муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
 
12+
 
Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу... мощными и разнообразными впечатлениями, затем, что он... открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!..
 
Виссарион Белинский
 
Нужно не только ходить в театр, но и читать книги о нем. Это особенно актуально сегодня, когда 2019 год объявлен Годом театра! Поэтому предлагаем небольшую подборку книг на эту тему.
 
Дризен, Н. В. Театральная старина : страницы истории русского театра / Н. В. Дризен. – Москва : Просвещение, 2016. – 303 с. : ил.
 
Имя Николая Васильевича Дризена (1868–1935) было широко известно в театральных кругах. Историк русского театра, режиссер, театральный критик барон Дризен обладал незаурядными организаторскими способностями и был искренне увлечен театром. В конце 1880-х годов он много ставил на сцене и сам участвовал в постановках в качестве актера. Долгие годы Дризен занимал должность цензора драматических сочинений при главном управлении по делам печати, а также был редактором «Ежегодника Императорских театров».
 
В основу книги положены записки Николая Васильевича – настоящего подвижника русского театрального искусства рубежа XIX-XX веков. Он рассказывает о том, как из любительских увлечений русских императоров и императриц вырос профессиональный отечественный театр.
 

Одна из глав, например, посвящена театру в период царствования императрицы Елизаветы Петровны. Именно при ней театральное дело очень выросло и встало на ноги. Никогда до тех пор Петербург не представлял такого изобилия и разнообразия зрелищ. Именно тогда на русскую сцену вышли профессиональные актрисы на исполнение женских ролей, до того женские роли исполнялись мужчинами. Первыми русскими актрисами были Марья и Ольга Ананьины и Мусина-Пушкина.


 
Начало первым театрализованным постановкам в Москве положили выступления скоморохов. Начиная с периода средневековья и позднее, в XVI-XVII веках, ставились представления на религиозные сюжеты. Постепенно, с ростом светской культуры и расширением связей с европейскими государствами, возникал интерес передовых людей и к театру. Об этом повествует следующее издание.
 
Старикова, Л. М. Театральная жизнь старинной Москвы : эпоха, быт, нравы / Л. М. Старикова. – Москва : Искусство, 1988. – 334 с. : ил.
 
Автор прослеживает театральную жизнь Москвы с конца XVII века и на протяжении всего XVIII века. Читая книгу, вы побываете на первых спектаклях в палатах царя Алексея Михайловича, заглянете на комедию в село Измайлово, посетите подмосковные усадьбы, где уже в последней трети XVIII века давались великолепные домашние постановки. Одним из первых среди русских вельмож завел свой домашний театр Петр Борисович Шереметев, затем дело продолжил его сын Николай.
 
Этот театр являлся лучшим из всех других того же рода, возникавших в те годы как грибы после дождя и так же быстро исчезавших. Он просуществовал почти четверть века. Настоящей звездой труппы стала Прасковья Ивановна Ковалёва, по сцене Жемчугова (1768 – 1803). История жизни Прасковьи похожа на сказку: родившись в семье крепостных, талантливая девочка сумела привлечь внимание графа Шереметева и вскоре стать участницей его театральной труппы. Прекрасные вокальные данные и актерский талант – вот те козыри, которые оказались у нее на руках. И для любителя искусства Николая Шереметева они оказались бесспорными преимуществами.

Автор старался, чтобы читатель смог почувствовать себя очевидцем описываемых событий, и поэтому для книги выбран жанр путешествия, столь популярный в литературе XVIII века. И еще автору очень хотелось бы заразить читателя тем необыкновенным чувством, которое испытывает исследователь, открывая неизвестную пока никому страницу истории русского театра.


 
Времена придворных постановок давно прошли. Современные театры – это прекрасные дворцы, сочетание классической архитектуры и передовых технологий, прекрасная, эмоциональная игра актеров. Театр XXI века оборудован системой климат-контроля, лифтами, подземными стоянками, способен разместить сотни зрителей. Театры, как и люди, имеют каждый свою неповторимую судьбу. Самым прославленным из них посвящены страницы следующего издания.
 
Смолина, К. А. 100 великих театров мира : справочное издание / К. А. Смолина. – Москва : Вече, 2004. – 48 с. : ил.
 
