Опубликовано: 2024-01-26
Литература – неотъемлемая часть нашей жизни. Даже представить сложно, что бы стало с нами, если бы вдруг исчезли все книги, пропала проза, забылись стихи. Бррр…
Осознавая всю важность литературного процесса в жизни страны и каждого ее гражданина, библиотекари стараются не пропустить ни одной книжной новинки, знакомятся с новыми направлениями литературы, новыми именами.
Новые и хорошо знакомые имена российских и зарубежных авторов, а также их произведения стали главными героями обзора «Литературные итоги 2023 года», который мы предлагаем вашему вниманию.
В международном литературном пространстве роль законодателя книжной моды продолжает оставаться за Нобелевской премией.
Отрадно, что второй год подряд сохраняется тенденция отсутствия в Нобелевской премии по литературе политического высказывания Шведской академии. И это возвращает ей основное предназначение – подсвечивать, называть и легализовывать литературные явления.
Нобелевскую премию по литературе в 2023 году присудили норвежскому писателю и драматургу Юну Фоссе за «новаторские пьесы и прозу, которые выражают невыразимое».
Объемное творчество Фоссе на новонорвежском языке состоит из пьес, романов, поэтических сборников, эссе, детских книг и переводов. Секрет востребованности его текстов в том, что у них прозрачная, легкая форма и подчеркнуто простой язык – это делает их универсальными и сближает с Чеховым.
После 2015 года Фоссе перестал писать пьесы и сосредоточился исключительно на прозе. Сперва вышла достаточно компактная «Трилогия» из трех повестей: «Без сна», «Сны Улава» и «Вечерняя вязь». Затем писатель начал монументальный труд из семи частей. Книга «Септология» в 2022 году вошла в шорт-лист Международной Букеровской премии.
В нашей стране права на публикацию произведений Фоссе куплены одним из издательств, поэтому ждем интересных книг.
Немало интересных книг появилось в этом году и у российских авторов. Некоторые из них только начинают свой путь в большой литературе, но талант их уже отмечен на уровне всероссийских конкурсов.
6 июня на главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь» в Москве были объявлены имена лауреатов седьмого сезона премии для молодых авторов «Лицей». В длинный список соискателей вошли 107 произведений авторов из Казахстана, Грузии и 46 городов России. Средний возраст авторов – 30 лет, самому молодому – 16. Всего эксперты рассмотрели 1 872 работы (905 – в прозе и 967 – в поэзии).
В число лауреатов в номинации «Проза» вошли:
1 место – Владимир Хохлов (Москва), роман «Заневский проспект»;
2 место – Ольга Шильцова (Санкт-Петербург), повесть «Хозяйка для Кербера»;
3 место – Дарья Месропова (Москва), повесть «Мама, я съела слона».
Победителем в номинации «Выбор книжных блогеров» стала Дарья Месропова (проза).
Обладатель главного приза конкурса Владимир Хохлов родился в Москве, окончил исторический факультет МГУ, по профессии историк в сфере генеалогических исследований. Пишет стихи и прозу, публиковался в журналах «Нева» и «Наш современник», победитель Филатов-Феста 2021 года.
«Заневский проспект», если совсем просто, – это ленинградский романс о влюбленных. Время, кажется, доковидное, поскольку никаких о нем упоминаний в книге Хохлова мы не встречаем. Зато встречаем спокойную, стабильную жизнь, в которой герои – молодые жители города на Неве – должны бы пребывать «в моменте», жить только «здесь и сейчас», по заветам современной психологии, но отчего-то не могут. Как справедливо заметил один из рецензентов книги, прошлое не просто «входит в жизнь героев», а словно бы всегда присутствовало в ней, не покидая ни на минуту.
«Ты просто пребываешь в континууме, где тридцати-, пятидесяти-, восьмидесятилетней давности события равноправно сосуществуют с днем сегодняшним, и происходившее тогда не менее важно, чем нынешнее, и неминуемо вторгнется, повлияет, наложит отпечаток на твое «сегодня», – пишет в своем отзыве читатель под ником majj-s.
Другое дело, что восприятие этого «сегодня» у всех разное, и оттого впечатления о книге могут быть совершенно полярными. Вопросов в книге Хохлова затронуто немало, ведь за основу взят весь ХХ век. Однако читателю не предлагается поразмышлять над этими вопросами, а выдается мнение автора об эпохе, вложенное в уста героев, в описания проспектов и зданий, в воспоминания о собственном детстве.
