муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Опубликовано: 2023-02-22
 
 
Литература была и остается зеркалом общественной морали, отражением настоящего, прошлого и возможного будущего. Оттого интерес к современной литературе со стороны критиков, историков, философов и обывателей всегда высок. Для всех, кто интересуется, как обстоят дела в литературе сегодня, мы предлагаем обзор прозаических произведений отечественных и зарубежных авторов, удостоившихся в минувшем году особого признания и почета. В поле зрения библиотекарей в данном случае попали писатели – победители различных литературных конкурсов и премий.  
 
6 октября Шведская академия озвучила имя лауреата Нобелевской премии по литературе за 2022 год. Им стала французская писательница Анни Эрно с формулировкой: «За храбрость и клиническую точность, с которой она вскрывает истоки отчужденности и коллективные ограничения личной памяти».
 
Анни Эрно родилась в 1940 году в Лильбонне и долгое время работала преподавателем литературы. Ее романы сразу завоевали любовь публики. Анни не раз признавалась, что не отдает предпочтения какому-то одному жанру, ей больше нравится находить собственные, уникальные формы. 
 
Большая часть произведений Эрно основана на ее биографии. В них она исследует не только собственные травмы, требующие исцеления, но и создает удивительно точный портрет целой эпохи. Ее романы по-прежнему актуальны. В 2023 году будут переизданы такие романы автора, как «Годы», «Стыд» и «Обыкновенная страсть».
 
Участие в литературных конкурсах – хороший способ набраться писательского опыта и продвинуть свою книгу в профессиональной среде. Так, премия «Лицей» в прошлом году открыла для молодого Ислама Ханипаева двери крупных издательств. 6 июня на книжном фестивале «Красная площадь» объявили имя нового лауреата премии «Лицей». Общий призовой фонд составляет более четырех миллионов. Победители в каждой номинации получили 1 200 000 рублей за первое место, 700 000 – за второе и 500 000 рублей за третье место. 
 
Лауреатом первой степени в номинации «Проза» стала Екатерина Манойло с романом «Отец смотрит на Запад». Она же одержала победу в номинации «Выбор книжных блогеров»
 
Дебютный роман Екатерины Манойло привлек внимание литературных обозревателей и критиков задолго до выхода. В центре книги судьба девочки, а затем девушки Кати, русской по матери и казашки по отцу, выросшей в маленьком приграничном городе, а затем уехавшей в Москву. 
 
Заявленная в произведении пограничность вполне могла перерасти в роман о травме, об идентичности, о столкновении культур и восприятии вечных человеческих конфликтов женским сознанием, но Манойло предпочла традиционный сюжет с не менее устоявшейся формой. Совпадение происхождения, географии, имен и даже фенотипа не было обращено в прямое проговаривание себя, а стало злым, отталкивающим проговариванием чужого. Это не позволяет оценить роман высоко. Обозначив набор этнографических проблем, при решении которых героине требовалось как-то измениться, Катерина пронеслась, точнее – еле потащилась через текст, не изменившись вообще: что маленькая, что повзрослевшая она только и делала, что принимала на себя тычки и упреки лишь для того, чтобы чернее проявить окружающих.
 
Злодеи здесь максимально злодейские. У них дырки в зубах, кривые ноги и жировые складки, они не говорят, а шипят, хмурят брови и распускают руки. Никаких внутренних противоречий и полутонов.
 
Что до описаний и национального колорита, то о месте действия мы можем сказать немного – бараки, больница, почта, магазин, школа… Место мерзкое и убогое. Перед читателем при этом мелькают баурсаки, корпе, дастарханы, домбры, казаны, беташары и прочие мудреные для русского уха слова. Но того самого чуда, при котором на русском языке заговорила бы уникальная национальная культура, в произведении не происходит.
 
Впрочем, самое удивительное другое. Пускай никакого внутреннего мира нет у злодеев, хотя тут можно было бы задаться множеством вопросов, бог с ним с этносом и любовью к родине и с тем, что все мужчины-герои здесь плоские, как блины. Но отчего главная героиня весь роман молчит и почти не шевелится, почему мы так и не узнаем, чем наполнен ее внутренний мир? Что вообще она думает о жизни? 
 
