муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Опубликовано: 2022-04-06
 
 
ЧАСТЬ 1
 
Уважаемые читатели! Центр чтения Центральной городской библиотеки Ангарска рад представить вам ежегодный литературный обзор, предметом внимания в котором традиционно становятся литературные произведения и авторы, сумевшие заслужить внимание читателей и критиков в этом сезоне и вошедшие в шорт-листы самых престижных литературных премий нашей по-прежнему немало читающей страны.
По традиции, охватив большую часть таких книг, авторы обзора постараются не только дать уважаемым читателям возможность выбрать для себя полезное и интересное чтение, но и с профессиональной точки зрения оценить то, куда и насколько стремительно движется сегодня отечественная литературная жизнь, в которой, как в зеркале, отражается жизнь общества в целом и каждого человека в отдельности. 
 
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
 
 

В Швеции Нобелевскую премию 2021 года в области литературы получил танзанийский писатель Абдулразак Гурна.

   

Согласно формулировке, Гурна отмечен наградой «за его бескомпромиссное и сострадательное проникновение в последствия колониализма и судьбу беженцев в пропасти между культурами и континентами». Наиболее известными романами писателя являются «Рай», «Дезертирство» и «Гравийное сердце». Тема беженцев проходит через все его работы.

Нобелевский лауреат родился в 1948 году на острове Занзибар в семье мусульман арабского происхождения. В 20 лет, в связи с антиарабскими настроениями на Занзибаре, автор переехал в Великобританию. В эмиграции он начал писать. Несмотря на то, что родной язык автора – суахили, он пишет на английском. На русский язык романы нобелевского лауреата пока не переведены.
 
ПУЛИТЦЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ
 

В Нью-Йорке вручили Пулитцеровскую премию. Победителем в основной литературной номинации стала Луиза Эрдрич. Писательницу наградили за роман «Ночной сторож» о ее дедушке, который в 50-х годах боролся против выселения индейских племен с их исконных земель в Северной Дакоте. Жюри назвало книгу величественным и многоголосым произведением, написанным искусно и с воображением.

 

Главный герой романа Томас Важашк – ночной сторож на ювелирном заводе, расположенном недалеко от заповедника «Черепашья гора» в сельской местности Северной Дакоты. Он также является членом совета племени чиппева и пытается понять последствия нового законопроекта Конгресса Соединенных Штатов об «эмансипации», который будет вынесен на рассмотрение и ставит под угрозу права коренных американцев на их землю и саму их идентичность. 

«КНИГА ГОДА»

 
 

Награждение победителей Национального российского конкурса «Книга года» прошло в преддверии открытия 34-й Московской международной книжной ярмарки. Приз в номинации «Проза года» за роман «Вечная мерзлота» вручен Виктору Ремизову

 

Огромный исторический и одновременно производственный роман повествует о строительстве великой сталинской железной дороги – Трансполярной магистрали, которая должна была соединить побережье Баренцева моря с Чукоткой и Хабаровским краем.

Основные события разворачиваются на севере Красноярского края. Описания природы создают художественное пространство романа, при этом чувствуется, что писатель видел эти места не по телевизору.

Здесь множество героев второго плана и бесчисленное количество эпизодических. Роман необычайно многонаселенный. У большинства героев есть реальные прототипы, а некоторые действуют под своими подлинными именами. Большинство героев этой книги, так или иначе, связаны с ГУЛАГом. Виктор Ремизов рассказывает об одном из островов той самой страны.

Суть «Вечной мерзлоты» Ремизова сводится к парадоксальной амбивалентности бытия русского человека. Ведь роман не назовешь полностью антисталинским. Читая об этой грандиозной стройке, неизбежно думаешь: сколько человеческих жизней было загублено на дороге, вымощенной благими намерениями…

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР»

 
 

Литературная премия «Национальный бестселлер» в 2021 году досталась Александру Пелевину за роман «Покров-17».