Об идее романа Владимир Хохлов в интервью ресурсу «Год литературы» сказал следующее: «У меня было две задачи: во-первых, найти грань между Петербургом и Ленинградом. А во-вторых, очевидно понимая выигрышность первого перед вторым, не растоптать второе – потому что мне его парадоксально жалко».
Некоторые из молодых писателей – лауреатов премии «Лицей» разных лет – в этом году попали в число соискателей другой российской литературной премии, «Ясная Поляна». Имена лауреатов 21-го сезона назвали 4 октября в Большом театре.
Лауреатом премии в главной номинации «Современная русская проза» в 2023-м стала Саша Николаенко с книгой «Муравьиный бог. Реквием». В номинации «Иностранная литература» победила книга северомакедонского автора Венко Андоновского «Пуп света» в переводе Ольги Панькиной. В специальной номинации «Выбор читателей» награду получил Рагим Джафаров за роман «Его последние дни».
Получившая первый приз Саша Николаенко – писатель, художник, автор романов «Небесный почтальон Федя Булкин», «Убить Бобрыкина», сборника «Жили люди как всегда».
Писать такую прозу, вернее так звучать, может сегодня только Саша Николаенко! Это не просто роман, это поэма длиною в лето. Лето мальчика Пети, который живет с бабкой Верой и с дедом «Покойником» (так все его называют). И это лето вовсе не такое детское, как у Феди Булкина (другого героя Сашиных книг), а мрачное, тяжелое, со свинцовыми тучами.
«Безмолвия осеннего простор, седая дряхлость половиц и лет, старухи голос за спиной и золото опавшее шаров. Я больше не могу. Пусти меня. Мне очень больно».
Петруша – ребенок, который пока еще видит свет. Его лето наполнено дачными запахами, подругой Сашей, котом, собаками, речкой и зноем.
Книгу можно разбить на цитаты, и цитировать везде, открыв на любой страничке, в любой период жизни, и найти там то, что нужно именно сейчас. Такие книги обязательны к прочтению!
Роман Рагима Джафарова «Его последние дни» также можно порекомендовать к прочтению всем, кто ищет в прозе чего-нибудь необыкновенного.
В завязке сюжета писатель, который специально попадает в психиатрическую клинику с якобы суицидальными наклонностями, чтобы более правдоподобно написать роман о мужчине, который пишет книгу в психиатрической клинике, пытаясь прожить травму из детства. Закручено лихо!
При этом сюжет не нов. Прием «роман в романе» известен, а психиатрическая клиника мгновенно отсылает к роману Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Если знаешь, что проза Кизи оставляет на душе, читать подобное явно не захочется. Однако с книгой «Его последние дни» все иначе.
Роман поражает своей совершенной уникальностью, глубиной и продуманностью. Автор тщательно подошел как к воплощению идеи романа в романе, так и к теме нахождения в психиатрической клинике.
Для главного героя литература стала не просто делом всей жизни, но и способом понять отца, заглянуть вглубь собственной памяти. Вполне вероятно, что именно этого ищет и наш читатель.
Родовая память, смысл существования – эти и другие вечные темы мировой литературы легли в основу произведения македонского писателя Венко Андоновского «Пуп света».
Увы, мы плохо знаем балканскую литературу. Хотя именно там, между Востоком и Западом, происходят, быть может, самые интересные интеллектуальные и художественные поиски. Сегодня Венко Андоновский, автор дилогии «Пуп земли» и «Пуп света», считается едва ли не главным балканским прозаиком. С российским читателем его познакомила переводчик с македонского Ольга Панькина.
В обращении к русскому читателю автор пишет: «Человек может прожить без пищи 14 дней, без воды – 7, но не единого мгновения он не может прожить без смысла. Потеряв смысл, человек умирает. Это самое важное, что я знаю о жизни. И узнал я это из книг. От великих Толстого, Достоевского, Чехова. А трагикомичную сторону потери смысла – от Гоголя, Зощенко».
Собственно, в этом отрывке из предисловия, а также из аннотации к книге мы можем узнать главную идею романа.