Диалектика здесь отсутствует, сплошные прямые линии и тупики. Закономерно возникает вопрос: с какой целью пишутся все эти зулейхи? Что заставляет одних женщин писать, а других – читать такие романы, в которых бессловесных и бесхарактерных молодых героинь бесконечно бьют и насилуют мужчины, а главное – бесконечно притесняют и унижают властные пожилые женщины? Впрочем, ответ на этот вопрос относится, скорее, к сфере психоанализа.
 
Вернемся к литературе и расскажем о премии «Национальный бестселлер», которая в этом году, увы, не была вручена. Двадцать второй сезон премии «Национальный бестселлер» преждевременно завершился 11 апреля обнародованием итогов работы Большого жюри и списка книг, набравших наибольшее число баллов при голосовании. Сформирован так называемый «список финалистов», хотя, как отмечают в оргкомитете премии, «это не короткий список, поскольку не будет дальнейшей работы, это, скорее, итоговый рейтинг книг, вызвавших наибольшее внимание у членов жюри». В него вошли:
 
Кирилл Рябов, «Фашисты» 
София Синицкая, «Хроника Горбатого» 
Ислам Ханипаев, «Типа я» 
Павел Басинский, «Подлинная история Анны Карениной». 
 
40-летнего уроженца Ленинграда, писателя Кирилла Рябова рецензенты справедливо окрестили «менестрелем петербургской хтони», за что полюбили страстно. Особенно в Питере. Особенно молодежь. Что же до читателей с окраин и глубинки, то их отношение к мрачным текстам Рябова разнится – от полного неприятия до искреннего восхищения и признания уникального таланта автора. Дело вкуса.
 
Сам Рябов утверждает, что пишет светлые и жизнелюбивые вещи, все зависит от того, под каким углом смотреть. Смотришь на обложку сборника «Фашисты» – и кажется, что читателя ждет что-то жуткое внутри, брутальное, лаконичное и смешное по форме. На самом деле из всего перечисленного взаправду только страшное. Технически перед нами все та же (с поправкой на подросшее мастерство) рябовская проза, что была в ранних его рассказах: рубленые предложения, психологически точные детали и максимальная смысловая нагрузка в каждое брошенное слово. Фактурно выписанные бедность, пьянство, увечные отношения – как прежде, Кирилл Рябов потрошит простой русский быт и посмеивается над ним, как добрый приятель.
 
Но есть в «Фашистах» и кое-что новое, точнее кое-что явно преобразившееся. Изменились отношения авторского реализма с тем, что относится к категории трансцендентального. У него и раньше просматривался выход за пределы бытового морока. Но в «Фашистах» Рябов вольготно рассыпает по всем семи рассказам вопросы бытия зловещими солнечными зайчиками. Причем не только в очевидных местах вроде абсурдных сновидений героев, но и во вполне конкретной их поведенческой психосоматике. Поступки героев обусловлены реальностью, но метафизический их подтекст угадывается, и это становится для читателя тем самым «открытием», ради которого читаются произведения таких авторов.  
 
Мрачным, но отнюдь не зловещим туманом окутаны временные параллели, расчерченные Софией Cиницкой в ее новом романе «Хроника Горбатого». Главным героем книги стал город Выборг – от времени основания его шведами до наших дней.
 
Синицкая разворачивает перед читателем увлекательное историческое и одновременно сказочное полотно, где реальные события естественным образом сочетаются с чудесами, сплетаясь в итоге в невероятную хронику, где мирно соседствуют документальная летопись, метафизика, мифология. 
 
«Хроника Горбатого» – роман о воителях и войнах, от крестовых походов до Второй мировой. Сложно скроенное повествование, которое связывает разные времена и в котором участвует большое количество персонажей, а герои любят долгие и пространные диалоги. 
Это не скучный гротескный роман, особенности которого у кого-то вызовут негодование. Впрочем, эти особенности характерны для всех произведений Синицкой, поэтому новую книгу автора возьмут и дочитают те, кто знаком с манерой авторской игры и кому не претит вольная трактовка истории, перемешанная с мифами, гротеском и сатирой.
 
Внешние конфликты разных масштабов чаще всего являются порождением неразрешимых внутренних противоречий. В разной степени ими обуреваем каждый человек. Иногда внутренний конфликт настолько неразрешим и глубок, что буквально делит личность человека на части. А что если этим человеком стал ребенок?   
 
