ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИТОГИ 2020 ГОДА
ЧАСТЬ 1
Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы рады представить вам обзор литературных итогов 2020 года. Для этого мы обратились к самым престижным литературным премиям, коротким спискам номинантов, обратив особое внимание на победителей и призеров. И начнем мы с самой главной мировой премии.
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Нобелевскую премию по литературе получила американская поэтесса Луиза Глик. Она родилась в Нью-Йорке в 1943 году в семье еврейских эмигрантов, бежавших в США из Австро-Венгрии во время Первой мировой войны. Глик – поэтесса с 50-летним стажем, профессор английского языка в Йельском университете и лауреат множества литературных премий, в том числе Пулитцеровской за сборник «Дикий ирис» (1993). Нобелевскую награду ей присудили за «безошибочный поэтический голос, который… превращает индивидуальное существование в универсальное». Иными словами, это премия не за то, что волнует кого-то сейчас, а за то, что волновало всех и всегда.
Глик пишет о природе и материнстве, о воздухе, полном яблочного цвета, она смотрит не в «сегодня», а во «всегда», постоянно обращаясь к тому, что болит внутри, а не снаружи. Причем в подмогу Глик берет миф и легенду – тексты, которые родились до нас с вами и останутся после.
ПУЛИТЦЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ
Лауреатом «Пулитцера» в области литературы (за художественное произведение) стал 50-летний Колсон Уайтхед.
Его новый роман «Никелевые мальчики» рассказывает о двух темнокожих парнях, отбывающих срок в знаменитой Флоридской школе для мальчиков – колонии для несовершеннолетних преступников. В 2017 году Уайтхед уже получал Пулитцеровскую премию за роман «Подземная железная дорога», который вышел на русском в 2019 году в издательстве Corpus. Будем надеяться, что скоро в России появится и очередной роман Уайтхеда, и мы тоже сможем его оценить.
«КНИГА ГОДА»
Лауреаты национального конкурса «Книга года» были объявлены 3 сентября 2020 года в рамках Московской международной книжной ярмарки. Победа в главной номинации решением жюри, возглавляемого руководителем Роспечати Михаилом Сеславинским, присуждена завершающему, двадцатому тому «Библиотеки литературы Древней Руси». Петербургское отделение издательства «Наука» начало печать этой фундаментальной книжной серии еще в 1997 году.
В 20-м томе опубликован ряд памятников житийного жанра; паломнические путешествия в Святую землю различных жителей российской «глубинки», написанные в традиции древнерусских «хожений»; популярные произведения, создававшиеся в рамках жанра видений. Издание включает обширный научный комментарий.
В номинации «Проза года» жюри отметило психологический роман Максима Замшева «Концертмейстер». По названию понятно, что в книге одним из главных героев является музыка. Роман действительно чрезвычайно музыкален. Однако, как сказал Евгений Водолазкин: «О чем бы ни говорил писатель, в конечном счете речь у него всегда о человеке». Именно поэтому роман Замшева, главного редактора «Литературной газеты», – психологический. Он о человеческих взаимоотношениях, чередовании мировоззренческих созвучий и диссонансов – и то, и другое на фоне музыки, достигая пика, буквально становится слышимым.
Музыкант не случайно выбран главным героем повествования – ведь те, кто имеет отношение к самому эмоциональному из видов искусства, всегда находятся на границе сиюминутного и вечного, а потому по-особому воспринимают происходящее вокруг. А вокруг творится история нашего многострадального государства. Копая не вширь, а вглубь, автор забрасывает читателя в самые непростые исторические периоды – во вторую половину 40-х годов, в 1956 год и в начало «перестройки». Доносы, предательство, аресты по ночам и компромиссы – всё это густо присутствует на страницах романа. Автор выстраивает сложную конструкцию произведения – действие перепрыгивает из одного времени в другое, из одной географической точки в другую.
Читатели, близкие к миру музыки, поймут, что прототипом одного из главных героев романа, композитора Александра Лапшина является Александр Лазаревич Локшин. Максим Замшев использует биографические подробности, что добавляет роману остроты и реалистичности.
Писатель Захар Прилепин получил премию за книгу «Есенин» из серии «ЖЗЛ» в номинации «Человечество».
В номинации «Поэзия года» лучшим признали сборник стихотворений Олега Чухонцева «И звук и отзвук: из разных книг».
