муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Век «Нового мира»
 
Читальный зал Центральной городской библиотеки предлагает вашему вниманию обзор журнала «Новый мир», который отмечает в 2020 году свое 95-летие.
 
Мы напомним некоторые важные события из истории этого журнала. Он издается в Москве с 1925 года. В разные исторические периоды редакторами и руководителями «Нового мира» были А. Луначарский, Б. Пильняк, К. Симонов, А. Твардовский. 
 
Все согласятся с тем, что «Новый мир» Твардовского являет собой одну из самых ярких страниц истории русской журналистики. Благодаря Александру Трифоновичу на страницах журнала смогла появиться небольшая повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962) неизвестного тогда рязанского учителя Александра Солженицына, ставшая вехой не только в литературной, но и в политической жизни страны.
 
Успех журнала был также связан с публикацией многих ранее запрещенных в СССР книг, таких как «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, «1984» Джорджа Оруэлла, но особенно – произведений Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус».
 
История русской словесности ХХ века – со всеми ее сложностями и противоречиями, со всей ее славой и позором – запечатлена на страницах «Нового мира». Если воспользоваться избитым выражением «столбовая дорога литературы», то дорога эта всегда проходила через «Новый мир».
 
Главным редактором «Нового мира» является с 1998 года литературный критик Андрей Василевский. 
 
С 1991 года, благодаря новому законодательству о средствах массовой информации, журнал «Новый мир» стал независимым изданием, не связанным напрямую ни с каким из творческих союзов или общественных организаций, что, впрочем, не мешает редакции привлекать лучшие силы российской литературы и журналистики.
 
В сегодняшнем «Новом мире» печатаются Сергей Аверинцев, Анатолий Азольский, Александр Архангельский, Виктор Астафьев, Андрей Битов, Сергей Бочаров, Дмитрий Быков, Рената Гальцева, Михаил Гаспаров, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Анатолий Ким, Наум Коржавин, Михаил Кураев, Александр Кушнер, Семен Липкин, Инна Лиснянская, Дмитрий Лихачев, Владимир Маканин, Валентин Непомнящий, Евгений Рейн, Людмила Улицкая, Галина Щербакова и др. Тираж – 2000 экземпляров, сократился за счет электронной версии.
 
Культурный и демократичный, журнал спокойно следует избранному направлению, избегая экстремизма любого толка и сочетая художественную новизну с интеллектуальной основательностью и даже своего рода «академизмом». К этому можно прибавить еще два понятия – консерватизм и историзм. 
 
В одном из обращений редактора «Нового мира» к читателям были замечательные слова: «Не каждый год рождаются шедевры, но русская литература жива, и мы ощущаем себя органической частью этой живой культуры».
 
Приступаем к обзору журнала за 2019 год. 
 
Большая проза первого номера – книга Андрея Лебедева «Живи быстро, умри старым! Песенки, 1962 – 2016», написанная в соавторстве с Кириллом Кобриным. В ее заглавии обыгрывается название фильма американского режиссера Пола Хенрейда, ставшее рокерским девизом.
 
Это произведение адресовано, в первую очередь, рок-меломанам. Чтобы понять, о чем речь, необходимо быть знакомым с зарубежными музыкальными произведениями, западной массовой песенной культурой, музыкальными группами. Иначе получится разговор двух глухих. Вступительная статья автора предупреждает об этом.
 
Конечно, песенки лучше читать, слушая и смотря: звукозаписи, клипы, фильмы, от которых они неотделимы. Интересны авторские интерпретации выделения определенных песенных периодов, яркие поэтические образы связаны с музыкальными. Например, «Биттлз» в интерпретации автора – скарабеи. А поэтические образы представлены очень неожиданно – А. Блок «Незнакомка», Б. Пастернак «Свеча горела» и др. 
 
