Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа

Изменено: 2023-12-01

18+

* В ТЕКСТЕ СТАТЬИ СОДЕРЖИТСЯ ИНФОРМАЦИЯ О МАТЕРИАЛЕ (ИНФОРМАЦИИ) ПРОИЗВЕДЕННОМ, РАСПРОСТРАНЕННОМ И (ИЛИ) НАПРАВЛЕННОМ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ** ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЫКОВА** ДМИТРИЯ ЛЬВОВИЧА.

** 29.07.2022 БЫКОВ ДМИТРИЙ ЛЬВОВИЧ ВНЕСЕН МИНЮСТОМ РОССИИ В РЕЕСТР СМИ И ФИЗЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Знаете ли вы, что в первом номере журнала «Журналист», вышедшем в январе 1914 года, совсем не было иллюстраций? 
 
С тех пор прошло 105 лет. В 2019 году единственное в России профессиональное издание, освещающее все грани деятельности печатных и электронных средств массовой информации, отметило свой юбилей. 
 
Сегодня журнал, как и положено грамотному журналисту, держит руку на пульсе мировых событий и тенденций, не закрывается от острейших проблем профессионального сообщества и горой встает на защиту свободы слова. Не чужд его сотрудникам и юмор, без которого журналисту, как и человеку любой профессии, в наше время просто не выжить. 
 
А иллюстраций теперь, кстати говоря, в «Журналисте» вполне достаточно. Цветные фотографии, рисунки, инфографика – собственно, все иллюстративные инструменты, которые используют современные СМИ. Внешне журнал тоже весьма привлекателен. Выходит на белой глянцевой бумаге.
 
Давайте теперь заглянем вовнутрь. Итак, о чём писали в «Журналисте» в год его 105-летия. 
 
В каждом из 12 журналов года есть тема номера – рубрика «Главное». Она кратко формулируется на первой странице обложки, где к ней всегда подобрана остроумная иллюстрация. Теме номера посвящены, как правило, несколько материалов – от 3 до 10 в рубрике «Главное», статьи в других рубриках чаще всего ей также созвучны. 
 
Что было главным для «Журналиста», а значит, для всего журналистского сообщества, в 2019 году? 
 
Главная тема январского номера, да и весь он практически посвящены юбилею журнала. «Дата – это время поразмышлять о том, как изменилась профессия, журналистика, журнал за более чем вековой период», – пишет в обращении к читателям главный редактор Любовь Петрова
 
Сотрудники редакции предлагают краткий экскурс по основным вехам и местам обитания «Журналиста». Так, в 1920 – 1922 годах в молодой советской стране он поменял цвет и название – стал «Красным журналистом». С 1924-го по 1936-й выходил под названием «Красная печать», а затем, вплоть до начала Великой Отечественной, – «Большевистская печать». В 1955 – 1966 годах журнал назывался «Советская печать». Историческое название вернулось в 1967 году. С начала 2000-х «Журналист» осваивает Интернет. 
 
К юбилею один из авторов журнала, фельетонист Леонид Флорентьев, составил ироничную «Азбуку «Журналиста», подобрав на каждую букву алфавита подходящее, с его точки зрения, понятие. 
 
Например, на букву «Л» – «Лень. Естественное состояние любого творческого работника. Настоящий журналист никогда не станет писать, если можно не писать. В противном случае он не журналист, а графоман». Или на букву «Щ» – «Щас!» (от англ. deadline). Самый распространённый график сдачи материалов в редакциях». Проработав в журналистике 16 лет, могу подтвердить: в этом есть большая доля истины! Судя по тому, что на букву «Н» у автора поясняется понятие «Навальный», а на букву «Ю» – «Ютьюб», азбука эта актуальна и сегодня.  
 
Кроме того, в юбилейном номере помещена подборка архивных материалов, которые оказались созвучны нынешней ситуации. О вопросе правдивости телевидения писал журнал в 1967 году, об уместности беллетристики в газете – в 1927-м. Как правильно составить рекламное объявление и подобрать мотивирующую на покупку иллюстрацию, рассказывалось в №9 за 1936 год. А разбор изобразительной статистики в №9 за 1941 год очень напоминает описание современной инфографики… Правила макетирования газетной полосы ничуть не изменились с 1940 года!  
 
Ещё один интересный приём использовался сотрудниками редакции в ознаменование юбилея журнала – они ответили на письма из прошлого. И снова оказалось, что проблемы в профессии те же самые, что и в 1955-м, и в 66-м и в 79-м… Кроме того, здесь есть поздравления, пожелания и прогнозы на будущее. 
 
