Опубликовано: 2023-05-23
16+
ОБЗОР ЖУРНАЛА «ДИЛЕТАНТ» ЗА 2022 ГОД
«Дилетант» – российский познавательный исторический журнал для семейного чтения. Издается с января 2012 года с периодичностью один раз в месяц. Главный редактор – Виталий Дымарский.
«Дилетант» сотрудничает с крупнейшими музеями и образовательными институтами страны, а также проводит встречи под названием «Дилетантские чтения». Каждый месяц, одновременно с выходом нового номера журнала, проходят мероприятия с участием политиков, историков, журналистов. Каждая встреча посвящена центральной теме очередного выпуска.
Обычно на обложке журнала помещается портрет человека или иллюстрация события, которым посвящен номер.
Каждый год рубрики меняются, но некоторые из них остаются неизменными: «Тема номера», «Кадр», «Гербовник», «Картина». В журнале за 2022 год добавилось несколько новых рубрик: «Атрибуция», «Гардероб», «Событие месяца».
Открывает 2022 год январский номер с темой «Переписывая историю…». Речь пойдет о роли Сталина в кинематографе: как он с помощью большого экрана с 1930-х годов начал решительно править историю страны и мира.
В февральском номере главной темой стал имам Шамиль. Северо-Кавказский имамат воевал с Россией вдвое дольше, чем наполеоновская Франция. Столь долгое существование этого военно-религиозного государства во многом объяснялось личностью его лидера с 1834 по 1859 год – имама Шамиля. В XIX веке самой трудной и затяжной войной для России стал конфликт с горцами Кавказа. А их лидер долгое время казался неуловимым.
В журнале № 075 за март главная тема – Ванзейская конференция. В январе 1942 года руководители нацистской Германии провели совещание, на котором обсуждался вопрос о начале планомерного физического истребления евреев. На Ванзейской конференции не присутствовали ни Адольф Гитлер, ни его ближайшие соратники. Но, разумеется, тема «окончательного решения еврейского вопроса» была предварительно согласована с фюрером. Понятно, что и все должности в отрядах СС, а также назначения на посты, связанные с созданием лагерей смерти, происходили при непосредственном участии Гитлера. Среди участников конференции были не только воинствующие антисемиты, но и безликие чиновники. И так как никто из них не посмел возразить против принятия «окончательного решения», то каждый остался навеки проклят за преступления против человечности. 6 000 000 евреев были уничтожены в годы правления нацистов, из них не менее четверти – в Освенциме. 40 000 концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания евреев было создано нацистами в Европе.
Главная тема июньского номера – Тухачевский. Жизнь Михаила Тухачевского – история честолюбивого профессионала, уверенного в том, что режим примет отсутствие политических принципов за лояльность. Эта самонадеянность оказалась роковой и привела Тухачевского к гибели. В ходе Большого террора репрессиям подверглись тысячи красных командиров. Помимо традиционных обвинений в шпионаже по личной инициативе Сталина прозвучала и тема заговора. Главой изменников назвали Михаила Николаевича Тухачевского. Вся семья и ближайшие родственники Михаила подверглись репрессиям.
Рубрика «Кадр» – это история, запечатленная на фотографии. Так, например, помещенный в майском номере снимок убитой нацистской семьи сделан в Вене в апреле 1945 года знаменитым советским фотографом Евгением Халдеем. Глава семейства расстрелял свою семью и покончил c собой.
Как известно, накануне краха Третьего рейха покончили с собой его высшие руководители: Адольф Гитлер, Йозеф Геббельс, Генрих Гиммлер, Мартин Борман. Такое же наказание для себя избрали не только высокопоставленные нацистские функционеры, но и многие гражданские лица, правительственные чиновники и военнослужащие.
Практически в каждом журнале есть рубрика «Документ», где печатаются исторические материалы, подтвержденные какими-либо документами, справками, рапортами и т.д. Например, в февральском номере можно достоверно узнать из документов архива петербургского УФСБ и РГАСПИ, какова была численность населения во втором по величине городе страны 22 июня 1941 года, сколько человек осталось в нем к первому дню блокады 8 сентября, сколько ленинградцев эвакуировалось до открытия Дороги жизни через Ладогу.
В 2022 году появилась новая рубрика «Атрибуция» у Александра Кибовского. В ней он восстанавливает малоизвестные факты культурного наследия. В журнале за август, в статье «Японский кавалер», можно проследить по иностранным наградам на старинных портретах изменения внешней политики России в ту или иную эпоху. С кем заключались союзы и налаживались отношения – ордена таких государств сразу появлялись на груди русских чиновников и военных. В то время награды составляли часть дипломатии, а сегодня подобные знаки помогают установить забытые имена персонажей.