Здание любого театра – это уникальный мир со своей историей, традициями и тайнами. В самом центре Москвы, на Театральной площади, недалеко от Кремля, расположен главный храм российской культуры – Большой театр. Полное наименование – «Государственный Академический Большой театр оперы и балета России», но в народе прочно закрепилось название «Большой», что говорит о его исключительной роли в культурной жизни страны. Большой театр является одним из самых значительных в мире театров оперы и балета, стоя в одном ряду с такими «глыбами», как «Ла Скала» в Италии и «Ковент Гарден» в Англии. Словом, переоценить значение Большого театра для России нельзя. Можно лишь с замиранием сердца наслаждаться его бессмертным творчеством и любоваться его великолепным зданием, которое тоже является выдающимся образцом русской архитектуры.
 
Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 года императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания Большого театра. За более чем два века театром было выпущено свыше 800 спектаклей, в создании которых участвовали многие выдающиеся режиссеры, хореографы, дирижеры, художники и артисты.
 
Если 240 лет назад труппа театра насчитывала всего 43 человека, то сейчас в коллективе ГАБТ свыше трех тысяч специалистов. По словам генерального директора театра Владимира Урина, в их числе – не только артисты, но и огромная армия людей труда, представителей рабочих профессий – монтировщиков, гримеров, костюмеров, осветителей, без которых поставить даже самый гениальный спектакль невозможно.

Кроме Большого, в книге представлены такие театры, как «Гранд-Опера», «Ковент-Гарден», «Ла Скала», «МХАТ», «Современник» и многие другие, составляющие гордость мировой культуры.


 
А мы, сибиряки, влюблены в свой – Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова, который является ведущим и старейшим театром в Иркутской области. С первых шагов своей истории театр снискал репутацию «одного из лучших провинциальных храмов Мельпомены». В предлагаемой монографии вы прочтете не только о нем, но и об истории театров других городов нашей области.
 
Курец, Р. О. Театр в Иркутске и его история (1787 – 2013) : монография / Р. О. Курец. – Иркутск : Издательство ИрГТУ, 2014. – 200 с.
 
После того как были организованы профессиональные публичные театры в Санкт-Петербурге (1756) и Москве (1776), предпринимаются попытки создания театров в российской провинции. Во второй половине XVIII века зарождается светский театр в Сибири. К концу XIX столетия сибирский театр уже не уступал по своему уровню провинциальным театрам других областей России.
 
Известный путешественник, проезжавший через Иркутск в 1790 году, Иоганн Сиверс – член императорской Академии наук, записал: «Как, спросите вы, театр в таком отдаленном пункте? Да, совершенно верно, и вы еще более удивитесь, когда я вам скажу, что актеры – местные уроженцы, которые в жизни своей никогда не видели никакого театра, и все-таки их представление было искусным и музыка очень недурна».
 
Прошло много лет. Сегодня Иркутский драматический театр по праву считается центром театральной и культурной жизни Приангарья. Помимо насыщенного репертуара, театр реализует большое количество театральных проектов, таких как «Международный театральный фестиваль современной драматургии имени А. Вампилова», «Литературные вечера «Этим летом в Иркутске», областной фестиваль любительских театральных коллективов «Алые паруса». Театр много гастролирует по России и за рубежом, достойно представляя сибирское театральное искусство.
 

Сегодня в Иркутской области работает шесть государственных областных театров, четыре муниципальных и 636 любительских, в которых занято более девяти тысяч человек. Монография является настоящей театральной энциклопедией Иркутска.


 
И как здесь не упомянуть о Виталии Венгере – легенде и гордости иркутской театральной сцены? Народный артист, лауреат Государственной премии России, обладатель национальной премии «Золотая маска», Почетный гражданин Иркутска и Иркутской области. Эти высокие звания Виталий Константинович получил за более чем полувековое служение академическому драматическому театру имени Охлопкова и своим зрителям.
 
Венгер, В. К. Судьба моя, театр / В. К. Венгер. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986. – 236 с.
 
Книга «Судьба моя, театр» – это не просто автобиография, это сборник воспоминаний актера провинциального театра, где определение «провинциальный» звучит не с пренебрежением, а с гордостью и честью. Для иркутян Венгер был эталоном актерского искусства, исполнителем ролей в спектаклях, которые собирали аншлаги, притягивали атмосферой великого творения. На спектаклях Виталия Константиновича, умевшего вызвать очистительные слезы в драмах и трагедиях и безудержный смех в комедийных постановках, выросло не одно поколение зрителей.
 
