12+
«Сибирь» – литературно-художественный и культурно-просветительский журнал писателей Восточной Сибири, основанный в 1930 году. Учредило его Иркутское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Редактором журнала с 2017 года является иркутский прозаик Анатолий Байбородин. В 2018 году планировалось выпустить шесть номеров журнала, но вышли только четыре. Тираж каждого выпуска составляет 1300 экземпляров.
Материал в обзоре представлен по рубрикам, которые с 2018 года в журнале стали постоянными.
В рубрике «Поэзия» читателей ждут яркие и свежие стихи поэтов не только нашего края, но и разных уголков страны.
В первом номере читатель найдет подборки стихов Нины Ягодинцевой из Челябинска, Максима Орлова из Братска, Валерия Хатюшина из Москвы. Одно из стихотворений этого поэта посвящено Иркутску, где он побывал в 2017 году на празднике «Сияние России»:
Нет, на Руси монархия не свергнута.
В ней царь и вождь скрепились на века.
По улицам Урицкого и Свердлова
Я вышел к монументу Колчака.
В стихах, опубликованных во втором номере журнала, много природных красот. Поэт Александр Щербаков продолжает традиции Николая Рубцова. Опубликована подборка стихов к 115-летию Ивана Молчанова-Сибирского. Имя этого поэта носит Областная научная библиотека. В свое время он был, по словам Владимира Скифа, «организатором культурной жизни Восточной Сибири». Анатолий Змиевский откликнулся на трагедию в Кемеровском развлекательном центре стихотворением «Зимняя вишня», посвященном памяти погибших.
В третьем номере журнала заведующий отделом поэзии Владимир Скиф представил талантливых авторов: Анатолия Александрова, Юрия Баранова, Сергея Чепрова, Владимира Андреева, Анатолия Лисицу. Творчество молодых поэтов вошло в подрубрику «Час поэзии» с общим названием «Идет молодой и неопытный век». В ней представлены стихи молодых поэтов из Зимы, Усть-Илимска и Иркутска.
В четвертом номере читателей ждут стихи Михаила Успенского из Красноярска, Любови Сухаревской, Рады Черноусовой, Елены Поповой, Надежды Миляевой и других. У каждого из этих авторов неповторимые интонации, живая речь. Они ушли от простой описательности и примитивных зарисовок на темы природы, их поэзия полна драматизма.
Вот строфа из стихотворения Надежды Миляевой:
Как хорошо меж делами привычными
Видеть на соснах качание дня
И, сохранив на лице безразличие,
Торжествовать: «Мир, ты любишь меня!»
А теперь обратимся к рубрике «Проза».
В первом номере журнала подобраны произведения о простых рабочих людях с их проблемами. Имена авторов хорошо известны. Борис Шергин в своих «Поморских сказах» повествует о поморах мурманских и архангельских. Станислав Китайский рассказом «Рупь делов» напомнил нам о том, что отношения в семье во все времена имеют одни и те же проблемы. Герои рассказа Владимира Максимова «Заненастило» – обитатели барака во время рыбалки. Рассказ Александра Обухова «Бабушка» – о том, как мальчик-сирота ищет папе-вдовцу жену, а себе – маму. Героем рассказа петербуржца Александра Богатырёва «Федоровы деньги» является церковный сторож.
Во втором номере журнала рубрику «Проза» открывает душевный, теплый, мудрый рассказ «Как по синему морю...» известного писателя Алексея Зверева. Его героиня бабка Луша по-своему разобралась с дарами цивилизации – сожгла магнитофонную ленту с записью старинной песни в ее исполнении. Эта запись, по ее мнению, не должна оставаться на свете напоминанием о ее постаревшем голосе.
Журнал «Сибирь» остается верен теме православия. Цикл рассказов Надежды Калиниченко «Марта Амвросиевна» – о пожилой женщине, посещающей храм и жаждущей чуда. Это рассказ о внутренней работе человека, который хочет стать другим. Владимир Шавёлкин в рассказе «Пашкина душа» доверительно и тепло рассказывает о судьбе байкальского рыбака, умного, работящего, но не умеющего справиться с бедой российских мужиков – запоями. Со знанием дела автор описывает добычу омуля на море сетями.
