муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Опубликовано: 2022-03-14
 
 
15 марта исполняется 85 лет со дня рождения писателя с мировым именем, нашего земляка Валентина Григорьевича Распутина.
 
Имя В. Г. Распутина неразрывно связано с малой родиной писателя – Сибирью, Иркутской землей, с Байкалом. Валентин Григорьевич душой болел за то, что происходит с родиной, с Россией, со всеми нами.
 
Начиная с самых первых своих произведений, он остро ставил вопросы морали, нравственного выбора, этичности человеческих поступков. И через всю жизнь пронес эту боль за страну и человека. Он задавался сам и задавал своим читателям сложные вопросы о том, как дОлжно жить, и рассказывал, как на самом деле выбирают жить и поступать многие из нас. 
 
В. Г. Распутин – автор рассказов, повестей, романов, а также публицистики. В обзоре вы найдете самые известные произведения в этих жанрах, начиная с ранних рассказов писателя и заканчивая последним публицистическим сборником бесед на злободневные темы. 
 
Героями Распутина являются и дети, и подростки, и зрелые люди, и старики, и наш народ в целом. И перед каждым его героем, как перед каждым из нас с самого раннего возраста, стоит проблема выбора пути, проблема выбора моральных установок, которые будут этот путь определять.
 
Век живи, век люби
 
Герой рассказа, который был написан в 1982 году, – пятнадцатилетний городской паренек Саня, которому повезло проводить каникулы у бабушки, в удивительных местах – на Кругобайкальской железной дороге. 
 
Бабушка уезжает нянчиться с маленькими внуками, и Саня неожиданно становится совсем самостоятельным. Поэтому, когда друг отца Митяй зовет его с собой в тайгу по ягоду, он соглашается. Но оказывается, что с ними едет еще один попутчик – дядя Володя, знакомый Митяя.
 
Ягодники долго и трудно пробираются к заветному месту. Митяй попутно рассуждает о тайге как о живой душе, которая может и наказать недоброго человека. Такое ненавязчивое «воспитание», конечно, закладывает ориентиры в душе ребенка, формирует установки, на которые он может опереться во взрослой жизни. И, как мы увидим, такой фундамент, такой внутренний стержень скоро ему понадобится.
 
Собирая голубицу на роскошной полянке, паренек гордится собой и предвкушает, как одарит ягодой свою семью, маленькую, часто болеющую сестренку. Ведь он, как любой подросток, мечтает, что к нему наконец начнут относиться как ко взрослому. 
 
Саня вынес все трудности похода наравне с крепкими мужчинами и даже помог дяде Володе нести плащ-палатку. У него трепетное отношение к природе – он в душе извиняется перед ягодой за то, что собирает ее. В отличие от дяди Володи, который гребет голубицу совком. Первая ночь мальчика в тайге тоже была непростой: шел дождь, а где-то неподалеку ходил медведь. Утром, собрав еще ягоды, мужчины с тяжелой, но приятной поклажей отправляются в обратный путь. 
 
И только на станции выясняется, что есть собранную Саней ягоду нельзя. Она стала ядовитой, поскольку пролежала много часов в оцинкованном ведре и уже дала сок. 
 
Саня, конечно, об этом не знал. Митяй – не заметил. А вот дядя Володя – знал, видел, но специально не сказал мальчику, чтоб «поучить». Поучить не по-доброму, а вот так – подло. 
 
Но научил он его в результате и тому, что мир самостоятельности, мир взрослых людей состоит, в том числе, и из негодяев. Горький урок для вступающего в жизнь подростка. 
 
Почему же в названии рассказа – измененная немного поговорка? Почему слово «учись» заменено в ней на слово «люби»? Возможно, потому, что в жизни Сане придется научиться прощать, и порой прощать даже гадких людей. Или потому, что надо суметь не разочароваться в людях бесповоротно, чтобы и самому не стать подлецом? А может быть, чтобы сохранить в себе способность любить людей, несмотря ни на что?
 
Творчество Распутина уникально тем, что в каждом своем произведении он ставит перед читателем подобные вопросы.
 
 Уроки французского
 
Безусловно, писатель рассказывает и о светлых, достойных, прекрасных людях. Таким человеком – нравственным идеалом на всю жизнь – стала для самого Распутина учительница Анастасия Прокопьевна Копылова, которой он посвятил, пожалуй, лучшее, самое трогательное свое произведение – «Уроки французского».
 
1948 год, школа в 50 километрах от родного дома, жизнь в чужой семье, беззащитность перед более сильными ребятами – всё это делало послевоенное детство голодного пятиклашки невыносимым. По сути, автор описывает, как маленький ребенок ведет с этим миром неравную борьбу за выживание.
 