 

Главный герой – писатель и журналист Андрей Тихонов – просыпается на водительском сиденье своих «Жигулей» рядом с трупом милиционера. Вокруг 1993 год и засекреченный город Покров-17. На трех следующих страницах романа происходит еще два убийства. Начало чрезвычайно стремительное, и Александр Пелевин мощно раскручивает этот маховик, до последних страниц умудряясь держать читателя в напряжении.

В центре закрытой территории находится таинственный «объект» и «институт» по изучению этого объекта. Время от времени Объект наводит на территорию полную тьму, феномен называется абсолютным поглощением светового потока и оставляет после себя на земле особый «уголек» – «вещество Кайдановского». За «угольком» охотятся маленькие противные существа ширлики, а также местные наркоманы. Выбраться из города нельзя, но есть отряды сопротивления, которые готовят прорыв.

Постмодернизм Александра Пелевина абсолютно понятен. Здесь есть сюжет, герой, действие, напряжение, погони, фактура и застывшее время. И при этом – бесконечное количество отсылок к другим культурным явлениям, событиям, историческим казусам, текстам, кинокартинам, героям. Поэтому роман «Покров-17» можно прочесть как увлекательный триллер, а можно читать медленно, размышляя над каждой аллюзией.

На второй позиции голосования жюри премии «Нацбест» 2021 года оказался роман Михаила Гиголашвили «Кока».

 

Праздник для поклонников легендарного «Чертова колеса» – романа, написанного Гиголашвили больше 10 лет назад, про Грузию 80-х и наркотики… Колесо продолжает катиться: главный герой «Коки» – персонаж того самого романа. Перед нами 750 страниц настоящего Гиголашвили – с приключениями, пугающей достоверностью и черным юмором.

Озорство начинается уже с эпиграфа. «Акула лишена плавательного пузыря и, прекратив хоть на миг свое движение, утонет», – сообщает нам некий учебник «Физиология акул». Учебник этот – сам роман воспитания «Кока», а акула – его главный герой. Кока по кличке Мазало (затейник, балагур, опустившийся наркоман и шалопай) – классический трикстер. Ему необходимо постоянное движение, без него он утонет.

Роман с нелинейным хронотопом перемещает героя и во времени, и в пространстве. Из родной Грузии неприкаянный, пристрастившейся к гашишу еще в школе Кока уезжает в Париж, но, и там не прижившись, бежит от родителей в рай для наркоманов – город Амстердам, попадает в немецкую лечебницу, а затем оказывается в российской тюрьме.

Для Коки заключение становится в чем-то чистилищем. Он чистится и от наркотиков, и от сора внешней «движухи». В своем «аду» он не просто выживает – он приходит к себе. Акула эволюционирует. И всё налаживается – Гиголашвили все-таки выводит своего героя из притонов и дурдомов, из российской тюрьмы прямиком в писатели...

На третьем месте в голосовании премии «Нацбест» оказался роман Веры Богдановой «Павел Чжан и прочие речные твари».

 

Прочитать книгу можно за пару дней и все это время переживать за героев романа. Время действия – ближайшее будущее. Место – Россия, ставшая колонией Китая, где «люди стали ресурсом. С самого рождения каждый миг их жизни был разворован соцсетями, мессенджерами, стримами, ТВ и рекламой, генсеками на кабриолетах, играми в планшетах, vr-очках с эффектом полного погружения. Ни у кого не осталось времени хотя бы на то, чтобы услышать самого себя».

Роман, по сути, представляет собой некий глобальный спойлер нашего с вами реального будущего. То, что пока еще воспринимается с содроганием, спустя пару десятилетий, вполне вероятно, станет нормой: например, легализация педофилии или окончательный переход целых поколений в виртуальный мир. А что? Оглянитесь назад, вспомните недавнее прошлое и сравните его с тем, что происходит сейчас.

