муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
 
12+
 
Дорогие читатели! Сотрудники отдела искусств Центральной городской библиотеки знакомят вас с изданиями серии «Русский музей».
 
2021 год объявлен Годом Байкала в Иркутской области. Тем более приятно представить книгу о художнике-путешественнике Андрее Ефимовиче Мартынове.
 
Путешествуя проездом в Китай с посольством графа Ю. А. Головкина, художник был впечатлен природой Байкальского края. Так появилось несколько живописных пейзажей: «Байкал», «Вид Байкала с Чуманского камня», «Вид Байкальского озера» и др.
 
Андрей Ефимович Мартынов : 1768 – 1826 : альманах. Вып. 419. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 2014. – 131 с. : ил. – (Русский музей).
 
Издание посвящено творчеству русского пейзажиста конца XVIII — первой трети XIX века, блестящему рисовальщику и граверу А. Е. Мартынову. Его творческая судьба вместила разноплановые и яркие события, отразившие особенности его художественного темперамента и натуры. В его работах определяющими стали две темы – путешествие в Китай в 1805 году и Петербург с его окрестностями. Наиболее интересной для читателя, несомненно, станет статья Натальи Соломатиной об Андрее Ефимовиче Мартынове, которая предваряет издание. 
 
Имя художника, о котором пойдет речь в следующем издании, известно больше искусствоведам. Он, как и Андрей Мартынов, жил и писал на рубеже XVIII-XIX веков. Это Григорий Угрюмов. Но, как часто бывает, одним уготована память на века, другим же, не менее талантливым, – почти полное забвение через пару десятилетий. 
 
Григорий Угрюмов : 1764 – 1823 : альманах. Вып. 430. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 2014. – 72 с. : ил. – (Русский музей). 
 
Открывает издание статья Светланы Моисеевой «Живописец, наполненный любви Отечества…», в которой рассказывается, что Григорий Иванович Угрюмов был не только крупнейшим русским живописцем своего времени, но и руководителем важнейшего в академической системе класса исторической живописи. Продолжая рассказ о художнике, автор называет произведения, которые принесли ему известность. Одно из них – картина «Испытание силы Яна Усмаря». Именно она стала явлением исторической живописи.
 
Кроме того, им создано много произведений на библейские, исторические и мифологические сюжеты, а также десятки портретов. Современники Г. Угрюмова относили его «к избранному числу тех художников, появление которых составило эпоху в истории русского искусства».
 
Альманах включает изобразительный блок с живописью Г. Угрюмова, рисунками, копиями, произведениями, которые приписывались ему ранее, а также рисунками и гравюрами, сделанными с произведений Угрюмова. Каждая работа сопровождается комментариями об истории создания и выбранной теме. 
 
А этот художник еще при жизни стал фигурой мифологической. Его искусство было предметом огромной зрительской любви и бурных критических полемик. Авторитет и популярность мастера были ни с чем не сравнимы. Через его мастерскую прошли многие живописцы, оставившие яркий след в искусстве 1890-х годов и первой четверти XX века. Возможно, читатели уже догадались, что речь пойдет об Илье Ефимовиче Репине.
 
Репин и его знаменитые ученики : альманах. Вып. 314. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 2011. – 72 с. : ил. – (Русский музей). 
 
Альманах посвящен творчеству русского живописца мирового уровня Ильи Репина и его учеников – Бориса Кустодиева, Николая Рериха, Филиппа Малявина, Николая Фешина и других. 
 
Репинское творчество «учило» лучше любых слов. На «Бурлаках» формировалось реалистическое направление. «Не ждали» стала мощным толчком к рождению русского импрессионизма. Его портретными работами восхищались все. Если Кустодиев взял от Репина широту взгляда на мир и опору на музейную традицию, то Малявин «возвел в степень» его фактурную энергию, дар живописного натиска.
 
Глубоко осознав масштабное репинское творчество и полагая, что «в красках Репин сказал миру то же, что Толстой и Достоевский», Эдельфельд проницательно заметил: «Русское искусство теперь встало на правильный и естественный путь…».
 
Обо всем этом повествуется во вступительной статье Владимира Леняшина.
 
Альбом иллюстраций, который продолжает издание, содержит развернутую информацию о каждой работе. 
 