Роман философский, теологический. Это удивительное и по-своему уникальное сочетание довольно крутого литературного сюжета и очень глубоких философских рассуждений. Самое прекрасное из них – размышление героя-писателя о шрифтах как концепциях бытия. Вопрос, какой шрифт лучше. Борьба шрифтов внутри писателя – это шикарные моменты в романе, и тем, кто любит все традиционное в литературе, приправленное постмодернистской игрой с формами, рекомендуем обращение к роману «Пуп света».
Свои рекомендации читателю формируют не только крупные издательства, но и электронные библиотеки. Последние даже собственную премию учредили.
Литературная премия «Электронная буква», учрежденная группой компаний «ЛитРес» в 2011 году, была вручена в марте 2023 года в пятый раз. Было подано почти 2 000 заявок из 38 стран. Общий призовой фонд на продвижение лауреатов составил более 19 миллионов рублей.
В шорт-лист «Электронной буквы» вошли 10 авторов и 10 чтецов. В главной номинации «Книга года» победу одержала автор из Санкт-Петербурга Евгения Овчинникова с мистическим триллером «Сквозь огонь» о расследовании исчезновения девушки, подруги детства главной героини. В книге через призму мистики и тайны раскрываются реальные переживания и эволюция личности. Евгения Овчинникова пишет произведения в жанре детективного триллера и реализма.
Если говорить о романе «Сквозь огонь» Евгении Овчинниковой, то стоит отметить высокий профессиональный уровень писательницы. Она умеет выстраивать композицию, работать в двух временных плоскостях и держать читателя в напряжении.
Держать в напряжении поклонников чтения на протяжении всего сезона удалось учредителям, экспертам и номинантам Национальной литературной премии «Большая книга».
5 декабря 2023 года на торжественной церемонии в Доме Пашкова были названы имена лауреатов XVIII сезона премии. Из 322 работ, выдвинутых в начале года, в длинный список вошло 51 произведение. Из них совет экспертов отобрал произведения 15 авторов. Литературная академия, в составе которой работали 104 человека, определила победителей. Ими стали:
• Евгений Водолазкин с романом «Чагин»;
• Юрий Буйда и его «Дар речи»;
• Алексей Сальников с новой книгой «Оккульттрегер».
Роман «Чагин» известного российского писателя Евгения Водолазкина был едва ли не самой ожидаемой книгой. По отзывам, чьих-то ожиданий книга не оправдала вовсе, кто-то восхищен талантом Евгения Водолазкина в очередной раз и спешит поделиться этим с единомышленниками.
Начинается роман с того, что умирает архивист Иси́дор Чагин. И директор архива посылает его молодого коллегу, 29-летнего Павла Мещерского, разбирать внушительный домашний архив старичка. Оказалось, что Исидор был необычным человеком. И жизнь его такая же необыкновенная. Чагин обладал уникальной памятью. Этот необычный дар стал его крестом...
Читать книгу легко. Слог автора лаконичный. Стиль – описательный. Фразы короткие, емкие. Крайне выверенный, местами ироничный текст. Водолазкин с удовольствием играет со своим текстом, вплетает мифологию, пробует историю на вкус. Есть в книге места, где посмеяться от души – не грех. Однако «Чагин» вовсе не комедия. У простодушных и честных героев всегда так: за одну ошибку приходится расплачиваться собственной судьбой.
Мотив судьбы в русской литературе особенно значим, по-прежнему интересен, неисчерпаем, как, впрочем, и мотив слова, точнее, смысла, который, как известно, должен присутствовать во всем.
Роман о роли слова (речи) в жизни человека и общества, его истории и судьбе написал российский автор Юрий Буйда.
Действие романа «Дар речи» продолжается от 1984 до 2020 г. Основные действующие лица – клан Шкуратовых. Аристократы коммунистического строя. Они богаты, купаются в связях, и им можно все. Читатель окунается в мир гедонизма, образованных убийц, семейных скелетов в шкафу. Все герои – беспринципные чудовища или их покрывают.
Грязь, порок, разнузданность – и моральная, и физическая. Вседозволенность, идущая не только снаружи, как результат полученных по праву причастности к золотому кругу привилегированных, но и изнутри, как результат полного отсутствия внутренних границ и тормозов.