«Типа я» – новая повесть молодого автора Ислама Ханипаева – написана от лица восьмилетнего Артура. Его детство оказалось отнюдь не таким, какого желаешь восьмилетнему мальчику. При этом психика ребенка отчаянно сопротивляется и не принимает трагическую смерть самого важного для него человека. Тех же, кто добр к Артуру, он представляет себе злодеями. А еще он боится монстра, которого называет Баха, – но Баха, как выясняется позже, не просто придуманное чудовище, но тоже порождение сознания ребенка, переработавшего реальную жизнь.
 
У повести двойная адресация: текст рассчитан как на взрослых, которые точно понимают, что случилось с ребенком, так и на детей и подростков, которым близка оптика Артура и которые, возможно, не сразу догадаются, что с ним произошло. Мальчик воспринимает мир как враждебный. Он считает, что все взрослые ему врут (ну, тут Артур, конечно, прав) и что он сам знает, как ему будет лучше. И, например, начинает искать своего отца, о котором почти ничего не помнит.
 
Живет Артур в приемной семье, где у него есть «типа мама» и «типа брат» – идеальные герои, которых Артур «типа ненавидит»...
 
Психика мальчишки выстраивает линию защиты от мира неизвестного, а значит, враждебного. Нужно преодолеть эту враждебность, разрушить иллюзии и ложь. Понять, что быть «крутым и злым» – не панацея. И тогда не будет страшен никто. А «типа» – это когда притворяешься кем-нибудь. И порой только так и можно стать больше, чем ты есть.  
 
Больше хороших и разных литературных произведений хочется увидеть критикам и читателям в каждом новом сезоне еще одного литературного конкурса – «Большая книга». 8 декабря 2022 года в Доме Пашкова прошла церемония объявления лауреатов XVII сезона этой национальной премии. В прошлом году на награду претендовало 10 произведений-финалистов.
 
Трех лучших писателей 2022 года выбрало жюри премии. В тройке призеров – нехудожественная литература. Три литературоведческих документа, которые стоят читательского внимания и изучения.
 
Так, в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Алексея Варламова «Имя Розанова», посвященная одной из самых противоречивых и сложных фигур серебряного века – Василию Розанову. В конкурсе «Большая книга» произведение Варламова заняло второе место.  
Получая награду, автор сделал комплимент герою своей книги: «Надо благодарить Василия Васильевича, он прожил такую интересную жизнь». Кто-кто, а Василий Розанов – совершенно точно фигура, значение которой будет только расти. Недоисследован его творческий и жизненный путь. Философ был буквально соткан из самых немыслимых противоречий, как и все мы, а потому герой книги окажется близок каждому читателю. 
 
Книга Алексея Варламова «Имя Розанова» не похожа на традиционную биографию. Это прекрасная интеллектуальная проза, да еще с увлекательно закрученным сюжетом. Порою книга напоминает детектив, чтение которого захватывает с первых страниц. 
 
Еще более любопытным покажется читателю новый труд самого модного в стране «толстоведа» Павла Басинского с интригующим названием «Подлинная история Анны Карениной». 
 
Его очередное литературоведческое исследование представляет собой не убаюкивающую монографию с гольной субъективщиной в духе «я художник, я так вижу», а увлекательную, доступную всякому читателю историю о хорошо известном. Тем более пишет Басинский о том, в чем хорошо разбирается, – о романе Льва Толстого. Казалось бы, «Анна Каренина» исследована вдоль и поперек. Но сколько же в ней все-таки секретов, загадок и деталей! 
 
Басинский уважает своего читателя, поэтому идет к разгадкам вместе с ним, иногда останавливаясь и даже направляясь по ложному пути. Никакого менторства и снобизма, читателя ведет под руку не всезнайка, а доброжелательный собеседник. И это дорогого стоит!
 
Все дороже и дороже с каждым годом сердцу русского читателя литературная премия «Ясная Поляна», 20-й юбилейный сезон которой завершился торжественной церемонией 16 сентября в Москве. 
 
Лауреатом в номинации «Современная русская проза» стал Дмитрий Данилов с романом «Саша, привет!». Роман-антиутопия о том, каково это – жить в ожидании смертной казни. 
 