«ПРЕМИЯ ЧИТАТЕЛЯ – 2020»
16 декабря в ТАСС в онлайн-формате объявили имя лауреата единственной литературной награды российского библиотечного сообщества – «Премии Читателя – 2020». Самой востребованной русскоязычной книгой среди молодых читателей был признан роман Андрея Рубанова «Финист – Ясный Сокол».
«Премия Читателя» – единственная литературная награда, которая, определяя лучшего из лучших, учитывает сразу три фактора: анализ реального спроса в библиотеках и на портале «ЛитРес», экспертную оценку и читательский выбор.
«Финист – Ясный Сокол» – свежая интерпретация хорошо знакомого русскому читателю сказочного сюжета о герое, которого спасает простая любящая девушка, сила духа и твердость характера которой помогают совершить, казалось бы, невозможное. История, изложенная в сказовой манере, превращается в пронзительное и честное повествование о любви в самом широком смысле этого слова. Славянская мифология и сказочное начало, лежащие в основе художественной вселенной книги, помогают высветить важнейшие общечеловеческие смыслы бытия.
Читательская премия за роман «Финист – Ясный Сокол» говорит о востребованности подобного рода литературы прежде всего в молодежной среде, о потребности читателей узнавать свою настоящую историю, обратиться к исторической памяти от самых глубоких ее корней.
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР»
Финал 20-го сезона премии «Национальный бестселлер» должны были провести еще в мае, но из-за карантина перенесли на август и в онлайн-режим. Из шести финалистов шорт-листа 4 августа жюри выбрало одного победителя. Им стал Михаил Елизаров с философским романом «Земля».
Книги, вошедшие в короткий список премии, очень разные (впрочем, это традиционно для «Нацбеста»), но некая тенденциозность все же присутствует. Например, хронотопы произведений, т.е. изображение времени и пространства. Выбранные некоторыми авторами пространственно-временные системы координат практически совпали. Это не плохо и, вероятно, указывает на то, что по-настоящему интересно сегодня не просто литературе, авторам, а человеку, обществу в целом.
Бесспорно, интересен обществу молодой российский автор с практически невыговариваемой фамилией Андрей Аствацатуров.
Он давно пишет в духе «Нацбеста». Его романы «Люди в голом», «Скунскамера» и «Осень в карманах» нашли своего читателя. Проза его чрезвычайно современна, умна, с набором всего того, что может быть симпатично и молодому читателю-обывателю (интеллигентский юморок, самоирония, рефлексия, перемежающиеся вкладками экзистенциальной философии), и искушенному критику-литературоведу, который будет копаться в текстах Аствацатурова как в сундуках с сокровищами, оставленными нам в наследство писателями-классиками. Например, Генри Миллером (Аствацатуров – главный в стране специалист по творчеству этого писателя).
Главный герой романа «Не кормите и не трогайте пеликанов» – уже известный читателю по прошлым книгам автора городской невротик, преподаватель литературы по имени… Андрей Аствацатуров.
И вот это альтер эго автора помещается им в совершенно фантастические обстоятельства: распитие водки, большое количество секса с отчаянно насиликоненной певичкой русского происхождения, за которой гонится мафия, провоз наркотиков из Лондона, которые по итогу оказываются свечами от геморроя, швыряние в лицо заведующему кафедрой заявления об увольнении и так далее и тому подобное… Все эти разноцветности, часть из которых, возможно, имеет реальную под собой основу, хором создают впечатление дурного сна.
Что может привлечь читателя в данном произведении, кроме необычного названия? Например, ехиднейшая пародия на современную писательскую рефлексию. Когда все напропалую авторы пишут сегодня о кровавом прошлом нашей страны, надеясь придавить рыдающего читателя чувством вины и вожделенным катарсисом, Аствацатуров тыкает его гоголевским носом в него же самого – современного человека. Человека, который живет вещами гораздо более простыми (поездки, попойки, секс, скандалы на работе, самобичевание, воспоминания) и который способен над этим всем от души посмеяться…
Ольга Погодина-Кузмина, «Уран». Перед нами полноценный исторический роман с собственной философией и оригинальным авторским взглядом.
За основу сюжета взят малоизвестный исторический эпизод строительства секретного завода в Эстонии на фоне переломного эпохального события – смерти вождя. При этом на обложке не зря указано, что это роман-реконструкция. В книге Ольги Погодиной-Кузьминой все серьезно, нет никакого постмодернизма, фантасмагорий или игр с читателем.
