муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Опубликовано: 2022-01-11
 
 
Мы продолжаем рассказывать вам о самых ярких авторах сегодняшнего дня в обзоре «Голоса современности». Теперь речь пойдет о шведском прозаике Фредрике Бакмане
 
Совершенно случайно при подготовке этого мероприятия двое работников абонемента выбрали для обзора две разных книги этого автора. О них и пойдет сейчас речь. Но сначала несколько слов о писателе.
 
Фредрик Бакман родился в 1981 году в шведском городе Хельсинборг. В университете он изучал историю религий, но решил бросить учебу и стать дальнобойщиком. В 2006 году Бакман начал писать для газет и их блогов на сайтах.
 
Потом автор будущих бестселлеров завел личный блог, в котором начал рассказывать о подготовке к свадьбе. С этого момента он завоевал любовь тысяч читателей.
 
Путь Бакмана к литературной вершине был сложным. В 2012 году на основе истории, прочитанной в одной из шведских газет, о пожилом человеке, подавшем в суд на зоопарк, Бакман написал свой первый роман «Вторая жизнь Уве», экземпляры были разосланы по издательствам. Однако никакой реакции писатель поначалу не получил. Издатели даже не утруждали себя прислать отказ. Фредрик не унывал и принялся за вторую книгу под названием «Справочник для криворуких водителей», которую написал за короткий срок.
 
Наконец издательство «Форум» заинтересовалось произведением автора. Писатель уговорил напечатать обе книги одновременно, несмотря на нежелание издателя. Кроме того, «Форум» не хотел пускать Бакмана на книжную ярмарку, не веря в успех литератора. Упорный и целеустремленный, Фредрик все же отправился туда при поддержке торговой книжной сети Bokia, которая назвала «Вторую жизнь Уве» лучшей книгой месяца. Очередь к Бакману за автографом выстроилась бесконечная.
 
К 2016 году книга стала бестселлером. Только в Швеции 10% жителей страны приобрели издание. За пределами родины было продано более 8 млн экземпляров в более чем 40 странах мира. Персонаж Уве обеспечил своему автору финансовую обеспеченность до конца жизни.
 
Несмотря на это, шведский блогер и писатель продолжает каждое утро ездить на работу и писать книги. Для работы сочинитель выбрал один из неприметных офисов в Стокгольме, который снимает вместе с другом-журналистом. В этом кабинете появились на свет «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», «Здесь была Бритт-Мари».
 
В романах автор рассказывает либо о пожилых людях, либо о детях. Его подкупают их непосредственность, отличие от общей массы и естество поведения. Мужчина ассоциирует своих героев с самим собой.
 
Литератор сейчас пишет фельетоны и продолжает вести блог. В 2019 году шведской актрисой и режиссером Тувой Новотны был экранизирован еще один его роман – «Здесь была Бритт-Мари». Российские зрители увидели фильм в марте того же года.
 
Также в 2019-м вышла новая книга «Люди со страхом», о чем Бакман рассказал в «Фейсбуке», опубликовав пост и фото обложки нового издания.
 
С 2016 года книги Фредрика Бакмана выпускаются в России издательством «Синдбад».
 
Фильм по роману «Вторая жизнь Уве» получил положительные отзывы кинокритиков, несколько индустриальных наград, вошел в список самых популярных кинофильмов Швеции всех времен и получил две номинации на премию «Оскар» 2017 года как «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший грим и прически».
 
Теперь давайте поговорим о книге, которая, судя по вышеприведенным цифрам, доставила удовольствие не только нам.
 
«Вторая жизнь Уве» – это книга о 59-летнем мужчине, который живет один. Он очень придирчив к нарушению порядка и людям, его нарушающим. Своих соседей, продавцов в магазинах, работников социальной службы считает недалекими людьми. Это угрюмый и необщительный человек.
 
С первых же строк романа мы узнаем, что Уве хочет покончить жизнь самоубийством. И так несколько раз на протяжении всей книги. Сразу скажу, что ему это не удастся. И все потому, что в его жизнь приходят изменения. Это связано с появлением новых соседей. Шумное семейство вынуждает Уве снова искать общий язык с миром. По большей части против его воли, но ему приходится подчиниться. 
 
«Через десять минут в фойе из коридора возвращается Парване. Останавливается и растерянно водит глазами влево-вправо, сканируя обстановку.
 
– Дочек своих ищете? – словно выстрел из-за спины, звучит вопрос медсестры.
 
– Ищу, – растерянно говорит Парване.
 
– Там они, – говорит медсестра как-то не слишком одобрительно и машет в сторону стеклянных дверей, ведущих на стоянку.
 