И с какой теплотой и благодарностью он рассказывает о совсем молодой учительнице, которая сумела это увидеть и умудрилась помочь гордому маленькому человеку, не пошатнув при этом его чувство собственного достоинства! Но, безусловно, нарушая школьные и педагогические правила. Ведь игра в «чику» на деньги – отнюдь «не педагогична».
 
Но зато – очень человечна. Ведь, по сути, спасая ребенка от голодной смерти, Лидия Михайловна (так Распутин называет учительницу в рассказе) пожертвовала своей работой, своим пусть неказистым (как у всех тогда), но благополучием.
 
А если вдуматься, то именно она преподнесла ему самый главный урок в жизни – урок человечности.
 
Теперь понятно, почему проблема нравственного выбора, вопросы этичности и порядочности стали ключевыми в творчестве писателя. И он бывает достаточно суров и бескомпромиссен в своих оценках.
 
Что передать вороне
 
Но надо сказать, что не менее строго писатель судит и самого себя. Небольшой рассказ «Что предать вороне» (1982), является, по сути, маленькой исповедью. Распутин описывает, казалось бы, достаточно рядовую ситуацию, вполне житейскую.
 
Приехав в Иркутск с Байкала всего на один день, он забрал дочку из детского сада и, несмотря на ее уговоры, доводы жены и свои смутные предчувствия, отказался побыть с семьей и переночевать дома. Писатель боялся потерять нахлынувшее вдруг вдохновение и уехал на Байкал работать. 
 
Из-за переживаний, смутной тревоги, разлившейся даже в природе, в Байкале, в крике вороны, а по сути – из-за угрызений совести работа у него так и не пошла. И оказалось, что дочка сильно заболела.  
 
Осмысливая произошедшее, Распутин описывает уютный мирок байкальской жизни, рассказывает, как они с дочкой подкармливали птичек, как с этим смирился их кот и как девочка высмотрела однажды гнездо вороны на дереве рядом с их домом. Теперь это была их ворона, и писатель, наведываясь в город, «пересказывал» дочке то, что их ворона ему «сообщила», иногда догадываясь о том, что может происходить с девочкой в ее детском мирке, а иногда и сочиняя сказки.
 
С удивительной теплотой размышляет он о своем ребенке и детях вообще: «Может быть, она и не верила; как и многие другие, я склонен думать, что это не мы играем с детьми, забавляя их, чем только можно, а они, как существа более чистые и разумные, играют с нами, чтобы приглушить в нас боль нашего жития».
 
Валентин Распутин описывает, как на прощание спросил у девочки, что передать вороне, и обиженный ребенок буркнул: «Ничего». Он стыдится своего решения: ведь действительно мог остаться и уехать утром. И тогда все – а дочка особенно – были бы счастливы. Так просто послушаться своего сердца, а не придуманных самим же правил!
 
Дети играют в творчестве В. Г. Распутина одну из ключевых ролей – ведь они только выбирают свой путь. И каким он будет, зависит от того, какие люди их окружают, чем насыщают они детские души.
 
С не меньшей болью пишет Валентин Григорьевич и о стариках. О тех, кто прошел свой путь, достойно или не очень. О тех, кто рад бы передать вечные ценности нашего народа следующим поколениям. Но что делать, если передавать некому, если связь поколений рвется? 
 
Прощание с Матёрой
 
Повесть, написанная в 1976 году, затрагивает огромное количество нравственных проблем, хотя многие критики считают магистральной темой «Прощания с Матёрой» столкновение судьбы маленького человека, затерянного в глубинке, с неумолимыми шагами прогресса. Таким образом, неизбежно встает вопрос о нравственной цене прогресса. 
 
60-е годы прошлого века: по стране гремят великие стройки. И вот на пути строительства Братской ГЭС встал небольшой остров Матёра на реке Ангаре. Сам остров и деревня на нем подлежат затоплению, а люди – переселению.
 
Молодежь всегда легко и радостно встречает перемены в жизни, а вот старикам – трудно. Всего несколько старух в Матёре – что значат их судьбы в сравнении с великой задачей – обеспечить край электричеством? Но ведь в Матёре жили их предки, здесь родные могилы, и бабушки до последнего не дают их опоганить. Тут дома, которые они с любовью обихаживали всю жизнь. Неслучайно Дарья Пинигина, главная героиня повести, белит свою избу даже перед затоплением (объясняя это тем, что «обряжает покойника в гроб»). 
 
Сын Дарьи, пятидесятилетний Павел, с трудом представляет себе жизнь на новом месте и очень переживает, каково здесь придется старой матери. Ведь новый поселок, с точки зрения настоящего деревенского жителя, весьма нелеп: домики выстроили на камне и глине, погреба неглубокие и легко заполняются водой, огородики маленькие и без чернозема. Всё это – картина временности и зыбкости, отсутствия корней. 
 
