Опубликовано: 2022-01-11
В моем шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошел, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
Д. Кугультинов «Книгоград»
Сегодня мы представляем вашему вниманию обзор «Голоса современности». Разговор пойдет о новых именах в литературе. Возможно, кто-то из авторов вам уже знаком, а про кого-то вы узнаете впервые. Мы хотим познакомить вас с теми, чьи имена сейчас на слуху, чьи книги не покидают всевозможных рейтингов. Это хороший повод узнать о книжных новинках, чтобы легче было ориентироваться как на библиотечных полках, так и в мире литературы в целом.
Свой рассказ мы хотим начать с книги уже наверняка знакомого вам автора – «Дальше жить» Наринэ Абгарян.
Наринэ Юрьевна Абгарян – российская писательница армянского происхождения. Ее книги начали издаваться сравнительно недавно – с 2010 года, и практически сразу начинающий автор заслужила читательскую любовь. Родилась Наринэ Абгарян 14 января 1971 года в городке Берд, что расположен в Тавушском районе Армении. Будущая писательница училась в Бердской средней школе №2, посещала занятия по классу фортепиано в музыкальной школе №1. По образованию Наринэ Абгарян – учитель русского языка и литературы. Она имеет диплом Ереванского государственного лингвистического университета имени Брюсова, но по специальности не работала ни дня. Наринэ понимала, что стать учителем – не ее судьба, и в 1993 году переехала в Москву, чтобы найти свое призвание. Вскоре после этого вышла замуж, а в 1995 году у нее родился сын. Москва стала для Абгарян второй родиной.
Впрочем, и в России талант писательницы раскрылся не сразу. Первое время Наринэ работала в различных сферах, а позже приняла решение получить диплом бухгалтера.
Писательство стало для Наринэ Абгарян своеобразной отдушиной. В один момент на нее свалилось множество проблем: нелюбимая работа, натянутые отношения с мужем, болезнь сына, кроме того, самой писательнице врачи тоже поставили неутешительный диагноз, намекнув на то, что времени у нее осталось мало.
Чтобы хоть немного отвлечь себя от скверных мыслей, Наринэ завела личную страничку в социальной сети «Живой журнал», где публиковала небольшие рассказы, основанные на собственных детских воспоминаниях. Это помогло автору выплеснуть накопившееся эмоции и пережить жизненные неурядицы. А вскоре сын Наринэ пошел на поправку, и ее собственный диагноз оказался ошибочным.
Блог писательницы регулярно пополнялся новыми рассказами, что привлекло не только простую публику, но и крупное издательство «Астрель СПБ».
В 2010 году в свет выходит повесть «Манюня», впоследствии ставшая едва ли не самым популярным произведением автора. Первый тираж книги о приключениях двух непоседливых подружек разошелся чуть больше чем за неделю. Быть может, этому способствовала автобиографическая составляющая повести.
Дебютное произведение Наринэ Абгарян вошло в перечень номинантов на престижную премию «Большая книга – 2011» и хотя не попало в число финалистов, зато снискало искреннюю любовь читателей. Позже выходят два продолжения увлекательной истории: «Манюня пишет фантастЫскЫй роман» и «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения». Кажется, что книжки про Маньку и Наринку написаны для детей. Но нет! Это совсем не так! И пусть главные герои в них – дети, но эти книги для взрослых. И не зря трилогия пользуется такой популярностью и любовью среди читателей. Ведь многие находят свое отражение в этих неподражаемых историях о приключениях неугомонных девчонок, их родных и друзей.
А для маленьких читателей Наринэ Абгарян написала книги «Счастье Муры», «Семен Андреич. Летопись в каракулях», «Шоколадный дедушка», «Тайна старого сундука».
В перерывах между произведениями для детей писательница создала роман «Понаехавшая». И, несмотря на некоторую автобиографичность, автор считает его своим самым нелюбимым творением. Причина тому – большое количество нецензурной брани, которая выглядит на страницах романа слишком нелепо.