Перед ними на банкетке, скрестив руки на груди, сидит Уве, злой как черт. По бокам сидят девочки – старшая, скучая, смотрит в потолок, у младшей рот до ушей – точно ей только что разрешили ежедневно в течение месяца завтракать мороженым. С обоих краев к скамейке приставлены два дюжих мордоворота из больничной охраны.
 
– Ваши дети? – спрашивает один.
 
Судя по насупленному лицу, ему завтракать мороженым не разрешили.
 
– Мои, а что, они что-то натворили? – почти с испугом спрашивает Парване.
 
– Нет. ОНИ-то как раз нет, – отвечает другой мордоворот и укоризненно смотрит на Уве.
 
– А я что? Я тоже ничего, – обиженно бурчит Уве.
 
– Уве побил клёуна! – заходится от восторга младшая.
 
– Ябеда, – досадует Уве.
 
Парване смотрит на него, раскрыв рот, не зная, что сказать».
 
Рассказ автора о современном Уве перемежается с воспоминаниями главного героя о своей прежней жизни, в которой было много и хорошего, и не очень. Мы знакомимся с Уве, его привычками, с любимыми людьми и друзьями. Отсюда приходит понимание, почему главный герой стал именно таким, каким он предстает перед читателем. И почему Уве хранит верность своим старомодным принципам и своей единственной любви.
 
Сумеет ли главный герой справиться со своими обидами, если его многочисленные таланты – аккуратность, обстоятельность, рукастость – будут опять востребованы? Возможно, у него даже получится начать новую жизнь.
 
Роман наполнен юмором, улыбками и даже слезами.
 
«– Он жив? – заполошно квохчет Парване, подлетает к сугробу (насколько позволяет беременное пузо), заглядывает в дыру.
 
– Я не ветеринар, – говорит Уве.
 
Говорит, впрочем, без ехидства. Просто информирует. А сам изумляется: ну баба, ну везде поспевает. Только наклонишься глянуть, что там за отверстие в сугробе, будто кошачий лаз, она уж тут как тут. На собственном дворе покоя нет.
 
– Да вытащи же ты его! – кричит она, хлопая Уве варежкой по плечу.
 
Уве, скривившись, сует руки поглубже в карманы. Ему все еще тяжело дышать.
 
– Еще чего, не буду! – отказывается.
 
– У тебя с головой все в порядке? – накидывается Парване.
 
– Да просто мы с котами не больно ладим, – информирует ее Уве, зарываясь каблуками в снег.
 
Тут она разворачивается к нему и смотрит так, что Уве нехотя отодвигается подальше от ее варежки.
 
– Может, в спячку залег? – пытается пошутить он, заглядывая в отверстие. И добавляет: 
 
– А нет, так по весне оттает…
 
Когда варежка, взметнувшись, пулей летит в него, Уве отмечает про себя, что мысль встать на безопасном расстоянии была очень и очень благоразумной.
 
Раз – Парване ныряет в сугроб, два – выныривает обратно, держа на худеньких руках промерзшую кошачью тушку. Вид – будто четыре эскимо вмерзли в облезлый шарф».
 
Возможно, сначала книга покажется нудноватой, но, когда вчитаешься, то все больше и больше захочется узнавать, а что же дальше. 
 
Закончим рассказ о книге Фредрика Бакмана «Вторая жизнь Уве» словами из отзывов читателей:
 
«Для меня стала открытием этого года проза Фредрика Бакмана. Книги о человеческих отношениях, написанные с такой любовью к своим персонажам. Каждый читатель обязательно увидит себя и своих знакомых в героях книг. Они настоящие, с настоящими чувствами, с любовью, ненавистью, грустью, болью, радостью. Они – это мы с вами».
 
«Я рыдала и смеялась. Смеялась и рыдала. Его книги – лучшие за долгое- долгое время. Искренние, наивные, веселые, трогательные, честные. Эти истории хочется перечитывать».
 
«Как-то раз вечером в конце марта один подросток взял двустволку, пошел в лес, приставил дуло ко лбу человека и спустил курок.
 
Перед вами история о том, как мы до этого дошли…»
 
Начало книги Фредрика Бакмана «Медвежий угол» многообещающее. Это история о маленьком провинциальном городе Бьорнстад, где жизни и судьбы всех жителей связаны с хоккеем, где все надежды и помыслы возлагаются на юниорскую команду, когда-то занявшую второе место в чемпионате страны.
 
«Бьорнстад – всего лишь малая и бедная часть огромного леса, но несколько богачей там еще есть. Они спасли клуб от банкротства и теперь хотят получить долг обратно: юниоры должны оказаться в элите. Завтра они выиграют полуфинал молодежного чемпионата, а еще через неделю – финал. И когда в следующий раз коммуна будет решать, где открыть новую хоккейную гимназию, они не смогут проигнорировать город, в котором тренируется лучшая юниорская команда страны. С хоккейным клубом были связаны все планы на будущее – вслед за появлением новой гимназии построят новый ледовый дворец, а потом конференц- и торговый центры. Хоккей станет не просто хоккеем, он будет способствовать развитию туризма, появлению новых брендов и притоку капитала. Город сможет выжить».
 