Клан Шкуратовых имеет совершенно конкретный прототип – клан Яковлевых. Это бывшие владельцы, основатели ИД «Коммерсантъ». Автор же является редактором «Коммерсанта» на данный момент.
Основной идеей в книге является речь как категория, обусловливающая существование человека на земле. «Речь дарована нам Господом, а не властью, не людьми и потому должна быть свободна, как дыхание, океан или поток кипящей спермы». Буйда узнаваемо, в своем стиле частит с темой секса.
Автор окидывает своим взглядом пространство и время, российскую действительность. Слова и образы, которые он для этого выбирает, имеют какой-то скрытый уничижительный подтон, малюя мир как нечто весьма неприглядное, временами откровенно убогое и карикатурное. Что ж, ждать иного от данного автора вряд ли когда-нибудь стоит.
А вот екатеринбургский писатель Алексей Сальников своего читателя каждый раз старается удивить, бередя души поклонников новыми приемами, неожиданными темами, увлекательной игрой.
Все это можно отнести к роману «Оккульттрегер», с которым Сальников удостоился третьей строчки финального списка премии «Большая книга».
На этот раз Алексей Сальников увлек своих читателей в городское фэнтези об оккульттрегерах – мистических существах, которые поддерживают баланс между добром и злом, сохраняя тепло в остывающих городах. Героиня Прасковья живет в маленьком уральском городе и прекрасно справляется со своей мистической задачей с помощью гомункула, который принял вид ее ребенка. Но однажды гомункулу начинает угрожать опасность.
Как рассказал сам автор в одном из телеинтервью, свою новую историю он попытался изложить максимально доходчиво, однако не пренебрег писательскими хитростями в виде межстрочных смыслов, тонких намеков, полутонов, неслучайных случайностей и прочих сюрпризов.
Не стал сюрпризом для более чем пятитысячной аудитории итог читательского голосования, которое проходило на платформе LiveLib при поддержке «ЛитРес». В народном голосовании премии «Большая книга» первое место отдали безоговорочно Захару Прилепину за книгу «Шолохов. Незаконный».
Читатели со всей страны единогласно признали этот монументальный литературоведческий труд писателя и офицера Прилепина лучшей и по-настоящему большой книгой не только уходящего года, но и десятилетия, сочтя ее появление крайне важным и нужным событием в русской литературе.
Это уже третье масштабное жизнеописание, созданное Захаром Прилепиным после биографий Леонида Леонова и Сергея Есенина. В книге «Шолохов. Незаконный» творческий и жизненный путь создателя «Тихого Дона» разобран не эпизодически, а буквально по дням и неделям. На сегодняшний день биографий Шолохова изготовлено великое множество, но везде он какой-то сразу взрослый. О детстве и становлении будущего писателя обычно проходят «по верхам». А вот у Прилепина из тысячестраничной книги двести страниц посвящены детству и юности Шолохова. Зачем так подробно? Новая биография Шолохова – яркое послание Прилепина антишолоховедам.
Прилепин, погрузившись в исследование детских лет будущего писателя, сделал совершенно однозначный вывод, что никаких сомнений в том, что роман о Григории Мелехове написан именно Шолоховым, нет – множество неоспоримых прямых и косвенных признаков-меток на это указывают.
Захар Прилепин выудил на поверхность всё, что смог, не скрывая самые интимные и даже горькие странички жизни Шолохова.
Задача же всего этого глубокого и по-настоящему правдивого исследования состоит отнюдь не в доказательстве величия Шолохова, уникальности его таланта – всё это не надо доказывать любому вдумчивому читателю. Главное – вернуть Шолохова молодому российскому читателю, показать внутреннее становление гения, доказать, почему его творчество, его мысли не подвержены никаким политическим изменениям, почему они живут и будут жить в веках.
Чтобы остаться жить в веках, литературному произведению мало одержать победу в литературном конкурсе или на время задержаться в верхних строчках рейтингов продаж книжных магазинов. Эта задача под силу только тем книгам, которые сумели победить в сердцах читателей, развеяв их сомнения, дав надежду, пролив свет на неизвестное ранее. Хочется надеется, что представленный нами обзор литературных итогов года поможет вам, уважаемые читатели, найти такие книги, которые непременно изменят вас к лучшему. До встречи в библиотеке!