Персонажи носят аутентичные советские подштанники, говорят и думают соответствующими эпохе фразами, лозунгами. Вообще, в романе очень хорошо прописаны действующие лица, у каждого из героев есть своя история, свой голос, который становится то громче, то тише, – автор проявила себя настоящим мастером-драматургом.
Герои полемичны, разносторонни, к ним по ходу действия относишься по-разному (то с симпатией, то с ненавистью), поступки их неожиданны, а чувства правдивы. И все это на фоне готовящейся на секретном заводе диверсии от эстонских «лесных братьев» под руководством коварного американского шпиона, ряда совершенных убийств, любовных треугольников и переживаний однополых страстей…
В этой книге, как в мыльной опере, нашлось место буквально всему, что способно зацепить читателя, увлечь, заставить его не спать всю ночь, пока роман не будет прочитан до конца. Эта вещь чрезвычайно конъюнктурна, но при этом до того филигранно исполнена, что не вызвать читательского восхищения данное произведение просто не может. Поэтому категорически рекомендую роман «Уран» к прочтению.
София Синицкая, «Сияние «Жеможаха». За подобными экспериментами с читательским первым впечатлением, как правило, стоит что-то либо до глубины души омерзительное вроде прошлогоднего «Славянского отаку», либо что-то действительно необычайно стоящее. И произведение Софии Синицкой, к счастью (для меня, во всяком случае), вошло во вторую категорию произведений.
По мере вчитывания в этот легкий, похожий на скоморошью прибаутку для взрослых, но при этом не вычурный, не пафосный, а очень простой, почти детский текст с читателем происходят интересные метаморфозы. От раздражения с непривычки до принятия и осознания всей необычности и интересности предложенного автором мифологизированного описания реальных исторических событий в диапазоне от бытового анекдота до жития святых.
Главный герой Гриша Недоквасов – кукловод-петрушка – попадает в лагерь за причастность к убийству Кирова. От расстрела его спасает актерский талант и тот самый Петрушка, с которым артист-заключенный гастролирует по всему Печерлагу. Основным местом отбывания наказания и работы становится лагерь для детей врагов народа. На этой площадке и разворачивается главное представление «Жеможахи», в канву произведения вплетаются новые герои в масках злодеев, блаженных, детей, стариков. Декорации меняются, события становятся все чудесатее и ужасатее… Гриша вместе с маленьким «луководителем театла» Костиком вступают в такую схватку со смертью, что рядом с ними «Выживший» в диком лесу Лео смотрится блекло и невнятно.
Но всё это в итоге становится не столь важным! Важно в этом крайне необычном произведении само ощущение жизни и той самой исторической памяти. София Синицкая ошарашивает читателя возможностью найти в чудовищных по сути и форме событиях веселье и силы, чтобы жить дальше.
Булат Ханов, «Непостоянные величины». Литературовед, критик и писатель, отмеченный литературными премиями, Булат Ханов, которому едва исполнилось 30 лет, в 2019 году представил на суд публике и жюри «Нацбеста» новый роман «Непостоянные величины» о современной школе. Радует то, что раз автор работал учителем в реальной школе, то хотя бы знает, о чем пишет. И это действительно так.
Интригующее начало: симпатичный молодой герой Роман, с которым мы знакомимся в поезде, на рубеже прошлых обид, несостоявшейся любви и неизведанного будущего берет для себя новую роль-испытание – роль школьного учителя. Он скромен, погружен в себя. Его отличают свежесть взгляда и обширная эрудиция. Накопленные знания пока не оформились в фундамент мировоззрения, они клокочут на поверхности бесконечным внутренним спором. Герой ищет Бога…
Поискам Бога и смысла бытия, вопросам социального устройства и выбору собственного пути – как и полагается «роману воспитания» – посвящена основная часть книги. Эта книга о становлении личности, поисках честных и глубоких, без шутовства и насмешки. Становится любопытно, как отразится на мировоззрении героя встреча с реальностью, рутинная работа учителем? Ведь ему буквально предстоит борьба за выживание.
Юноше приходится решать проблемы насилия и субординации, проходить через все рубежи школьного фронта: чрезмерную загруженность, отчетность и документооборот, родительские претензии, усталость, беспомощность перед абсурдом бюрократии и, конечно, через подростковый коллектив.