На фоне всеобщего разложения находятся те, кто желает иного. В романе Богдановой это три главных персонажа книги – программист-полукровка Павел Чжан, его девушка Соня (только так могут звать спасительницу мятущейся человеческой души) и с виду успешный баловень судьбы Игорь – вроде бы соперник Чжана, а на деле самый близкий ему человек.

Каждый из них с детства носит в душе зияющую рану, и у каждого свой способ ее залатать, чтобы выжить. Нужно ли мстить тому, кто причинил тебе невыносимую боль когда-то в детстве, или надо все-таки уметь прощать? Каждый герой делает свой выбор, но спасутся в итоге не все.

В коротком списке премии оказались еще три занимательных книги, снискавших немалое количество благосклонных откликов читателей. Например, роман Мршавко Штапича «Плейлист волонтера».

 

Читателю предстоит совершить беспрецедентный и продолжительный экскурс (более 400 страниц) в доселе никем не исследованное пространство русского поискового отряда. При этом ценно, что информация исходит из первых рук и с самого переднего края. Текст местами напоминает сводки военных разведопераций. Суровые описания розыскных действий чередуются с личным, а местами даже интимным дневником, повествующим о глубоких внутренних чувствах.

Из репортажей спасателя вырисовывается документальная картина современной России. Портрет разносторонний и страшный. Обычные локации поисков – это леса, чердаки, подвалы, бараки, гаражные кооперативы, спецпоселения и деградировавшие деревни – всё то, что скрыто от глаз обычных граждан и о чем они предпочитают не знать.

Мршавко Штапич избегает крайностей, ведя предельно честный рассказ, называя вещи своими именами, но при этом не стараясь обаять читателя и выводя предельно понятный итог: спасая чужую жизнь, можно наполнить смыслом собственную.

Наш земляк Иван Шипнигов (он родился и вырос в Иркутской области) строит свой роман «Стрим» как поток мыслей и переживаний множества персонажей.

 

Перед нами своеобразная энциклопедия русской жизни, представленная беспрерывным потоком речи и мыслей героев-типажей: менеджер нижнего звена, продавщица обуви, соцработница, дочка богатых родителей, бисексуалка веганша и, конечно, хваткая и дерзкая провинциалка, приехавшая в Москву за мечтой. В высшей степени узнаваемо и отчасти даже штампованно.

Особенность в том, что это книга, в которой люди говорят, как настоящие. Нет, не матом. Это именно поток житейской речи и мысли, которые, по сути, есть полнейшая бессмыслица. Бесконечные перечисления акций в «Пятерочке» и профилей в Tinder, обмусоливание не стоящих ничего мнений.  

В таких книгах сюжет вроде бы не имеет значения. Но тут-то и кроется самое интересное. Как только привыкаешь к этому беспрерывному стриму немудреного логоса персонажей, задаешься вопросом, а о чем они, собственно, говорят. И оказывается, что перипетии их жизни не особенно отличаются от реальной повседневности многих людей и даже твоей собственной. Это, по всей видимости, главное, что волнует автора и на что у него получилось обратить внимание читателя и даже напугать. 

Новая книга Даниэля Орлова «Время рискованного земледелия» представляет собой эпическое полотно о жизни русской деревни XXI века. Знание реалий и владение терминологией по ведению традиционного хозяйства выдают в авторе не только любителя, но и знатока деревенской жизни.

 

В романе мы видим и традиции великой русской литературы, и судьбу пресловутого маленького человека, и поиск ответа на вечный вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?», – и вечную историю про «око за око и зуб за зуб».

У этого романа нет главного героя, а точнее, главными героями являются почти все его персонажи – это маленькие люди, незаметные жители глухой русской провинции – носители правды. А противостоит этой правде Зло в образе Государства. Зреет революция местного масштаба, а революция – время пассионариев.

Запутанные связи родства, истории жизни героев заставляют задуматься о вечном, а также о том, что возмездие непременно настигнет и за все совершенные грехи придется заплатить свою цену.

Конец первой части.

 
Подготовила главный библиотекарь 
читального зала ЦГБ Ангарска 
Валентина Нечаева