Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа

12+
 
 
«Журналист» – ежемесячный профессиональный журнал. Является единственным в России профессиональным изданием, освещающим все грани деятельности печатных и электронных средств массовой информации. Девиз издания – «И истина сделает вас свободными».
 
Сегодняшний «Журналист» называет себя «журналом влияния», приоритетными темами которого являются «острейшие проблемы нынешнего медиасообщества – формирование информационного пространства страны, законотворчество, взаимоотношения прессы и власти, защита прав конкретных журналистов, демократические преобразования в прессе на базе свободы слова».
 
Насколько актуальным это является для редакционного коллектива «Журналиста», посмотрим на примере 2018 года.
 
На обложке каждого из 12 журналов – главная тема номера, которой посвящен гвоздевой материал и несколько сопутствующих. Так, например, в мартовской книжке основной стала тема «Побег с острова Невезения». Далее в нескольких текстах рассматриваются варианты выхода из творческого кризиса – страшного сна всех журналистов: «Эпоха творческого застоя» Оксаны Силантьевой, «О чем говорить, когда не о чем говорить?» Инны Тимченко и т.д.
 
Кстати, авторы «Журналиста» славятся тем, что не занимаются переливанием из пустого в порожнее, а дают конкретные, ценные и весьма действенные советы по теме. Причем, как положено в качественной журналистике, подходят к делу с разных точек зрения. Например, чтобы выйти из творческого застоя, «выгоните всех вечером из редакции, обеспечьте себе тишину, выключите свет, наденьте повязку на глаза для надежности, сядьте в кресло, сконцентрируйтесь только на том, что трогаете пальцами. Почувствуйте шероховатость бумаг у себя на столе, ребристость ручки, которой обычно пишете, найдите трещину на стекле, исследуйте компьютерную мышку пальцами». А еще можно сменить способ сбора информации, обратиться к старой доброй рубрике-выручалочке «Журналист меняет профессию», провести в коллективе мозговой штурм, сделать партнерский проект с редакцией из другого региона, скопировать чужой проект, доработав его, пройти дистанционное обучение всей редакцией – или, на худой конец, просто переставить мебель в кабинете.
 
Майский номер очень пригодится старшеклассникам, мечтающим поступить на факультет журналистики, – его главная тема «Лестница в профессию». Еще одна крайне важная для сегодняшних бумажных СМИ тема – «Газетный дизайн. Практическая перезарядка», ей посвящен №7 издания за 2018 год. О стремительно устаревающих новых медиа и о том, как приспосабливаться к этим условиям журналистике, рассказывается в №8.
 
Рассмотрим некоторые традиционные рубрики журнала.
 
Содержание каждого номера «Журналиста» за 2018 год можно, как правило, разделить на четыре части. На одну из них – «Главное» – мы уже обратили внимание: это материалы, так или иначе относящиеся к теме номера. Стартует журнал с «Событий», затем следуют «Медиа» – важнейший сегодняшний ресурс и постоянная головная боль всех, кто связан с журналистикой. Завершающий раздел посвящен «Профессии».
 
Почти каждый номер «Журналиста», за редким исключением, начинается с мониторинга событий месяца – событий, связанных с нарушениями прав журналистов. Редакция скрупулезно собирает сведения о нападениях на редакции, телецентры, случаях задержания журналистов полицией, ФСБ, уголовного преследования СМИ, корреспондентов, блогеров, об увольнениях, угрозах, попытках цензуры и т.п. Каждый месяц «Хроника беззакония» пополняется новыми фактами. «Журналист» делает все, чтобы ни один из них не укрылся от глаз общественности. Рубрику ведет Борис Тимошенко.
 
В 2018 году в нескольких номерах журнала в рубрике «Связь» печатались письма от читателей. Многие из них представляют собой отзывы на опубликованные в «Журналисте» материалы, высказывания фотографов, корректоров, студентов и преподавателей факультетов журналистики, фрилансеров, даже карикатуристов-любителей. Есть также предложения об открытии новых рубрик на страницах журнала, подсказки о выборе героев, например: «Мой любимый российский журналист – Иван Ургант. Если можно, возьмите у него интервью и пришлите мне журнал с автографом. Н. К. Мишина, бывший вахтер издательства «Правда».
 