Так, например, в Иркутском областном художественном музее хранится портрет высокопоставленного чиновника. Считается, что на нем изображен военный врач. По всей видимости, на это определение повлиял серебряный знак с красным крестом в центре, приколотый на груди мундира. Такие знаки вручали тем, кто во время Русско-турецкой войны принимал участие в деятельности Общества попечения о раненых и больных воинах. Однако благодаря материалам С. А. Попова, который является автором фундаментального труда «Русский гражданский мундир 1755–1855», можно понять, что на картине изображен не врач, а чиновник МИД. И, судя по наградам, он относится к высшей категории дипломатов.
Еще одна новая рубрика – «Гардероб», где представлены наряды разных времен, сословий и профессий. Автор рубрики – Юлия Демиденко. Так, например, в январском номере представлен мундир Петра Великого. Петр I, реформатор, полководец, зубодер и плотник, был самым настоящим модником. Сохранившийся далеко не полностью до наших дней гардероб царя насчитывает около 300 предметов костюма и различных аксессуаров. Собранные еще в XVIII веке, они входили в своеобразный музей Петра, созданный в Петергофе, в 1848 году были перенесены в Галерею Петра I в Императорском Эрмитаже, затем путешествовали по разным музеям, пока в 1941 году окончательно не осели в фондах Государственного Эрмитажа.
В февральском номере представлен наряд маркизы де Помпадур. Еще при жизни ее имя стало нарицательным. Всесильная фаворитка французского короля Людовика XV не просто одевалась с изысканным вкусом и роскошью, но и стала настоящей законодательницей мод как в прическах и платьях, так и в искусстве интерьера и даже в образе жизни. Также в других номерах журнала можно увидеть: наряд королевы Великобритании Елизаветы II, которая тогда уже была иконой стиля; костюм Никиты Хрущева; облачение православного священника; форму сестры милосердия и другие наряды.
В рубрике «Прогулки по Эрмитажу» речь пойдет об экспонатах, которые выставлены в Государственном Эрмитаже. Так, в февральском номере представлена картина, написанная служанкой. Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского не отличается высоким художественным уровнем. Но, как выяснилось, ранее на обороте холста имелась надпись, свидетельствующая о том, что перед нами важный исторический памятник. Этот портрет хранился в фондах и никогда не экспонировался. Картина поступила в Государственный Эрмитаж в 1941 году в неудовлетворительном состоянии. Чтобы сохранить портрет, реставраторы выполнили первоочередные работы: укрепили осыпавшийся красочный слой, а ветхий холст с прорывами дублировали на новый холст. При этом дублировка скрыла надпись: «Первая копiя писала Анна Александровна Пал…Ея Величества камерюнгфера в Санктпетербургъ 1784 года…». Автором портрета оказалась камер-юнгфера Екатерины II гречанка Анна Александровна Паликучи. По историческим данным, граф Орлов-Чесменский сыграл не последнюю роль в судьбе семьи Паликучи. Возможно, это и послужило поводом для создания живописного портрета.
В июльском номере речь пойдет о портрете Петра I. Среди многочисленных изображений Петра выделяется необычный портрет, который в ХIХ веке находился в одном из сербских монастырей и пользовался особым почитанием как чудотворный образ.
В № 080 за август изысканную гармонию розового дерева, золоченой бронзы и фарфора с живописью демонстрирует шкаф истинно царского достоинства – яркий образец дворцовой мебели в стиле «второго рококо». Считается, что шкаф происходит из зимнедворской Белой гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I. Конструкция шкафа высотой 221 см тщательно продумана. Основа предмета сделана из хвойных пород дерева, сформировавших криволинейную поверхность. Тщательно отполированную поверхность украсили рокайлевые накладки из золоченой бронзы, которые фиксируют и обрамляют фарфоровые плакетки. Последние помещены в небольшие углубления с некоторым зазором, чтобы температурно-влажностные изменения не повредили хрупкую красоту. Плакетки изготовил Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге. На росписях – букеты цветов, а также четыре жанровые сцены. Миниатюры можно «читать», как книгу. Отношения персонажей в сценически замкнутых композициях напоминают театральную постановку. Задняя стенка шкафа, лишенная всякой отделки, сохранила наклейки и надписи, позволяющие представить «биографию» памятника.
Каждый номер журнала заканчивается рубриками «Посмотреть. Почитать. Поиграть», где предлагается знакомство с новинками кинопроката, вышедшими в текущем году книгами, новыми компьютерными играми и кроссворд.
Отдел «Абонемент» Центральной городской библиотеки ждет любителей истории за новыми выпусками журнала «Дилетант».
Спонсором подписки на 2022 год выступило ЗАО «Стройкомплекс».
Обзор подготовила ведущий библиотекарь отдела «Абонемент» ЦГБ
Кириченко Ольга Борисовна