Чем это чревато для человеческой личности? Как будут жить люди, которые, по словам Дарьи, «…про свое место под богом забыли»? Распутин пытается ответить на этот вопрос в повести «Пожар».
 
Пожар
 
Повесть, которую Распутин закончил в 1985 году, продолжает такую больную для писателя тему затопленных деревень. Неслучайно эти две повести часто печатают под одной обложкой.
 
Иван Петрович, главный герой повести, как раз из затопленной деревни Егоровки, которую перенесли на новое место. Но заново отстроенная деревня так и не стала обжитой и уютной. И уклад жизни в ней не нравится водителю лесхоза Ивану Петровичу. Возможно, с утратой корней, с утратой могил предков жители деревни потеряли и самих себя? Не исключено, что именно к этой мысли пытается подвести своего читателя Распутин. 
 
И ярким доказательством тому служит страшная ситуация с пожаром на складах. Иван Петрович помогает его тушить, но далеко не все односельчане ведут себя так же. Бригада наемных рабочих – «архаровцы» – растаскивают все, что можно утащить, а по сути – крадут. Вещи, продукты. Водку. Это непостижимо для Ивана Петровича, человека «с корнями», у которого на подкорке записано, что когда «горит село родное» – надо спасать, а не воровать.
 
Пожар озарил ночь и высветил с полной ясностью, кто кем является на самом деле. Но не только это. Автор выставляет напоказ характерные для поздней брежневской эпохи картины: полные склады – и пустые полки магазинов. Отсутствие пожарной машины, которая существует только на бумаге. Разгул преступности. 
 
Повесть полезно почитать тем, кто забыл, что нравственная деградация началась далеко не сегодня. Безусловно, то, что происходило со страной и народом в постперестроечные времена, В. Г. Распутин расценивает не иначе, как нравственную катастрофу. 
 
Эти 20 убийственных лет
 
Книга выпущена к 75-летию писателя. Это последний его публицистический сборник. Он составлен из бесед В. Г. Распутина и публициста Виктора Кожемяко. Название книги неслучайно: «Последнее двадцатилетие по насыщенности событий вместило в себя столько, что хватило бы на целый век». Распутин В. Г. и Кожемяко В. С. сходятся во мнении, что мы живем в череду катастроф, но главное – происходит другая, самая страшная катастрофа – «…разрушение русской культуры и нравственности»
 
«Мы утратили национальную память и чувство Родины, и все очевиднее наш народ превращается в народонаселение». Приметы этих 20 лет – разруха, развал, запустение, безработица, безысходность. 
 
Очень резкую оценку писатель дает телевидению, и с ним трудно не согласиться: «Телевидение не иначе как чума и холера на бедную Россию вот уже на протяжении двадцати лет»
 
Задаются собеседники трудными вопросами о нашей эпохе. «Рубеж горя и беды или все-таки надежды?», «Бесконечные жертвы. Во имя чего?», «Нравственность или успешность?», «Что же это значит – жить хорошо?», «Чья это страна?» – названия лишь некоторых глав этой книги, темы только некоторых опубликованных в ней бесед.
 
В предисловии («Вместо вступления») Валентин Григорьевич пишет: «От взрывчатки погибли тысячи и тысячи ни в чем не повинных людей, но от порядка, презревшего честь и совесть, извратившего все нравственные законы народа, погибли миллионы и миллионы, имевшие несчастье оказаться в России в самое неподходящее для жизни время».
 
Прошло семь лет после смерти нашего великого земляка. Глядя на ситуацию в стране, на то, что происходит сейчас с нами, невольно задаешься вопросом: а что сегодня сказал бы о нас Валентин Григорьевич Распутин?
 
Распутин, В. Г. Избранные произведения : в 2 томах. Т. 1 : Рассказы. Повести / Валентин Распутин. – Москва : Художественная литература, 1990. – 415 с.
 
Распутин, В. Г. Уроки французского / Валентин Распутин. – Москва : Э, 2015. – 224 с.
 
Распутин, В. Г. Прощание с Матерой ; Пожар : повести / В. Г. Распутин. – Иркутск : Принт Лайн, 2017. – 287 с. – (Народная библиотека).
 
Распутин, В. Г. Эти двадцать убийственных лет / Валентин Распутин, Виктор Кожемяко. – Москва : Алгоритм, 2013. – 320 с. – (Власть в тротиловом эквиваленте).
 
Книги есть во всех библиотеках
 
Обзор подготовила ведущий библиотекарь библиотеки № 20
Надежда Николаевна Краснощекова