Журнал продолжает печатать главы из романа Олега Слободчикова «Первопроходцы». Начало можно найти в №1 за 2016 год. Этот исторический роман об освоении Сибири и расширении границ, о судьбе малых народностей края. Продолжение его следует.
Третий номер журнала публикует рассказы Владимира Крупина под общим названием «Три пирамиды». В одном из них он мысленно беседует с Валентином Распутиным. Другой рассказ посвящен воцерковлению ветерана войны, инвалида.
Рекомендуем обратить внимание на рассказы Владимира Забелло. Один из них – «Боня» – о трудных, порой поломанных судьбах жителей прибайкальских сел, чему часто виной «безнадега под названием «русская болезнь». А другой, «Бурундук», повествует о зверьке, который никому не делает вреда, живет своим трудом, а врагов у него хоть отбавляй: и звери, и люди, и непогода.
Раздел «Проза» четвертого номера журнала запомнится читателю главой из романа Михаила Щукина «Белый голубь на колокольне» – истории разрушения церкви.
Рассказ «Обычная история» Сергея Козлова про мальчика Сему и его друзей дает повод к размышлению: для чего мы развиваемся? Мальчик стреляет из арбалета в священника, так как считает его бездельником и обманщиком – так сказал ему отец. Но когда священник его прощает, в душе «стрелка» происходит переосмысление.
Журнал продолжает публикацию романа Ивана Комлева «Рядовой Иван Ященко». Начало было в номерах за 2015 и 2017 годы. В четвертом номере журнала напечатана четвертая часть романа. Она повествует о послевоенной жизни героев, в которой немало проблем.
Раздел «Публицистика» в первом номере журнала представлен статьей Василия Шелехова «Русский крест». Автор считает, что все проблемы современного общества от того, что люди «весьма далеки от православной веры, религия для них просто не существует». Статья Валерия Скрипко «Аромат вечности» также посвящена проблемам церкви и общества.
Во втором номере любителей исторических расследований заинтересует статья Льва Анисова «История создания картины «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». Читатель многое откроет для себя в этом материале, познакомится с непривычной точкой зрения на царствование царей Ивана Грозного и Павла Первого.
В этом же номере журнала писатель-краевед Иван Козлов в статье «Заметки на белых полях...» начал интересный разговор о происхождении слов и их значении на примере сибирского материала. Автор исследует названия некоторых сибирских поселков.
В третьем номере журнала впечатляет статья Бориса Башилова «Сперанский и результаты произведенных им реформ». Автор обвиняет этого государственного деятеля в масонстве, а следовательно, в предательстве. Читателю самому решать, брать ли это на веру.
Желающие познакомиться с концепцией развития любимого народом музея «Тальцы» могут прочитать в четвертом номере журнала статью «Воспитание души» Евгения Дёмина, руководителя комплекса памятников архитектуры на 80-м километре Кругобайкальской железной дороги. Этот музей является не только объектом познания, но и объектом воспитания.
В этом же номере помещен историко-публицистический материал «В небесах отгорели зарницы...», посвященный 100-летию комсомола. В нем все необычно: форма – публицистический коллаж, сочетание воспоминаний и переписки с друзьями, живописный портрет героя Анатолия Сосунова. Он – незаурядная личность: отважный борец с преступностью, борец за экологию, общественный деятель, мужественный и честный человек. Комсомолец!
Теперь перейдем к рубрике «Критика».
Первый номер журнала поместил большое исследование Анатолия Байбородина о трагедии Сергея Есенина «Душа грустит о небесах...». Автор воссоздает те «круги ада», в которых оказался Есенин, перебравшись в Москву. Анатолий Заболоцкий рассказал о судьбе и творчестве писателя Василия Белова в статье «Памяти Василия Белова. О деревенщиках, совести, семитомнике и юбилеях».