Во втором номере журнала опубликована повесть Александра Гоноровского «Собачий лес». Произведение рекомендуем всем любителям магического реализма и просто хорошей литературы – в шорт-лист литературной премии «Большая книга» повесть попала не зря, язык здесь обманчиво простой, но сильнодействующий и задевающий что-то очень личное в душе.
 
Перед нами многослойное произведение, в котором каждый может увидеть свое, согласно уровню развития. Можно увидеть обычную страшилку, можно прочитать, что лес – это символ коллективного бессознательного, а в сказках прохождение через лес – символ взросления. Пока взрослые всеми силами пытаются забыть пережитые ужасы войны, лагерей и смерти, а кто-то из них настолько травмирован, что, вообще потерявши память, становится монстром, детям, как и всем нам, приходится с этой памятью что-то делать – либо погибнуть под ее невыносимым грузом, либо преобразовать ее во что-то, что будет давать нам силу воскрешать умерших и смотреть смело в будущее.
 
Третий номер «Нового мира» посвящен современному рассказу. Вообще, проза 2019 года отличается большим количеством сборников рассказов. В журнале опубликована интересная и разнообразная подборка рассказов и новелл современных русских писателей. 
 
Алексей Музычкин в рассказе «Легко любить тех, кто уходит...» дает грустное описание современного духовного состояния общества. В этом обществе человек одинок и не понят (рассказ «Меня зовут Эрвин»). В рассказе «Сокровище» автор поднимает тему смерти и скоротечности времени, причем делает это потрясающе, виртуозно. В «Серых глазах» Ольги Покровской успешный, добрый, веселый герой рассказа Сергей готовится к свадьбе, но вдруг исчезает. Сергея находит близкий друг в совершенно нищей и странной обстановке, но он расслаблен и спокоен: мужчина нашел свою любовь, женщину с серыми глазами. Тонкое, лаконичное повествование, простой легкий язык, метафоричные образы.
 
Роман Романа Шмаракова «Автопортрет с устрицей в кармане» опубликован в 4-м и 5-м номерах журнала.
 
Вот мнение Галины Юзефович по поводу этого произведения: «Если бы прозу Шмаракова можно было потреблять в сверхмалых дозах – скажем, по абзацу в неделю, он, бесспорно, был бы одним из лучших – если не лучшим – стилистом нашего времени. Однако неготовность выстроить сюжет и нежелание внести в текст что-то помимо безупречного изящества – например, немного мысли или настоящего, незаемного и нестилизованного чувства, – делают область читательской применимости «Автопортрета с устрицей в кармане» трагически узкой. В общем, не для простых умов».
 
Публикация адресована тем, кто знает толк в интеллектуальной литературной игре, способен почувствовать в шмараковской прозе послевкусие от чтения автором классического английского детектива (и не только детектива); при этом «игровое» в этой прозе органично сочетается с чтением вполне серьезным.
 
Большая проза шестого номера содержит повесть Валерия Попова «Моя история родины»
 
Это книга очень личных и ярких воспоминаний автора о поколении, чье детство пришлось на Великую Отечественную войну. О тех, кто пережил культ Сталина и его развенчание, кто стоял у истоков шестидесятничества. Опубликованная в номере повесть завершает эпос, посвященный смене эпох.
 
Повесть «Моя история Родины» – это ответ на вопрос, где ты был, чем занимался во время очередного государственного переворота, как это отразилось на твоей жизни, жизни друзей и врагов. Что происходит с людьми, когда уходит одна эпоха и зарождается новая. Валерий Попов использует приметы времени: межнациональные и криминальные разборки, номенклатурные застолья и коммерциализация всех сфер жизнедеятельности. Всего понемногу: любви, свободы и  политики.
 
Но если вы хотите отдохнуть от политических баталий, почувствовать родственную душу, объединяющую не одно поколение неким культурным кодом, тогда роман «Деление на ночь» – ваше прибежище. Его вы найдете в №7 и №8. Авторы – Григорий Аросев, Евгений Кремчуков.
 
