муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
 
2020 год был особенным для человечества – и связано это, разумеется, с пандемией коронавируса, накрывшей весь мир. Понятно, что это не могло не отразиться на периодических изданиях. Многие СМИ не дожили до конца года, некоторые журналы выпустили сдвоенные и даже строенные номера, кто-то заморозил выпуски и теперь пытается восстановиться. К счастью, печальная реальность не нанесла ощутимого ущерба журналу «Журналист», обзор всех 12 номеров которого за 2020 год мы предлагаем нашим читателям. 
 
«Журналист» – ежемесячный журнал с более чем 100-летней историей и традициями (первый номер был выпущен в январе 1914 года), единственное в России профессиональное издание, отражающее все аспекты деятельности печатных и электронных средств массовой информации. На официальном сайте журнала выделены следующие приоритетные темы издания: «острейшие проблемы нынешнего медиасообщества – формирование информационного пространства страны, законотворчество, взаимоотношения прессы и власти, защита прав конкретных журналистов, демократические преобразования в прессе на базе свободы слова»
 
Необходимо добавить, что в своих материалах авторы придерживаются принципов открытости и честности, нелицеприятно говорят о проблемах и ошибках коллег и, что немаловажно, отыскивают их первопричины и способы исправления. Вообще, «Журналист» относится к редким изданиям, которые могут служить практическим пособием для обретения мастерства. Не всякий журфак открывает путь в профессию, полноценно освоить её можно только «в поле». Однако разборы реальных текстов, пошаговые инструкции, советы от гуру журналистики, которые можно найти в каждом номере, позволяют почувствовать себя в профессии намного увереннее. Проверено на собственном опыте. 
 
Материалы в журнале распределяются по нескольким рубрикам. Большинство из них – такие, как «События», «Медиа», «Профессия», «Главное» – постоянные. В 2020 году к числу таких рубрик добавился «Рынок», хотя «рыночные» тексты публикуются не в каждом номере. 
 
Журнал традиционно начинают «События». Первый номер года в этой рубрике говорит о главном событии января – дне рождения журнала. В ознаменование этой даты автор Наталья Налитова провела опрос членов Клуба «Журналиста» об истории их дружбы с изданием. 
 
Клуб «Журналиста» – это сообщество почитателей журнала, имеющих доступ к эксклюзивному контенту издания. Как в него попасть, можно узнать на официальном сайте журнала.  
 
Вообще же, «События» включают дайджест самых значимых, на взгляд редакции, новостей месяца. Так же, за предыдущий месяц, традиционно проводится мониторинг «Хроника беззакония». В данной подрубрике, ведёт которую Борис Тимошенко, собираются случаи нападения на журналистов и блогеров, задержания коллег полицией, угроз в адрес сотрудников СМИ, попыток цензуры, отключений от эфира, прекращений вещания и выхода изданий. 
 
Центральное место в каждом «Журналисте» занимают материалы рубрики «Главное». Это тема номера, иллюстративный анонс которой неизменно даётся на первой странице обложки. Часто – с остроумной подписью. Самыми, на мой взгляд, удачными получились слоганы февральского («Земля в утилизаторе»), июльского («С дудкой и блокнотом. Чем привлечь читателя и как его не отпугнуть»), августовского («Он терпел и нам велел. Удалёнка: маленькие трагедии или Болдинская весна?» под портретом Пушкина в маске) и декабрьского («Рыцарь печатного образа. Редактор: вечный бой не ради славы») номеров. 
 
Пройдёмся по главным темам 2020 года, с точки зрения «Журналиста»
 

Первый номер посвящён непростым порой отношениям журналистов и закона. Непростым не потому, что они его не соблюдают, а потому, что хотят, чтобы его соблюдали все, ратуют за свободу слова и отсутствие цензуры. В этом отношении любопытен материал «Наша свобода родилась в День России» доктора юридических наук, профессора Михаила Федотова, в 1992-1993-м годах – министра печати и информации РФ. Михаил Федотов, наряду с Юрием Батуриным и Владимиром Энтиным, – автор первого российского «Закона о печати и других средствах массовой информации», принятого Верховным советом СССР 12 июня 1990 года, а также пришедшего ему на смену 27 декабря 1991 года и действующего поныне Закона РФ «О средствах массовой информации».
 