Кирилл Рябов, «Пес». Автор следующего романа – номинанта на премию «Нацбест» этого года справедливо был назван одним из критиков «хорошим продолжателем обэриутовских традиций». Книга Кирилла Рябова «Пес» опускает читателя к новым глубинам человеческого отчаяния.
Главный герой Алексей Бобровский – хронический неудачник. На Чеченской войне в результате обстрела он теряет товарищей, получает контузию и превращается в жалкое, нежизнеспособное, инертное тело на содержании у жены, которая внезапно умирает, оставив Бобровскому огромный долг в наследство. Рушится вся бытовая жизнь, героя преследуют наглые коллекторы, нет денег, нет работы, нет собственного жилья. А главное – нет желания жить.
По сути, сюжетная линия романа сводится к печальной шутке из Интернета о человеке в России: «Родился – помучился – умер». Тогда для чего такая литература читателю?
Социально заточенная проза Кирилла Рябова являет собой крик души от лица поколения 90-х годов, которые продолжают переживать драму лихолетья как неизлечимую контузию, бесцельно скитаясь по мрачным закоулкам действительности бесхозными битыми псами. «Контуженными» при этом оказались люди довольно симпатичные, но слабые, а выжила и преуспела всякая сволочь вроде отморозков коллекторов, которые выкапывают тело жены Бобровского, чтобы тот быстрее оплатил ее долг. «В схватке пса и волков предсказуемо побеждают последние»…
Очень много перекличек у вышеупомянутой книги с романом «Земля» популярного российского писателя Михаила Елизарова – победителем премии «Нацбест-2020».
После пяти лет писательского молчания (все это время Михаил посвятил исполнению собственных песен) вышли почти 800 страниц текста, обрадовавших, накрывших с головой многочисленных поклонников Елизарова-писателя. Надо сказать, что читательских ожиданий этот, безусловно, талантливый, очень современный, умеющий творить на злобу дня автор не обманул: по-прежнему ладно и гладко выстроена форма, выдержан фирменный елизаровский мрачный стиль, безукоризненность языка и слога радует и вдохновляет на бессонную ночь с книгой.
Роман «Земля» явил собой, по утверждению многих рецензентов, первое масштабное осмысление «русского танатоса», олицетворяющего смерть.
Волею судьбы главный герой Владимир Кротышев (Крот), пережив развод родителей, переезды, травлю одноклассников, нелюбовь этого мира, становится сотрудником похоронного бюро. И, вникая в порядки кладбищенского мира, порой густо замешанного на криминале, он превращается в хозяина погребального конвейера. И до того близким оказывается герою это поприще, что Крот (а вслед за ним и читатель) начинает осознавать действительность как кладбище. Для Кротышева «кладбище – такая же Родина, как и Россия, и возможно, самая главная Родина, ведь близких, по большому счету, хоронят не в землю, а дома». По мысли автора романа, кладбище оказывается «местом окончательной правды».
Эхом отзывается в памяти ахматовское стихотворение 1961 года:
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
Михаил Елизаров буквально пишет о том, что и по какой причине мы называем «своей землей».
Книга мастерски написана – видно, что автор работал над каждой страницей. Как сказал сам Михаил Елизаров, его новый роман – это попытка создать мир, полностью состоящий из Слова. И это, без сомнения, Елизарову удалось.
На этом первая часть нашего обзора «Литературные итоги 2020 года» завершена. Его продолжение появится на страничке совсем скоро. Быть может, за это время многоуважаемый читатель составит свое мнение о произведениях, представленных выше, и поделится с нами впечатлениями в комментариях.
До скорой встречи!
Подготовила главный библиотекарь
читального зала ЦГБ Ангарска
Валентина Кузнецова
Аствацатуров, А Не кормите и не трогайте пеликанов : роман / Андрей Аствацатуров. – Москва : Редакция Елены Шубиной : АСТ, 2020. – 348 с. – (Интеллигент Аствацатуров).
Экземпляр книги в отделе «Абонемент» ЦГБ, библиотеках №3, №4.
Елизаров, М. Земля : роман / Михаил Елизаров. – Москва : АСТ, 2020. – 782 с.
Экземпляр книги в отделе «Читальный зал» ЦГБ
Ханов, Б. Непостоянные величины : роман / Булат Ханов // Дружба народов. – 2017. – № 12. – Окончание. Начало: № 11.
Экземпляр журнала в отделах «Абонемент» ЦГБ, «Читальный зал» ЦГБ