Во втором номере следует обратить внимание на статью Аллы Большаковой «Память слова и время памяти». Это размышления о прозе Валентина Распутина. Автор возвращается к теме «деревенской прозы» как культурном явлении. Были ли русские «деревенщики» разрушителями? Автор много лет изучала эту тему, и из ее статьи читатель узнает всю историю вопроса.
Эдуард Анашкин в статье «Золотистый золотой» анализирует прозу Николая Иванова, первого секретаря правления Союза писателей России. В прошлом году на праздновании дней русской духовности и культуры «Сияние России» читатели нашего края, в том числе Ангарска, познакомились с ним, и в некоторых библиотеках области (и в ангарской библиотеке №3) появились его книги. «Очевидно, что военная проза Николая Иванова, помимо ее художественных достоинств, еще и документ эпохи», – уверен автор статьи.
«Театр и смыслы – это соединимо?» – так названа статья Валентины Семеновой об очередном Вампиловском фестивале. В ней читатель найдет краткие рецензии на показанные спектакли.
В третьем номере Анатолий Заболоцкий рецензирует книгу Алексея Варламова «Шукшин». Статья названа «Кому в угоду перелопачивают Шукшина?». Из названия понятно отношение критика к рецензируемой книге.
Вера Харченко, доктор филологических наук, в статье «Идеал семейного уклада» на примере рассказа В. Распутина «Женский разговор» обращается к теме таинства брака, целомудрия, интимности в современной литературе. Сравнения с текстами Распутина она не выдерживает.
С 70-летием иркутского писателя Владимира Максимова поздравляет Ирина Прищепова и рассказывает о его творческом и жизненном пути в очерке «Счастье быть писателем».
А статья Василия Козлова «Цыганочка» с выходом. Не совсем иркутская история» будет интересна тем, кто хочет вспомнить годы, когда начался раскол в Союзе писателей. Вот как заканчивает В. Козлов статью: «А мы, задним числом, продолжаем выяснять наши отношения до сих пор, хотя мало кто помнит о том давнем противостоянии, и стерлась мудрым временем острота «извечных», по выражению Пушкина, наших споров». И с этим трудно не согласиться.
Раздел «Критики» четвертого номера журнала отдан очерку Владимира Крупина «Несобственно прямая речь. Слово о Солженицыне». Эта статья о неприятии мировоззрения писателя и непримиримости к его творчеству.
Одна из постоянных рубрик журнала – «Радоница» – воспоминания об ушедших.
В первом номере Владимир Личутин опубликовал статью «Последний в цепи» об удивительном прозаике Борисе Шергине к его 125-летию. 80-летию Станислава Китайского посвящена статья Светланы Тарбеевой «Великая и малая родина». Ирина Прищепа статьей «Дом у Байкала» отдает дань памяти Глебу Пакулову. Она увлекательно рассказывает о своем посещении дома писателя в поселке Порт Байкал, который в свое время стал пристанью для многих известных иркутских писателей и художников. Пакулов первый из писателей в 1969 году поселился в этом месте, которое теперь называют «Иркутское Переделкино».
Второй номер журнала откликнулся на 105-летие Алексея Зверева статьей Валентина Распутина «С болью и верой, честно и талантливо», в которой он так оценил творчество писателя: «Он достоин, конечно, чтобы его читали по всей стране и издавали по всей стране». Здесь же Владимир Скиф к 115-летию Ивана Молчанова-Сибирского поместил статью «Осиянный немеркнущим светом».
Памяти этого писателя посвящена и статья Натальи Дуловой «Молчановы и Распутины в моей жизни». Она представляет собой светлые личные воспоминания человека, близкого к этой семье, чем они и ценны. Рекомендуем их к прочтению: вас ждет много новых и интересных сведений о жизни этих больших писателей, об их семьях.
К 80-летию Леонида Бородина в третьем номере журнала помещена его беседа с критиком Владимиром Бондаренко в редакции газеты «День литературы» в 2002 году. Название статьи – «Считаю себя русистом». Интересно, что практически все, что обсуждалось в этом диалоге, актуально для нашей литературы и нашего государства по сей день. Поднимаются вопросы идеологии, политики, экономики, философии и, конечно, культуры.