В тексте под немного хулиганским названием «Да никако ты Плевако!» Светланы Распоповой рассказывается о том, как важно будущим журналистам изучать законы, и формулируется одна из профессиональных миссий: «Журналистское сообщество должно следить за тем, чтобы законотворческий процесс был направлен на защиту интересов не только государства, но и личности». Также в этом номере можно узнать, как легко нынче стало попасть в «иноагеты» (материал «Был бы журналист, статья найдётся» Надежды Ажгихиной). Приводятся три истории противостояния журналистов и государства с редким счастливым концом («Три добрых свистка в тумане»). Опубликована статья юриста Анны Чечельницкой «Чтите Трудовой кодекс» в применении именно к представителям нашей славной профессии. А то ведь зачастую журналист, помогающий направо и налево восстановить справедливость, сам может трудиться в редакции без должного оформления и социальных гарантий. 

Февральский номер – «зелёный».  В тексте, который предваряет материалы рубрики «Главное», Надежда Ажгихина выделяет особенности современной «зелёной» журналистики: «сегодня заниматься экологической журналистикой в мире не менее опасно, чем расследованиями коррупции». В последующих текстах подробно разбирается, почему защита окружающей среды стала самой острой политической темой: «Тема экологии выявляет немало коррупционных схем, затрагивает интересы крупных чиновников, бизнесменов и олигархов», – говорится в статье «Цветок или скандал» журналиста-эколога Софьи Русовой. Из материала Марии Стамблер под названием «Песец – это слишком мягко» мы узнаём, что одной из причин отставания российской экологической журналистики от мировых тенденций является отсутствие подходящих слов для обозначения проблем окружающей среды. В этом смысле подкачал наш «великий и могучий» по сравнению с тем же английским. 
 
Ещё на двух материалах этой же рубрики хочется остановиться. Это замечательная статья к 90-летию со дня рождения основоположника российской экожурналистики – «Песков, который всегда говорил правду». И интервью с современным журналистом Виктором Терёшкиным, который прямо говорит, что государство сегодня не решает экологические проблемы, которых у нас хоть отбавляй. Специализируется Виктор Егорович на материалах о ядерной и радиационной безопасности в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. 
 
Не менее важна главная тема журнала №3 – журналистские страхи. Если резюмировать, то можно выделить четыре основных страха нынешнего журналиста. Это страх ошибиться, который проявлен у каждого человека в большей или меньшей степени. Но ошибка журналиста, ввиду публичности и резонансности профессии, может дорого обойтись не только ему одному, а, к примеру, навредить героям публикации. В связи с этим имеется страх невольно исказить какие-то сведения. Есть страх, что напечатанное будет воспринято не так, как нужно, – особенно учредителями издания. Всеобъемлющий современный журналистский страх, что газеты прекратят существование, издание закроется и нужно будет искать работу. И ещё один страх, поменьше, но тоже серьёзный, – что опередят конкуренты. На страницах мартовского журнала даётся обзор самых разных журналистских опасений, профессиональных и личных, а также несколько успокаивающих советов. Есть даже текст психолога Елены Архиповой «Огнетушитель для журналиста»«простые правила, как не получить тяжелые ожоги, если вы горите на работе» – о предотвращении профессионального выгорания журналистов.
 
Как показал апрельский номер журнала, извечное противостояние журналистов и сотрудников пресс-служб, хоть и не относится к глобальным проблемам журналистики, нервы портит изрядно и регулярно представителям обоих фронтов. Из нескольких материалов, написанных представителями конфликтующих сторон, можно сделать вывод, что во главе угла здесь стоит пресловутый «человеческий фактор». И воспитанный, доброжелательный, уважающий себя и других профессионал при желании может легко справиться с проблемой. Камилла Нигматуллина в материале «Сядьте рядом в одном поле» рассуждает, как воспитать универсального коммуникатора. 
 
Работе над спецпроектами – материалами к значимым датам и знаменательным событиям – посвящён майский номер журнала. «Спецпроект – это прекрасный способ выйти из зоны форматного и тематического комфорта, встряхнуть, как выбитый ковёр, свой инструментарий и сделать что-то такое, от чего «ах!» скажут все: и коллеги, и конкуренты, и рекламодатели. Ну и читатели, конечно. Ради них же всё делается». Рассказы о нескольких десятках удачных спецпроектов станут настоящим кладом для толковых журналистов. А материал «Принцип датский» шефа-редактора ежедневного выпуска «Комсомольской правды» Евгения Сазонова перечисляет 10 спасительных советов, как приготовить публикацию к знаменательному событию, если заявок в план – ноль…
 
Коронакризис. Шестой номер «Журналиста» задаётся целью дать промежуточное осмысление его последствий для медиа: «Мы собрали пёструю картину, которую представляют медиа сейчас, и надеемся, что она приблизит нас к пониманию того, как жить дальше», – пишет главный редактор Russia Beyond Всеволод Пуля. Среди описаний попыток выйти из кризиса или приспособиться к нему – материал Надежды Ажгихиной «В очередь, дети, в очередь!», посвящённый тому, как правительства разных стран поддерживают СМИ в период пандемии. Информационным поводом стало постановление правительства РФ от 29 мая 2020 года о мерах поддержки российских СМИ и производителей печатной продукции. 
 