Обратная связь поддерживает доверие читателей, позволяет держать руку на пульсе их интересов и отслеживать реакцию на публикации. «Журналист» призывает: «Хотите высказаться, пожаловаться или предложить что-нибудь? Пишите нам: jrnlstrus@gmail.com».
 
Здесь же, в разделе «События», публикуются отчеты с различных значимых журналистских съездов, саммитов и т.п. К примеру, в ноябрьском номере журнала речь идет о форуме Союза журналистов России «Вся Россия – 2018», проходившем с 7 по 12 октября в Сочи. В №6 рассказывается о международной конференции «Журналистская этика и стандарты в цифровую эпоху: взгляд из России и Европы», которая состоялась 16 и 17 мая в Екатеринбурге.
 
В «Дайджесте» вниманию читателей предлагаются подборки самых значимых, по мнению редакции журнала, новостей из мира СМИ. Также в разделе «События» обращают внимание на имевшие широкий резонанс конфликты и судебные разбирательства – естественно, касающиеся средств массовой информации.
 
Раздел «Медиа» обязательно включает одно-два интервью с интересными личностями, успешными журналистами и медиаменеджерами. Как правило, герои рубрики «Интервью» делятся опытом продвижения новых проектов. Так, в октябрьском номере «Журналиста» Арсений Ашомко, директор по развитию медиапродуктов «ВКонтакте», рассказывает о способах обеспечения безопасности пользователей российской сети, о мультиканальности и о том, как СМИ выживать в эпоху соцсетей. В №4 директор по стратегическому развитию Рекламного альянса издателей Максим Сычев делится своим мнением о важности грамотной работы с интернет-рекламой. Интервью также посвящаются изданиям-юбилярам (газеты «Терские ведомости» – 2, «Московская правда» – №6, «Экономика и жизнь» – №10 и др.) и мэтрам журналистики.
 
Большой плюс «Журналиста» в том, что на его страницах много ценных советов, или, как сейчас говорят, лайфхаков. В «Медиа»-части журнала редакторы СМИ могут не только узнать, как правильно продвигать свое издание в Интернете, но и познакомиться с опытом коллег со всех уголков России и из-за рубежа. Как вырастить лояльного читателя, как управлять финансами в медиа, как создавать качественный контент, как сделать группы в соцсетях по максимуму жизнеспособными – на эти и многие другие вопросы, которые ежедневно мучают редакторов СМИ, здесь можно найти ответы.
 
В появляющейся в некоторых журналах рубрике «Рынок» печатаются материалы, рассказывающие об инновациях, о способах возродить захиревшие издания, получить экономическую независимость. Например, в мартовском номере эта рубрика содержит интервью с Дмитрием Моргулесом, главным редактором газеты «Челябинский обзор», осмелившимся запустить в нынешние крайне непростые для прессы времена новое печатное издание. В «Рынке» прослеживаются основные тенденции телепросмотра, проводятся мониторинги выживаемости СМИ и т.п.
 
Раздел, важность которого трудно переоценить даже на фоне остальных, – «Профессия». В апрельской книжке «Журналиста» в нем есть, к примеру, пошаговая инструкция для тех, кто решил начать делать в редакции видео, чтобы «оживить» новостную ленту сайта. И в этом же №4 материал Светланы Кузевановой, старшего юриста Центра защиты прав СМИ», «Заминированный Клондайк» – о типичных ошибках в рекламе медицинских услуг. Сентябрьский «Журналист» в разделе «Профессия» рассказывает, как нужно конструктивно ругаться, анализируя конфликт Алексея Навального и редакции газеты «Ведомости». В №6 журналист Елена Упорова дает коллегам советы по «мирной журналистике» – как придерживаться требований профессиональной этики в обстоятельствах, которые нет-нет да и предложит жестокая реальность.
 