Середина 2020-х годов, Российская Республика. В рамках гуманизации правосудия в стране ввели смертную казнь за экономические преступления и преступления против нравственности. Главный герой, специалист по литературе Серебряного века, будучи в браке, вступил в связь с двадцатилетней (в России будущего она считается несовершеннолетней) девушкой Илоной, за что был приговорен к казни. Смертников отправляют в Комбинат – учреждение, напоминающее отель. Раз в день постояльцы «отеля» – заключенные – должны проходить через коридор, в котором висит автоматический пулемет. Однажды (никто точно не знает когда) он их изрешетит. Сотрудники Комбината ласково называют автомат Сашей…
 
Роман Данилова прежде всего феномен языка и стиля. Снова мы наблюдаем чисто даниловскую мелкую моторику бытия, запечатленную в дотошном описании повторяющихся, однообразных действий. Строгий синтаксис, нарочито бедная речь и точка, из которой ведется повествование, – все вместе создает весьма необычный эффект.
 
«Саша, привет!» устроен не как традиционный роман, а, скорее, как киносценарий, и автор посвящает отдельные эпизоды героям, которые затронуты трагедией по касательной, – это мама героя и его бывшая жена Светлана. 
 
В финале героя и читателя ждет что-то вроде хеппи-энда – в том же примерно смысле, в котором Цинциннат Ц. удачно вышел из положения в финале «Приглашения на казнь». 
 
А чему, спросит читатель, стоит уделить особое внимание? Например, новым лауреатам «Премии читателя» – литературной награды российского библиотечного сообщества, которая присуждается в двух номинациях – «Художественная проза» и «Документальная проза (non-fiction)». 
 
Церемония прошла 3 декабря на книжной ярмарке non/fictio. Премия вручается на основе анализа читательского спроса в библиотеках страны и финального голосования жюри, состоящего из молодых читателей в возрасте от 18 до 35 лет. 
 
В этом году в шорт-лист премии вошло 12 книг, среди них: «Ильич» Сергея Волкова, «Семь дней до Мегиддо» Сергея Лукьяненко, «Чужие игры» Вадима Панова, «Саров» Сергея Шаргунова, «Transhumanism Inc.» Виктора Пелевина, «Нулевые» Романа Сенчина, «Пассажир с детьми» Льва Данилкина, «Лесков» Майи Кучерской и другие.
 
В итоге лучшей книгой в номинации «Художественная проза», по версии молодых читателей библиотек России, стал фантастический роман «Семь дней до Мегиддо» Сергея Лукьяненко. Это первая книга нового цикла писателя «Измененные». Свой выбор читательское жюри объяснило так: «Награду присуждаем Сергею Лукьяненко, сохранившему узнаваемый авторский стиль, – за создание удивительных миров и умение заглядывать в будущее. За интересную и увлекательную, динамичную и непредсказуемую историю, которую хочется прочитать до конца».
 
Какое оно – наше будущее? Сергей Лукьяненко предлагает яркую и узнаваемую картину, где есть место нескольким десяткам волн зловещего ковида, кризису финансовой системы и существованию бок о бок с инопланетными гостями, прибывшими на Землю для спасения людей. Вот только спасения ли ради?..
 
Фантастические миры любимы читателями всех возрастов. А чем моложе автор, тем интереснее современному читателю знакомство с произведениями этого жанра. 
 
В Калининграде назвали победителей международного конкурса фантастического рассказа «Прыжок над бездной», посвященного писателю-фантасту Сергею Снегову. Свои работы на конкурс прислали 148 авторов из семи стран. Отрадно, что среди лауреатов премии оказался ангарчанин – писатель Денис Гербер. 
 
Фантастические рассказы Дениса Гербера земляки знают, любят и всегда ждут. Привлекательны тексты молодого автора прежде всего глубоким философским смыслом, который является неотъемлемой частью каждого рассказа и который, словно неограненный алмаз, извлекается читателем из омута повествования, переливающегося всеми цветами, с одной целью – предать сердцу произведения огранку, которая станет для читателя драгоценной истиной.  
 
Для поиска смыслов и истины нам и дарована литература. Не упустить их в ней – наша задача! А чтобы поиск был не таким сложным и долгим, существуют литературные обзоры. Данный обзор – не исключение. Надеемся, он будет полезен нашим читателям. До встречи в библиотеке!