Кратко о других главных темах. Февральский номер посвящён сложному жанру журналистского расследования и трудным, а порой опасным будням журналиста-расследователя. Ответом на вопрос «Надо ли продолжать?», к которому рано или поздно приходят все журналисты, работающие в этом жанре, могут стать слова Александры Литвиновой: «Даже если один человек не в силах принципиально изменить или сломать порочную систему, он может повлиять на жизнь одного конкретного человека». И это один из главных смыслов журналистской профессии. 
 
Мартовский номер уделяет основное внимание социальным сетям, рассматривая разные способы использования их журналистами и наиболее часто допускаемые при этом ошибки. В апреле авторы «Журналиста» решили посмеяться и заодно разобраться, что представляют собой сегодня юмор и сатира в СМИ. Главной темой майского номера стало радио. 
 
Первый летний номер учит, как журналистам правильно рассказывать истории своим читателям. В моду снова входят лонгриды (длинные тексты), а современные технологии предоставляют для мультимедийного сторителлинга (рассказывания историй) огромный выбор форматов и инструментов. Июльский журнал рассматривает взаимоотношения редактора и автора, помогает «вырастить в себе редактора за 5 шагов», очерчивает его зону ответственности.
 
Главной в августовском номере стала журналистская солидарность. Это особая для «Журналиста» тема, и здесь уже не до шуток. Каждый номер начинается с мониторинга происшествий – «Хроники беззакония» в отношении журналистов разных изданий по всей стране. Рубрику ведет Борис Тимошенко, дотошно собирая факты нападений на журналистов и блогеров, попытки цензуры и уголовного преследования коллег, угрозы в адрес журналистов и другие виды давления на сотрудников СМИ. 
 
Размышления об особенностях сегодняшнего журналистского образования выносятся на учебный месяц сентябрь. Журналистика перестала быть тайной за семью печатями, она остается важной, но не обособленной частью общей системы коммуникаций. Соответственно, журналистские факультеты переименовываются в факультеты коммуникаций или медиа. И всё равно их выпускники сталкиваются с тем, что стремительно меняющаяся реальность требует от современного журналиста всё новых и новых навыков. Хотя сегодня это проблема (или задача?) представителя любой профессиональной сферы.
 
Нужно ли в таком случае журналистское образование в наше время? Декан факультета журналистики Уральского федерального университета Борис Лозовский в материале «Проклятие журфака»: правда или вымысел?» утверждает, что «журналистское образование нужно для сохранения институциональности журналистики как профессии, как необходимой составляющей гражданского общества, точно так же, как филологические факультеты нужны для сохранения языковой культуры, а исторические – для сохранения прошлого».  
 
Октябрьский номер журнала посвящён важнейшему на сегодняшней день вопросу изучения аудитории. Как пишет один из авторов «Журналиста» Всеволод Пуля, медиа больше не могут себе позволить не знать свою аудиторию, не интересоваться её поведением и лояльностью – это смертельно дорого. Нельзя посылать свой контент «в никуда». Отсутствие знаний о своей аудитории делает бессмысленными все остальные действия журналистов. 
 
В журнале под №11 рассматриваются бизнес-модели современных медиа. Авторы считают, что вопрос развития журналистики как бизнеса – самый болезненный для российского рынка. 
 
В последнем номере журнала за 2019 год главной темой стала самоцензура. Внутреннего цензора, по мнению Леонида Флорентьева, нужно выдавливать из себя по капле, как раба. Об этом рассуждает в интервью и журналист, писатель Дмитрий Быков**. Самоцензуру он определяет как трусость и падение интеллектуального уровня. Обозреватель «Новой газеты» Леонид Никитинский считает, что журналист абсолютно свободным быть не может, а декан факультета журналистики УрФУ Борис Лозовский подводит итог: самоцензура – следствие собственного выбора журналиста из-за тех или иных обстоятельств его жизни. 
 
Сложно переоценить «Журналист» в плане практического применения. Сотрудники редакции не только знают все больные места современной журналистики, профессионально разбираются в её проблемах, но и предлагают действующие алгоритмы выхода из сложных ситуаций, приводят мнения экспертов и тех коллег, у кого получилось, а кроме того, обучают желающих обучаться. 
 
Постоянная и самая полезная рубрика журнала так и называется – «Профессия». Рассказывать о ней можно бесконечно, поэтому давайте просто пробежимся по оглавлению нескольких номеров. Один из текстов в рубрике «Профессия» апрельского номера называется «Непредумышленное самоубийство» и предупреждает: несовпадение заголовка и иллюстрации погубит даже лучший материал! Январский номер дает понять, как неверно отработанный информационный повод превращается в рыхлый и практически бесполезный текст. В «Клубе продвинутого журналиста» Инны Тимченко разбирается текст из газеты «Культурный Петербург». Да, «Журналист» практикует подобные профессиональные разборы текстов – как состоявшихся, так и начинающих коллег. 
 