«Профессия» включает и несколько постоянных рубрик, к самым полезным из них, на взгляд журналиста, относятся: «Фотошкола», «Разбор», «Русский язык», «КМЖ («Клуб молодого журналиста»)», «КПЖ («Клуб профессионального журналиста»)» и, наконец, появившаяся в 2018 году великолепная «Школа фельетона» – трудного, полузабытого, элитарного жанра.
 
Не все издания, особенно региональные, могут похвастать наличием в штате (или за штатом) профессиональных фотографов, чаще всего журналисты делают снимки к своим материалам самостоятельно – и не всегда качественно. Профессиональная техника, как правило, не выручает. Что сделать, чтобы улучшить качество фотографий, подскажут рубрики «Школа фотожурналистики» и «Фотошкола». Особенно богат полезными советами №7. Здесь приведены примеры планирования при организации документальной фотосъемки, говорится о важности и сложности составления подписей к фотографиям, о способах «оживления» неудачных, но порой необходимых групповых снимков, представлены типичные фотографические ошибки, а также речь идет о том, как правильно сверстать фоторепортаж.
 
Рубрика «Разбор» – страшно интересная. «Страшно» потому что любое издание может в ней получить бесплатные советы профессиональных дизайнеров, но для этого необходимо отдать себя на разбор – прислать в редакцию номера своей газеты. Все ошибки, не дающие цвести и продаваться, будут выставлены на всеобщее обозрение, однако это может стать великолепным стимулом для перерождения. В №4 ведущий рубрики, редактор медиагруппы «Феномен» Сергей Мешавкин пишет: «О какой конкуренции с цифровыми СМИ мы говорим, если газеты ведут себя как безнадежный больной, отвергающий лечение?».
 
Не менее полезны, причем всем пишущим, рубрики «Русский язык», «КПЖ» и «КМЖ». В первой из них Мария Пряшникова вспоминает часто нарушаемые правила современного русского языка, искореняет стереотипы, время от времени рождающиеся в журналистской среде. К примеру, в мартовском номере «Журналиста» она обращает внимание на обильно освещавшуюся в прессе Олимпиаду – и обилие ошибок, связанных со строчной и прописной буквой в этой связи. В №9 автор рубрики демонстрирует на примерах самый эффективный способ улучшения абсолютно любого текста – его сокращение и упрощение.
 
В «Клубах...» построчно и дословно разбираются тексты студентов журфаков и профессиональных журналистов с последующим, надо сказать, вполне объективным заключением редакции. После подобных разборов любой автор понимает, как писать не надо.
 
И наконец, «Школа фельетона». Ведущий рубрики Леонид Флорентьев начинает ее в февральском номере такими словами, собственно, уже упражняясь в заявленном жанре: «На пути из пункта А в пункт Б – от содержания к контенту и от формы к платформе (или как она там сейчас называется) – из кармана у нашей журналистики, петляющей как заяц под прицелом Роскомнадзора, что-то выпало. Думали, мелочь. Оказалось, целый жанр, именуемый фельетоном. Ах, какая смешная потеря! Во всех смыслах этого слова... Между тем, мой личный опыт подсказывает, что больше всего «лайков» в соцсетях получают ироничные, смешные и по-хорошему злобные посты – если угодно, микрофельетоны в прозе или стихах». В этой рубрике представлены работы таких королей фельетона, как Михаил Булгаков, Аркадий Аверченко, Валентин Катаев, Виктор Ардов.
 
Редакция журнала делает все, чтобы «Журналист» был полезен представителям этой прекрасной, человеколюбивой, ратующей за справедливость, мечтающей о культурном и просвещенном человеке профессии. Проходных материалов здесь не бывает, каждый из них полезен в практическом плане и многие могут быть использованы уже сегодня, чтобы обновить, модернизировать, а то и восстановить дышащее на ладан издание.
 
 
 
 
Почитать журнал «Журналист» можно в отделе «Читальный зал» Центральной городской библиотеки Ангарска. Если интересует какая-то определенная информация, ее можно поискать в базе данных «Статьи из периодических изданий» (выход в электронный каталог с сайта ЦБС https://cbs-angarsk.ru/) и/или сделать запрос на электронную доставку документов. Необходимые материалы будут отсканированы и отправлены на вашу электронную почту. Услуга эта бесплатная.