Роман не только о спорте, а о жизни с ее радостями и страхами, о том, как наши поступки могут влиять на жизнь других людей, меняя ее безвозвратно. О том, что порой трудно бывает определить, кто прав, а кто виноват, что родители не могут защитить детей от всех напастей в жизни. А где острее всего чувствуется взаимосвязь людей и их поступков? Конечно же, в маленьком городе, где все друг друга знают и ничего невозможно скрыть. Именно поэтому своих героев Фредрик Бакман поселил в Бьорнстаде – вымышленном шведском городке, в котором одна школа, одно развлекательное заведение и единственный хоккейный клуб, который мечтает прославиться. Этого же хотят и все бьорнстадцы, потому что тогда их малая родина перестанет быть богом забытым местом. А главное, у них всё для этого есть. Не только очень талантливые игроки, которые едва ли не с рождения держат в руках клюшки, но и шанс – все ждут судьбоносную игру. Но перед самым началом матча арестовывают ведущего игрока. Дочь спортивного директора клуба обвинила его в изнасиловании. 
 
«Впоследствии Мая будет вспоминать странные подробности этого вечера. Как Кевин нечаянно расплескал бокал на футболку, и что получившееся пятно напоминало бабочку. Но этого никто не захочет слышать. Единственное, что им надо будет знать, – сколько она выпила в тот вечер. Была ли пьяна. Держала ли его за руку. Подавала ли надежду. Пошла ли на верхний этаж по доброй воле….
 
…Кевин поставил пластинку – какую, Мая не помнила, запомнилось только потрескивание. Даже через десять лет, услышав этот легкий треск из проигрывателя, стоящего в углу бара, или магазина одежды на другом конце земли, она тотчас вспомнит это мгновение. Мая засмеялась, почувствовав на себе тяжесть его тела, она хорошо помнила, как они целовались. «Кто кого целовал?» и «Ты не сопротивлялась?» – вот два вопроса, которые она услышит в своей жизни чаще, чем какие-либо другие. Да, он первый начал ее целовать. И да, она не сопротивлялась. Но, когда он стал раздевать ее, она пыталась остановить его. Он решил, что это игра, и тогда она схватила его руку и попыталась удержать.
 
– Я не хочу, только не сегодня, я еще не… – шептала она.
 
– Хочешь, хочешь, – настаивал он.
 
Мая разозлилась:
 
– Ты что, оглох? Я сказала нет!
 
Он сжимал ее запястья, сначала едва заметно, потом мертвой хваткой, до боли.
 
– Хорош ломаться, тоже мне целка. Тебя что, насильно сюда тащили? – засмеялся он.
 
Мая попыталась высвободить руку, но Кевин был гораздо сильнее ее. Она попыталась вырваться и встать с кровати, но он наступил коленом ей на живот.
 
– Прекрати, Кевин, я не хо…
 
…– Давай, я сказал! Хорош ломаться! Я ведь могу пойти вниз и взять там любую телку вместо тебя!
 
Из последних сил Мая высвободила руку и дала ему крепкую пощечину.
 
– Вот и возьми! Вперед! ОТПУСТИ МЕНЯ!
 
… У насильника на все про все уходит пара минут. Для жертвы это длится вечно».
 
Инцидент якобы произошел неделю назад. Так что же она молчала все это время? Специально хотела сорвать игру? А возможно, она вообще все это выдумала? Конечно, сочувствуешь девушке и понимаешь, что спускать на тормозах такое нельзя, но… Во-первых, она и сама отчасти виновата в том, что случилось, а во-вторых, чего сразу-то все не рассказала. А потому что предполагала, к чему это может привести. Раскол в хоккейной команде, в городе, а между родителями тинейджеров и вовсе развернулись нешуточные войны. И каждому персонажу хочется сочувствовать. Не только главным героям, но и, например, юному хоккеисту Амату, который видел то, что не должен был. И теперь не знает, как поступить. Он еще так юн, а любое из возможных решений кардинально изменит его жизнь.
 
В какой-то момент начинаешь тоже чувствовать себя жителем Бьорнстада. 
 
Напряжение в городе достигло высшей точки. Родители слишком заигрались и, кажется, забыли, что от их действий могут пострадать как раз те, кого они так хотят защитить. Впрочем, точку в конфликте поставили именно они – подростки, которые сами всю эту кашу и заварили. Но такой ли развязки хотели жители городка? Пусть каждый читатель решает сам.
 
Обзор подготовлен отделом «Абонемент» ЦГБ