И не только текстов. В февральском номере Сергей Мешавкин разбирает неудачную, на его взгляд, графическую модель одной из старейших газет страны – «Известия». Косностью дизайна страдают не только региональные издания. 
 
В марте вместе со Светланой Кузевановой и Романом Жолудем можно изучить тонкости авторского права. Несколько материалов в разных номерах посвящены закону о СМИ. 
 
Много внимания уделяется грамотности средств массовой информации – например, в журнале №6 Владимир Славкин в материале «Прописная? Строчная?» рассматривает трудные случаи употребления прописных букв в повседневно используемых СМИ понятиях, таких как «Интернет», «Государственная Дума» и прочих. 
 
В обширной рубрике «Профессия» нашлось место для возрождения полузабытого и сложнейшего жанра фельетона – почти в каждом номере «Журналист» публикует его лучшие образцы. Среди авторов – Козьма Прутков, Илья Ильф, Юрий Олеша, Александр Галич и современные, неизвестные широкой публике товарищи. 
 
Ещё одна большая постоянная рубрика журнала – «Медиа» – обусловлена важностью в современном мире. Переход бумажных изданий на «цифру», освоение виртуального пространства, создание контента для социальных сетей требует новых знаний, умений, способов управления, аналитических инструментов. Освоить всё это можно на практике, но долго, больно и дорого. И снова «Журналист» предлагает практически бесценные советы для тех, кто хочет идти в ногу со временем.   
 
Новые технологии, искусственный интеллект, конверсия сайта, монетизация контента – ликбез в сфере основных понятий новых медиа, которые, как снег, обрушиваются сегодня на голову не готовых к этому изданий, проводится здесь регулярно. Это действительно важно, когда при продвижении в соцсетях твой 20-летний журналистский опыт может ничего не стоить по сравнению с умением нажимать на нужные кнопки. 
 
Пара примеров. Как удалось научить газетчиков работать в онлайне и снимать видео, рассказывает главный редактор «Курской правды» Наталья Лымарь в материале «Как мой дед взорвал Интернет» (№9 за 2019 год). Постоянный автор рубрики «Медиа» Всеволод Пуля в августовском журнале перечисляет «7 типичных заблуждений редакторов», связанных со стереотипно понятыми новыми реалиями. Традиционно после каждого заблуждения даётся рецепт, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию. А в материале под названием «Шаг назад – и два вперёд» мартовского номера вице-президент по распространению печатной продукции Союза предприятий печатной индустрии Александр Оськин, анализируя положение печатных СМИ, делает вывод, что кризис их индустрии – рукотворный и связан с неразумными действиями властей на федеральном и региональном уровнях.
 
Во второй половине года в журнале появляются новые рубрики – «Рынок» и «Нацпроекты»
 
На «Рынок» выносятся интервью с редакторами интересных изданий, нашедших или отвоевавших своё место в современном мире. Например, в мае – «Мурзилка» вышел в YouTube» к 95-летнему юбилею старейшего детского журнала страны. А в декабре – материал о пензенском еженедельнике «Молодой ленинец», газете для пенсионеров, которая «Спрашивает про пенсии, далеко думает».  
 
О задачах и успехах СМИ, освещающих национальные проекты, рассказывает одноимённая новая рубрика. Это и отчёт, и опыт, и пример приложения сил. Но и в такой, немного «датской», рубрике «Журналист» остаётся верен себе. В сентябрьском номере журнала главный редактор газеты «Диссонанс» из города Асино Томской области Виктор Клюев делится в материале «Конструктивный «Диссонанс», как активно участвовать в спецпроектах и при этом не уходить от острых оценок действий властей. 
 
 «Журналист» не был бы «Журналистом», если бы не уделял внимание новостям со всего света, касающимся профессии. Этому посвящена рубрика «События», которая начинает каждый номер журнала. 
 
Те, кто работает в журналистике или имеет к ней хотя бы опосредованное отношение, оценят журнал по достоинству. Я люблю его за глубокое и необходимое, чтобы СМИ выжить сегодня, погружение в профессию и внимательное, заботливое, справедливое отношение к журналистике и людям, в ней работающим. 
 
Обзор подготовила Олеся Полевая, 
ведущий библиотекарь организационно-методического отдела
Центральной городской библиотеки