У Репина были не только ученики, ставшие впоследствии знаменитыми, но и художники-друзья. Среди них Василий Иванович Суриков. Увлекаясь стариной, друзья часто гуляли по Москве, стараясь представить себе, какой она была два столетия назад. Вместе находили интересные типажи, подходящие для будущих картин. Сурикову нужно было много персонажей, и они с Репиным отмечали их в толпе. Дружить – это не лукавя сказать другу правду о его работе, не щадя, не прячась за жалость. Такой искренней была дружба Репина и Сурикова. О Василии Сурикове и пойдет речь в следующем издании.
 
Василий Суриков в Русском музее : альманах. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 1998. – 127 с. : ил. – (Русский музей).
 
Суриков создал произведения живописи всеобъемлющего национального значения. Он автор всем известных полотен «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка» и других.
 
Однажды художник Игорь Грабарь привез к Василию Сурикову коллекционера. Тот хотел приобрести у художника какую-нибудь картину. Суриков встретил гостей радушно. Стал показывать свои этюды на продажу. Собиратель живописи время от времени интересовался ценой того или иного произведения и всякий раз неодобрительно качал головой: «Что же вы, Василий Иванович, разве можно так высоко оценивать такой крошечный этюдик?». Цена «этюдика» была внушительной (по тем временам) – 5000 рублей.
 
К торгу подключился Игорь Грабарь, он попросил: «Уступите, Василий Иванович!». Суриков вздохнул и ответил: «И хотел бы уступить, да имя не позволяет!».
 
Данное иллюстрированное издание вышло к 150-летию со дня рождения художника. В нем представлены все произведения В. И. Сурикова из коллекции Русского музея. Оно содержит краткую биографию художника, а также сведения о его выставках, состоявшихся в Русском музее
 
В последние десятилетия в связи с возросшим интересом к истории частного коллекционирования Государственным Русским музеем был организован ряд выставок, посвященных коллекционерам, например, Григорию Моисеевичу (Михайловичу) Левитину и Василию Александровичу Кокореву. О них рассказ далее.
 
Из коллекции Г. М. Левитина: живопись, графика : альманах. Вып. 196. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 2008. – 96 с. : ил. – (Русский музей). 
 
Многие годы Левитин собирал свою коллекцию, которая состояла из двух разделов: эскизы декораций и костюмов к спектаклям и станковые работы художников XX века. Начало собранию было положено еще до войны.
 
Бывший военный врач не забыл свои давние юношеские увлечения и с годами стал видным знатоком и исследователем русского театрально-декорационного искусства. Не оставляя медицинскую практику, продолжая оперировать и сутками дежурить в больничных палатах, он находил время и силы заниматься организацией выставок, писал статьи, преподавал в Ленинградском театральном институте, читал лекции студентам консерватории. После его смерти в 1984 году, согласно его желанию, наследники Левитина передали его коллекцию, насчитывающую более двух тысяч произведений живописи и графики, в дар музею. 
 
Книга включает статью, материалы из архива музея, связанные с передачей коллекции в дар, воспоминания художников и искусствоведов, близко знакомых с Левитиным, альбом иллюстраций и каталог с краткими биографическими сведениями о художниках. Вступительная статья посвящена биографии коллекционера, истории его собирательской деятельности. Издание подготовлено к 110-летию Русского музея.
 
Коллекция В. А. Кокорева : альманах. Вып. 401. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 2013. – 96 с. : ил. – (Русский музей). 
 
Василий Александрович Кокорев (1817 – 1889), купец первой гильдии, старообрядец, был настоящим патриотом, талантливым и предприимчивым человеком с широкой натурой. Недаром он получил прозвище «русский самородок». Его замечательное собрание удивительно по своей цельности и высокому уровню. 
 
Галерея Кокорева открылась в Москве в 1862 году. Но через несколько лет из-за финансовых трудностей Кокорев решил с ней расстаться. В марте 1870 года принадлежавшие ему 156 работ русской школы живописи были приобретены для коллекции наследника цесаревича Александра Александровича. В 1897 году при организации Русского музея императора Александра III в его собрание были переданы 106 первоклассных произведений живописи, некогда украшавших галерею Кокорева. В 1920-1930-е годы значительная часть этих работ была выдана на постоянное хранение в разные музеи СССР, однако ядро коллекции Кокорева осталось в Русском музее.
 
В книгу вошли статья Елены Столбовой «Русская живопись из собрания В. А. Кокорева», биографии художников, работы которых представлены в коллекции, и более 80 иллюстраций.
 
Все издания находятся в отделе искусств Центральной городской библиотеки, по адресу: 18 микрорайон, дом 1. Тел.: 8 (3955) 65-25-42.
 
Обзор подготовила ведущий библиотекарь отдела искусств Тамара Валентиновна Богданова