Тема журнала №7 иронично звучит так: «Как вовлечь невовлекуемое», – и посвящена проблеме, о которой «Журналист» не устаёт твердить из года в год, – вовлечение читательской аудитории, которая почему-то не вовлекается, а всё время отвлекается. Всеволод Пуля приходит к неутешительному выводу: «В условиях бесконечного выбора и диктатуры соцсетей и агрегаторов люди просто не будут тратить время на темы и истории, которые считают важными только журналисты – и не могут эту важность хоть в сколько-нибудь увлекательной форме донести». Привлекают внимание к теме те, кто попадает в нерв читательского интереса. Ключ к вовлечению – в эмоциях читателей, переживаниях, страстях, слабостях и тайных стремлениях. Чтобы вовлекать читателей, надо научиться взламывать психологию и поведение людей, остро чувствовать момент, понимать контекст. Как это сделать, рассказывают материалы рубрики. 
 
Злободневной удалёнке посвящён августовский номер «Журналиста». Сотрудники редакции обсудили на страницах журнала все её преимущества и недостатки, собрали полезные советы для редакций и попытались вместе нащупать, как приручить удалёнку без вреда для себя и что эффективного можно из неё взять в будущую организацию труда. Вот, к примеру, пять правил для проведения удачной прямой трансляции из материала «Пиво, кошка, телефон, или Как журналисты из Ульяновска проводили стримы» Анны Швецовой
 
1. Приглашайте интересных экспертов.
2. Следите за речью и работайте над произношением.
3. Составляйте план беседы заранее.
4. Будьте естественны, не бойтесь запинок и ошибок, ведь за такую непринуждённость и любят стримы.
5. Реагируйте на комментарии зрителей.
 
Интересен также текст «Вечные темы и временные трудности» Анны Мамяко – о том, как выходить из сложной ситуации спортивным, культурным, научно-популярным СМИ и тематическим изданиям про образование, воспитание и путешествия, которые резко утратили инфоповоды. Бонусом в журнале №8 стала юмористическая сценка «Много зума из ничего».
 
Исследованием нишевых, специализированных, корпоративных СМИ занимаются авторы «Журналиста» в сентябрьском номере журнала. Рост числа подобных изданий прогнозирует в ближайшем будущем генеральный секретарь Международной федерации журналистов и почётный президент Международной сети этической журналистики Айдан Уайт. Современные информационные ниши адресованы не безликой массе, а конкретным читателям, в этом их привлекательность. Они откликаются на запрос аудитории точнее и быстрее, они динамичнее и свободнее. Какие новые возможности для журналистики открывают специализированные издания, показывает журнал №9 за 2020 год.
 
Анализу судьбоносного столкновения прессы и рекламы, за счёт которой по большей части живут СМИ, с вирусом посвящён октябрьский номер «Журналиста». Журнал собрал информацию у редакторов и издателей, как обстоят дела с рекламой в их изданиях после пережитого локдауна (материал «Лишь бы не было волны»). О том, что пандемия серьёзно встряхнула рекламный рынок, рассказывается в тексте Анжелики Сулхаевой «Изменись или умри». Ведущий специалист отдела маркетинговых исследований Аналитического центра НСК Елена Литвиненко подготовила материал «Упасть, чтобы подняться» с подробным, со статистикой и таблицами, анализом состояния изданий после первого полугодия 2020-го. В целом, номер дарит позитивный настрой, говорит о заложенных в ситуации возможностях. Как зарабатывать в пандемию, где найти источники финансирования – рассказывается в материале Анастасии Филипповой «Не жадничай». О своих новых проектах рассказывают сотрудники издательского дома «Аргументы и факты» («Проекты не придумываются – они рождаются»).
 
Ноябрьский номер своей главной темой сделал организацию сбыта товара. Вроде бы технический вопрос, но и он упирается в необходимость перестраиваться на новые рельсы, изменять сознание в соответствии с новыми реалиями. В мире, где стало слишком много контента, борьба за самый ценный ресурс XXI века – внимание аудитории – только разгорается. Каким изданиям больше доверяют читатели – бумажным или электронным, специализированным порталам или блогерским пабликам, – выясняют авторы текстов. Один из материалов журнала №11 посвящён популярному интернет-изданию об образовании и воспитании детей «Мел» и особенностям доведения его контента до пользователей («Парк «мелового» периода» Светланы Распоповой). Здесь же – работающие советы по успешному осуществлению новостных рассылок («Блюстители почтовых ящиков» Анастасии Филипповой).   
 
