что в июле 1941 года была заранее спланирована операция по спасению национального достояния. Этот же автор в № 64 представляет статью «Музей и революция», в которой идет речь о событиях, произошедших в 1917 году в Эрмитаже. В № 68 Ирина Ефимова в статье «Блокадный огород» говорит о том, что весной 1942 года измученные голодом работники Эрмитажа были вынуждены, как и все жители Ленинграда, устроить огород для выращивания семян и рассады.

Алексей Дурново – постоянный автор журнала. В 2020 году он ведет рубрику «Сражения». Здесь он рассказывает о малоизвестных сражениях, которые в той или иной степени потрясли мир. Февральский номер (№ 62) представляет статью «Фермопильская битва», в которой идет речь о сражении, произошедшем 11 августа 480 г. до н.э., где отряд царя Спарты Леонида героически погиб в сражении с огромной армией персидского царя Ксеркса. В № 70 читатели могут узнать о битве при Павии, которая произошла 24 февраля 1525 года в материале «Битва при Павии. Бой времен». Историки называют эту битву последней баталией Средних веков или же первым сражением Нового времени. Также в этой рубрике можно прочитать о морском сражении между флотами Священной лиги и Османской империи в № 68, о битве на Сомме, где впервые были использованы танки – в № 65.

Вероника Борецкая в рубрике «Личный архив» в статье февральского номера «Зоя. В жизни и на экране» рассказывает о том, что в российский прокат вышел фильм «Зоя», посвященный трагической судьбе Зои Космодемьянской, первой женщины, удостоенной во время Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза. А Наталья Морозова в апрельском номере, в материале «Леонид Городин. Человек и словарь», представляет читателям автора и составителя «Словаря русских арготизмов», который не был профессиональным лингвистом, а образование получил в местах заключения, куда попал по статье «контрреволюционная троцкистская деятельность».

В январском номере, в рубрике «Семейный архив», Борис Вишневский в статье «Личное дело Натана Стругацкого» рассказывает о том, что историк Анатолий Разумов в 2019 в архиве Российской национальной библиотеки обнаружил уникальный документ – личное дело Натана Стругацкого, 1892 года рождения, начатое 17 октября 1937 года и законченное 20 декабря 1941 года. Эти четыре года Натан Залманович, отец великих фантастов Аркадия и Бориса Стругацких, проработал в Публичке, ставшей его последним местом работы.

Не менее интересна в журнале рубрика «Единица хранения». В ней публикуются документы из архива СССР. В № 65 Кирилл Александров в статье «Должен отбывать. Полностью» рассказывает о том, что узники ГУЛАГа после 15 июня 1939 года не могли получить условно-досрочное освобождение, однако их стимулировали при помощи улучшенного питания и смягчения режима. А в ноябрьском номере в статье «Сломить кулацкий саботаж» представлены документы из архива генерал-полковника Дмитрия Волкогонова от 27 ноября 1932 года об усилении мер по хлебозаготовкам.

Продолжается рубрика «Портретная галерея Дмитрия Быкова**», в которой наш современник, поэт и писатель Дмитрий Быков** публикует переработанные биографии отечественных и зарубежных литераторов. Майский номер представляет читателям литературный портрет Ивана Тургенева, августовский – поэта Юрия Кузнецова. В № 61 любители французской литературы могут ознакомиться с литературным портретом Гюстава Флобера, а в № 67 – прочесть об итальянском ученом-философе, авторе книги «Имя розы» Умберто Эко. О творческих и жизненных судьбах известных писателей и поэтов можно прочитать также в других номерах журнала за 2021 год.

Конечно, есть в журнале материалы, которые не имеют продолжения в последующих номерах, но представляют, тем не менее, определенный интерес. Так, в № 61 Константин Котельников в статье «Женщина, на паровоз!» рассказывает о том, что с начала 2021 года пассажиры Московского метрополитена увидят в кабине машиниста электропоезда водителей-женщин. Материал можно прочитать в рубрике «85 лет Московскому метро».

В № 68 в рубрике «Транспорт» Константин Котельников в статье «Порт без воды и заброшенный кинотеатр» удивит читателей рассказом, как транспорт изменил прошлое к лучшему, а в № 71 этот же автор в статье «Трамвай покоряет Москву» расскажет о трамваях начала XX века: кому нельзя было входить в вагон, чего опасались пассажиры и кто такие «висельники».

Каждый номер заканчивается рубриками «Посмотреть. Почитать. Поиграть» и «Кроссворд». Рубрика «Посмотреть. Почитать. Поиграть» предлагает знакомство с новинками кинопроката, вышедшими в текущем году книгами, новыми компьютерными играми. А кроссворд можно просто поразгадывать на досуге, применив свои старые и новые знания, полученные из материалов журнала «Дилетант».

Спонсор подписки на 2021 год – мебельная фирма «Ваш уют».

Приятного и полезного чтения!