Шли годы, а Виталий Константинович оставался молодым. Долгое время он был художественным руководителем Иркутского театрального училища. Начинал с преподавания фехтования и сценического движения, далее был художественным руководителем курсов «Актер драматического театра». Среди его учеников множество заслуженных артистов, работающих сегодня в Москве и Санкт-Петербурге, в других городах России. Венгера любили за внимательный и мудрый подход к индивидуальности каждого ученика и за то, что он с удовольствием в качестве исполнителя принимал участие в дипломных спектаклях.
 

В репертуаре Виталия Венгера более 300 ролей в театре и кино. Он снимался в фильмах «Жизнь прекрасна», «Ярость» и «Художник Шервудского леса», играл роли в спектаклях «Поминальная молитва», «Король Лир», «С любимыми не расставайтесь», «Не так? Живем, как хочется!», «Я тебя не знаю больше, милый», «Соло для часов с боем», «Старший сын». Роли, сыгранные В. Венгером в разные годы, поражают разнообразием, часто неожиданны в трактовках знакомых по литературе характеров и неизменно отмечены высокой профессиональной и человеческой зрелостью.


 
Продолжая говорить о театре, надо отметить крайне важную роль любительских театров в культурной жизни общества. В нашем городе любительским театром №1 является «Чудак». Многие годы главным режиссером «Чудака» был заслуженный работник культуры Российской Федерации Леонид Владимирович Беспрозванный. Спектакли Беспрозванного отличал творческий поиск, художественная образность, неожиданность сценических решений, крепкая актерская основа. «Чудак» под его началом стал достопримечательностью Ангарска, центром притяжения. С октября 2009 года главным режиссером «Чудака» стал ученик Беспрозванного Александр Говорин, который достойно продолжает дело своего учителя, сохраняя лучшие традиции театра. Леонид Владимирович много писал. Последняя его книга – «Родина души», о которой и пойдет речь далее.
 
Беспрозванный, Л. В. Родина души : осколки воспоминаний разных лет / Л. В. Беспрозванный. – Иркутск : На Чехова, 2012. – 391 с. : ил., портр.
 
Его называют «патриархом ангарской культуры». С его именем связаны многие традиции, обретшие жизнь в Ангарске. За годы работы в «Чудаке» Леонид Беспрозванный поставил более ста спектаклей. Феномен любительского театра-долгожителя интригует, вызывая подлинное уважение. Ведь он почти ровесник города, всего на три года младше. Вспомним Гёте: «Чтобы создать нацию, сперва надо создать театр». Масштаб иной, но аналогия прямая.
 
Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Леонид Владимирович является автором нескольких книг, изданных в Иркутске, в Ангарске, в Москве: «И лишь потом...», «Муза на досуге», «Вечера в театральном кафе», «Упражнения для души», «Сто кроликов», «Уроки и откровения «Театральной осени на Байкале», «Мой алфавит», «Вскочило в память»... С 1957 года он состоял в Союзе журналистов. Публиковал свои работы в московских журналах «Клуб», «Народное творчество», «Встреча».
 

«Родина души» – последняя книга Леонида Беспрозванного. Над ней он работал до самого конца, но так и не успел взять в руки. Талантливо выстроенная самим автором, она получилась роскошной, тяжелой из-за хорошей бумаги и обилия фотографий. В продажу книга не поступила, однако найти ее можно в городских библиотеках. «Родина души» – «осколки воспоминаний» человека наблюдательного, много пожившего и сохраняющего вкус к жизни. Это чтение поистине завораживает. «Родина души» дает яркое представление о масштабах вдохновенной деятельности Леонида Владимировича.


 
И все же театр немыслим без актера. Актер – душа театра, хотя сам по себе «актер» может быть куклой (как в театре кукол), его лицо может скрывать маска (как в театрах античных или традиционных восточных), он может только петь или только говорить (как в театрах оперных или драматических), может, наконец, просто молчать (как в театре пантомимы). Но все это разнообразие театров объединено искусством живого человека.
 
Бахтаров, Г. Ю. Записки актера. Гении и подлецы / Г. Ю. Бахтаров. – Москва : Олма-пресс, 2002. – 351 с.
 