После исчезновения одного героя другого попросили попробовать разгадать пароль ноутбука, в котором, возможно, хранится важная информация об исчезнувшем человеке. Начинается расследование, которое сопровождается комментариями, рассуждениями, рефлексиями. Итог всего – важен результат, но процесс гораздо важнее. Пароль расшифрован, но дело вовсе не в нем. Вышло некое философское путешествие по человеческой душе с использованием мифологических и библейских сюжетов, сопровождающееся современными айтишными реалиями...
 
В очередном, девятом номере «Нового мира» нас ждут рассказы красноярского писателя Евгения Мамонтова, объединенные общим названием «Тополь Дельво»
 
Из предисловия Павла Басинского: «Есть прозаики, которые пишут так тяжеловесно, что после их прочтения нужно долго отдыхать. Требуется серьезная умственная реабилитация. Но самое обидное, после нее понимаешь, что этот писатель не рассказал тебе о жизни ровным счетом ничего. У Евгения Мамонтова слова и предложения как будто вообще ничего не весят. Как воздух. Мне кажется, что если все его рассказы из этого цикла положить на воображаемую чашку весов, то стрелка на ней даже не дрогнет. Как можно взвешивать воздух?! Но при этом Мамонтов как-то ухитряется в одной фразе сообщить нам столько полезной жизненной информации, что другому писателю ее хватило бы на целый роман». 
 
Кстати, Поль Дельво – бельгийский художник, видный представитель сюрреализма. И рассказ, который вынесен в заглавие, о том, как тень спиленного тополя осталась на стене дома.
 
В десятом номере журнала опубликованы рассказ Бориса Екимова «Сердечко» и главы из романа Олега Ермакова «Либгерик».
 
Рассказы Бориса Екимова – это продолжение уже который год длящегося художественного репортажа из поселковой жизни южной России – проза портретная, социально-психологическая (скажем, о взаимоотношениях деревенских стариков и нынешней молодежи, которые не просто взаимоотношения людей разных поколений, но взаимоотношения разных эпох) и – проза автобиографическая, лирико-исповедальная: про ледоход на Дону, например, или про самоощущение человека сегодняшней провинции. 
 
«Провинциальная жизнь – это еще и возможность спокойной пешей ходьбы: на работу, в магазин, просто прогулки», «... вспомнишь «норы» метро и облегченно глубоко вздохнешь, понимая, какое счастье – спокойно, не торопясь идти по улице и видеть, и чуять над головою небо, а вокруг – какой-никакой простор. Это – по-людски, по-человечески».
 
Новый роман  Олега Ермакова «Либгерик», главы из которого предлагает читателю «Новый мир», – еще одна попытка художника ответить на вечные для литературы вопросы: что именно делает живое живым, в частности, чем движется любовь и чем движется творчество (для героев романа это почти одно и то же). 
 
Материал, на котором написан роман и его персонажи: молодая художница в сибирском городке на берегу Ангары, впоследствии – жительница Сеула, экскурсовод; двое мужчин ее молодости, один из которых – молодой бурят, живущий в тайге жизнью изгоя; супружеская пара из Москвы, путешествующая по Корее, и другие; восточная Сибирь недавнего прошлого и сегодняшний Сеул, а также искусство Кореи и – закадровый для героев, но реально присутствующий в их жизни (творчестве) – бескрайний Китай со своими художниками.
 
Главы из книги «Батюшков не болен» Глеба Шульпякова представлены читателям в одиннадцатом номере журнала «Новый мир».
 
После пьесы «Батюшков не болен» («Новый мир» №3, 2018) Шульпяков публикует прозу под тем же названием, но уже не художественную, а документальную – главы из книги о Батюшкове, в которой он, если судить по предложенной журналу выборке, отказывается от традиционного – «биографического» – повествования о поэте, а, выстраивая образ, во многом опирается на воспроизведение того жизненного пространства – родных, друзей, сослуживцев, коллег по перу и т.д., – в котором формировалась его личность, а также – на достаточно сложные, драматичные отчасти, внутренние отношения поэта с этим выделенным ему судьбой «жизненным пространством».
 