Читая книги Наринэ Абгарян, можно подумать, что писательский опыт у нее весьма внушительный, но сама она опровергает это: «Писательского опыта до «Манюни» у меня действительно не было. Не доведись в моей жизни блога, и книжек моих не случилось бы. Я очень благодарна моим читателям – они всегда поддерживали меня сердечным словом. Если критиковали, то очень тактично и добро. Такое отношение, безусловно, укрепляло меня во мнении, что я делаю что-то стоящее».
После публикации «Понаехавшей», «Манюни» и повестей для детей Абгарян находит себя в более серьезной прозе. Один за другим в печать выходят ее романы «Люди, которые всегда со мной», «С неба упали три яблока», «Зулали».
В этих романах разные герои, разные события. Но все они схожи между собой. Есть в них некоторая лиричность, неспешность, жизненность. Это не та литература, которая читается запойно, быстро. Над этими произведениями хочется задумываться. В них невероятно емко прописаны образы людей, событий и, конечно, солнечная Армения – родина Наринэ Абгарян, описанная с особенной любовью.
В сборнике «Дальше жить», о котором хотелось бы рассказать более подробно, речь также идет о Берде и о его жителях. Рассказ за рассказом мы знакомимся с городом и горожанами, будто заглядываем в окна разных домов. У каждой семьи своя жизнь, своя история. Все эти люди абсолютно разные. Но есть то, что невидимой нитью соединяет все эти рассказы, – война между азербайджанцами и армянами в Нагорном Карабахе. Общее для всех людей горе и общая боль.
Страшная трагедия потрясла маленький армянский городок и, кажется, так и осталась там навсегда – в искалеченных душах и телах бердцев. Каждый из рассказов оставляет свой след в сознании, служит напоминанием, что война – это не только победы, подвиги и героизм. В первую очередь это страдания, разрушенные города и судьбы, страх и боль. Перед нами обычные мирные жители: женщины, дети, старики. Они пережили ужасные события, потеряли родных и близких, но нашли в себе силы продолжать жить дальше.
Война затронула семью самой Наринэ Абгарян. В послесловии книги «Дальше жить» она говорит об этом: «Один из рассказов сборника – о моей младшей сестре Соне. Говорить о том, что является болью твоей семьи, – непростое испытание, потому дался он мне с большим трудом. Я сомневалась, брать его в книгу или нет, спросила совета у Соны. Она сказала, что это вовсе не ее история. Это история той войны, которую нам не посчастливилось застать. И об этом нужно обязательно писать, в надежде на… – здесь сестра оборвала себя на полуслове.
– В надежде на что? – спросила я.
– Что сомкнутся разорванные объятия? – с сомнением ответила она.
Писать о войне – словно разрушать в себе надежду. Словно смотреть смерти в лицо, стараясь не отводить взгляда. Ведь если отведешь – предашь самое себя.
Я старалась, как могла. Не уверена, что у меня получилось.
Недавно в нашей семье случилась огромная радость – у сестры родился сын. Разорванные объятия сомкнулись, слова нашей бабушки Таты обрели свой истинный смысл: «Жизнь справедливее смерти, в том и кроется ее несокрушимая правда».
В это нужно обязательно верить, чтобы дальше – жить».
«Дальше жить» – одна из тех книг, после прочтения которых меняется взгляд на окружающий мир и собственную жизнь. Каждый из рассказов заставляет задуматься, поразмыслить о том, что происходит вокруг и какая хрупкая штука – счастье.
Когда читаешь сборник «Дальше жить», появляется ощущение, будто присутствуешь при разговоре – тихом, неспешном, доверительном. И собеседник будто бы открывает свою душу.
«Дальше жить» не из той литературы, о которой можно долго говорить. Такие книги нужно читать.
Обзор подготовлен отделом «Абонемент» ЦГБ