В четвертом номере журнала памяти Валентина Распутина посвящена статья Владимира Личутина «Последний срок». Это воспоминания и размышления о роли и месте творчества Валентина Григорьевича в нашей жизни.
Михаил Шепель в статье «Мы так давно не говорили...» тепло и светло вспоминает поэта Любовь Сухаревскую, которой не стало в сентябре 2013 года. Она была большим другом его юности.
Рубрика «Вернисаж» порадует любителей и знатоков живописи.
Первый номер посвящен памяти художника Анатолия Костовского, хотя писалась статья при жизни. Художника не стало, когда материал уже был в наборе. Григорий Лазарев в своей заметке «Русский народный художник» отмечает, что это «художник выдающегося живописного дарования, стихийно-смелого и неожиданного в образе». В журнале помещены репродукции картин, к тому же хорошего качества.
Во втором номере представлен обзор Григория Лазарева «Идиллия живописца Сергея Казанцева», посвященный иркутскому художнику. Читатели смогут увидеть его картины на прекрасных репродукциях в журнале.
В третьем номере Татьяна Соловьёва в очерке «Вселенная художника Москвитина» рассказывает о жизненном и творческом пути этого художника и прилагает к статье репродукции его живописных работ. Родом он из наших мест, сейчас живет и работает в Москве. Его творчество признано, оно многогранно. «Ему удается соединить город и море, лес и человека, старину и фантастическое будущее», – считает один из поклонников его творчества.
«Мелодии редкого жанра» – так назвал свою статью об искусстве Аркадия и Наталии Ледяновых поклонник и знаток их творчества Юрий Баранов. Статья вошла в четвертый номер журнала. Они – мастера декоративно-прикладного искусства и являются авторами барельефа Валентина Григорьевича Распутина в его музее. Репродукции некоторых работ этих художников читатель увидит в журнале.
Рубрика «Книжная лавка» в каждом номере журнала знакомит читателя с книгами, новыми и переизданными в Иркутске. Назовем некоторые новые издания: двухтомник В. Скифа «Древо с листьями имен», А. Лаптев «Бездна», сборник стихов Александра Никифорова «Путевой лист» и другие.
В этой же рубрике во втором номере журнала Владимир Максимов в статье «...Значит, нужные книги ты в детстве читал» рассуждает «о книгах недавно или давно прочитанных. О так называемых раскрученных и нераскрученных авторах».
Оксана Запольская в статье «Добрым всходам начинать сначала...», напечатанной в третьем номере журнала, приглашает читателей перелистать книги из домашней библиотеки Валентина Распутина. Для этого она приглашает их в библиотеку имени семьи Полевых в Иркутске, куда еще при жизни наш земляк передал книги из своей личной библиотеки.
Рубрика «Сумочка к ребру» закачивает каждый номер журнала. В ней самые разные авторы выступают с литературными пародиями. Один из основателей этой рубрики, Владимир Скиф, много лет был широко известен как поэт-пародист. Этот раздел обещает читателю много смеха и улыбок.
Кроме публикаций, вошедших в постоянные рубрики журнала, в нем еще много другой свежей информации. Читатель найдет рецензии и обзоры, рассказы о театральных конкурсах, о фестивалях и иных культурных событиях нашей области.
Новинка журнала 2018 года – обзоры Валерия Скрипко каждого предыдущего номера, с комментариями и своей точкой зрения на рассматриваемый материал. В заключение приведем его слова: «Толстые журналы – душеполезное для всех изобретение... В журнале «Сибирь» проза переходит в стихи, а стихи – в яркие репродукции о родном крае. Многоголосье, многоцветье окружает читателя, и этот праздник всегда с тобой...».
Желаем приятных минут и часов с журналом «Сибирь» в руках.
Все названные номера журнала «Сибирь» доступны на Литературной карте Иркутской области.
Главный библиотекарь
библиотеки №3 им. Л. Беспрозванного
Ольга Павловна Тирских