В этом же номере мы найдем книгу коротких рассказов Аллы Лесковой «Хорошо мне». Short-short. Короткие рассказы, которые при наличии разных сюжетов и повествовательных мотивов образуют единую канву повествования благодаря звучанию голоса автора. 
 
«Ужасно хочется влюбиться, а в кого? Последний раз, помню, влюбилась вдруг в собственного мужа, это именно вдруг случилось.
Любила, любила его, а потом – раз и влюбилась.
Иду по улице, а от меня эта влюбленность кругами по Красногвардейскому району расходится, все оглядываются, смотрят на мое безумное лицо.
Думают – вот счастливая. Влюбилась. Не то что мы со своими опостылевшими мужьями и женами, лямку тянем...
И не подозревают, что это я в мужа влюбилась. Опять же, по причине великой лени, чтобы далеко не ходить...»
 
И завершает наш обзор публикация романа Олега Хафизова «Дуэлист. Предание» в 12 номере журнала.
 
Исторический роман из жизни русского общества первой половины XIX века – повествование от первого лица, которое ведет вначале молодой, только вступающий в жизнь дворянин, служащий в Коллегии иностранных дел, а затем – бывалый офицер, участник военных действий 1812 года; в свою очередь героем уже его рассказов является Федор Иванович Толстой («Американец») – одна из самых неоднозначных фигур в русской истории позапрошлого века, авантюрист, картежник (шулер), бретер; человек, который был способен как на поступки редкого благородства, бескорыстия, смелости, так и на подлость, коварство, жестокость.
 
Мы желаем вам приятного чтения.
 
Лебедев, А. Живи быстро, умри старым! : песенки, 1962 – 2016 / Андрей Лебедев // Новый мир. – 2019. – № 1. – С. 8-90.
 
Гоноровский, А. Собачий лес : повесть / Александр Гоноровский // Новый мир. – 2019. – № 2. – С. 9-64. 
 
Музычкин, А. Легко любить тех, кто уходит : сборник рассказов / Алексей Музычкин // Новый мир. – 2019. – № 3. – С. 3-77.
 
Покровская, О. Серые глаза : рассказ / Ольга Покровская // Новый мир. – 2019. – № 3. – С. 83-90.
 
Шмараков, Р. Автопортрет с устрицей в кармане : роман / Роман Шмараков // Новый мир. – 2019. – № 5. – С. 38-96. – Окончание. Начало: № 4.
 
Попов, В. Моя история родины : повесть / Валерий Попов // Новый мир. – 2019. – № 6. – С. 3-36.
 
Аросев, Г. Деление на ночь : роман / Григорий Аросев, Евгений Кремчуков // Новый мир. – 2019. –№ 8. – С. 8-64. – Продолж. Начало: № 7. 
 
Мамонтов, Е. Тополь Дельво / Евгений Мамонтов ; вступ. статья П. Басинского // Новый мир. – 2019. – № 9. – С. 10-43. – Батя
 
Екимов, Б. Сердечко : рассказы / Борис Екимов // Новый мир. – 2019. – № 10. – С. 7-21.
 
Ермаков, О. Либгерик : главы из романа / Олег Ермаков // Новый мир. – 2019. – № 10. – С. 26-73.
 
Лескова, А. Хорошо мне : Short-short / Алла Лескова // Новый мир. – 2019. – № 11. – С. 67-86.
 
Шульпяков, Г. Батюшков не болен : главы из книги / Глеб Шульпяков // Новый мир. – 2019. – № 11. – С. 8-61. 
 
Хафизов, О. Дуэлист : предание / Олег Хафизов // Новый мир. – 2019. – № 12. – С. 8-107.