Старейший актер русского театра Г. Ю. Бахтаров – человек уникальный: он знает о театре, кажется, все, видел на сцене многих прославленных артистов, встречался и дружил с ними. В этой книге вас ждет встреча с К. Станиславским и В. Качаловым, О. Книппер-Чеховой, А. Таировым, Р. Симоновым, В. Марецкой и Р. Пляттом, Л. Орловой и А. Вертинским.
 
Георгий Юльевич – прекрасный рассказчик, бытописатель своего времени, наблюдательный, живо чувствующий современность. Свою театральную карьеру начал с неприметной должности суфлера. В 1930 году окончил Театральную студию имени Ермоловой. Затем в разное время служил в театрах Ермоловском, Комедии, Реалистическом, ЦДКЖ. В 1936 году был репрессирован. В войну – руководитель фронтовых театральных бригад. После реабилитации, в 1956 году, вернулся в театр им. Ермоловой. В 1961 году ушел из театра и поступил в Филармонический отдел Москонцерта, где работал в течение 25 лет. Семь моноспектаклей ему поставил режиссер Павел Хомский. Вот некоторые из них: «100 минут с Маршаком», «Пушкин и Мицкевич», «Эмигранты». Выступления Бахтарова имели неизменный успех у публики. Они отличались высоким художественным мастерством и носили научно-просветительский характер.
 

Книга написана человеком, много пережившим и видевшим, но оставшимся доброжелательным, неравнодушным, оптимистически настроенным. Предлагаемые читателю записки представляются интересными и, по-своему, полезными для людей разных поколений.


 
Было бы неправильно не упомянуть об актерских династиях – довольно частом явлении в театральном мире. Среди знаменитых семей – Михалковы, Лазаревы, Бондарчуки, Урганты, Мироновы, Ефремовы. Список можно продолжать. Одной из самых известных является династия Боярских. Автор книги, которую хотим представить, – Екатерина Боярская, известная личность в Санкт-Петербурге. Одни знают эту женщину как театроведа, литератора и переводчика... Другие – как сестру известного артиста Михаила Сергеевича Боярского. Третьи – как писательницу, приоткрывшую завесу жизни известной семьи. В 2007 году увидела свет первая книга Екатерины – «Театральная династия Боярских».
 
Боярская, Е. Н. Театральная династия Боярских / Е. Н. Боярская. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 315 с.
 
Диапазон мнений о династиях в искусстве широк. Кто-то скажет: «На детях природа отдыхает», – кто-то возразит: «Гены – это главное!». В любом случае, о наших кумирах – а таковым, безусловно, является замечательный актер Михаил Боярский – мы хотим знать все. В том числе, конечно же, о близких, о фамильной цепочке.
 
Основателем династии Боярских был священник, многочисленные дети которого при советской власти выбрали иное служение. Почти все они, так или иначе, имели отношение к театральному искусству Петербурга. Самыми известными артистами из большой, разветвленной семьи стали: Сергей Боярский, Николай Боярский, Михаил Боярский, его жена Лариса Лупиан и их дочь Елизавета Боярская.
 
Текст книги, которую советуем обязательно прочесть, полон ритмов и ароматов разных эпох, он дает ощущение истории, в которой клан Боярских сыграл свою роль. И не только в сфере театра! Это рассказ о семье с вполне типичными для трагического XX столетия судьбами. Книга словно открывает незримые каналы, связывающие нас с загадочным Зазеркальем, источником воспоминаний, насыщающих нас, сегодняшних, новыми смыслами. К основному тексту прилагаются дневники, написанные в начале XX столетия одной из «прародительниц» семьи Боярских. Это – уникальный документ ушедшей эпохи.
 
Книги, подобные «Театральной династии Боярских», где автор «изнутри» подробно рассказывает о разветвленной творческой династии, выходят редко. Книга уже не новая, но мало кем замеченная. И незаслуженно!
 
Каждый сам определяет, что ему читать. Но если вы решили провести вечер за чтением интересной книги, предложенный перечень литературы поможет вам в этом, перенеся в волшебный, прекрасный, сказочный мир театра.
 
 
Обзор подготовила
ведущий библиотекарь-библиограф
отдела искусств Т. В. Богданова