Как автору общаться с редактором текста, как редактору остаться здоровым после правки материалов, как научиться редактированию, как сохранить лицо автора и самому редактору не ударить в грязь лицом – редакторскому смеху и слезам посвящён последний номер «Журналиста» за 2020 год. В журнале много важных сведений – например, описание онлайн-курсов, с помощью которых можно быстро, выгодно и удобно освоить редакторское дело. Дорогого стоят интервью с Михаилом Ильяховым – автором нескольких учебников по редактированию и книг «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно» – и Николаем Кононовым, написавшим книгу-руководство, как быстро создавать впечатляющие тексты, – «Автор, ножницы, бумага»
 
Постоянной рубрике «Профессия» можно посвящать отдельный обзор – настолько интересные и разнообразные материалы в ней публикуются. Для удобства читателей они расходятся по подрубрикам. Одна из самых любопытных – «Профессия. Интервью». Сюда приглашают людей, знакомство с которыми, даже в таком формате, открывает глаза на многое, может изменить судьбу. В 2020 году «Журналист» брал интервью у первооткрывательницы «женского взгляда» на политику и общественную жизнь Оксаны Пушкиной, специалиста по историческому прошлому Леонида Млечина (оба – №3), директора Института демографии академика Анатолия Вишневского (№12) и многих других. 
 
«Профессия. Закон» разбирается в авторском и других правах журналиста. В прошедшем году много внимания было уделено тому, как журналистам описывать истории болезни и методы лечения, не нарушая закона («Зараза в законе», №4).
 
«Профессия. Фотошкола» рассказывает не только о правилах фотографирования, но и о том, как делать снимки из космоса (№1, оказывается, космонавты и это должны уметь!), как фотографировать президента (№4) и войну (№6), чем заниматься фотографу во время самоизоляции (№5, №8) и как новейшие технологии помогут оживить старые снимки (№10).
 
«Профессия. Разбор» – к прочтению обязательно! В апрельском и декабрьском номерах «Журналист» возвращается к теме важности того, чтобы иллюстрации к газетным текстам не противоречили им («Не шьём и не лепим», «В доказательство буковок»). В августе журнал говорит о том, что верстальщикам хорошо бы читать те материалы, которые они помещают на полосы, и раскрывается секрет, как сделать своего дизайнера соавтором. От этого выиграет и публикация, и читатели, и редакция в итоге («Любить дракона»). Майский номер «Журналиста» показывает, как оформляют тексты про ковид российские и зарубежные СМИ. Предметом разбора всегда являются реальные публикации. 
 
Так же на реально существующие тексты начинающих коллег обращает внимание Инна Тимченко в рубрике «Профессия. Клуб молодого журналиста», где они подвергаются подробному нелицеприятному разбору с заключением эксперта. И, надо сказать, что в этих двух подрубриках можно почерпнуть много полезного, увидев, как типичные журналистские огрехи выглядят со стороны.
 
Еще одна интересная подрубрика «Профессии» «Школа фельетона», жанра редкого, сложного и умирающего. Здесь автор Леонид Флорентьев называет знаменитые и не очень имена (Михаил Зощенко, Сергей Михалков, Владимир Высоцкий, Михаил Кольцов, Александр Кабаков и другие), приводит известные и неизвестные фельетоны, нередко пишет сам. 
 
«Медиа» – рубрика, которая необходима каждому современному журналисту, хотя некоторые из материалов могут быть сложны для восприятия тем, кто не различает посты и кейсы, виджеты и гаджеты. Хотим мы этого или нет, мир стремительно переходит в новую реальность – цифровой подачи информации. И люди, которые занимаются сбором, обработкой и передачей информации, обязаны знать о цифровизации всё, чтобы не выпасть из профессии. Для кого-то это ликбез, для более продвинутых – собрание лайфхаков, возможность проверить, всё ли они делают правильно. Это рубрика планетарного масштаба, она вмещает в себя разборы реальных медиа, рассказы о трендах и прогнозах, удачном опыте коллег, интервью и т.д. 
 
Например, в декабрьском номере «Журналист» ткнул в воображаемый глобус и попал в медиаландшафт города Рыльска Курской области, чтобы обнаружить там скучные тексты и скучные фотографии. Об этом – материал «50 оттенков серых будней» Анны Швецовой. А в №11 Анастасия Филиппова в тексте «От непонятливых до назойливых» выделяет 7 типов проблемных клиентов, с которыми приходится сталкиваться журналисту-пиарщику. 
 
Рубрика «Рынок», как правило, знакомит с удачными рыночными стратегиями коллег по всей России и за рубежом. 
 
Надо сказать, что главная тема номера так или иначе прослеживается во всех рубриках. И поэтому рассматривается со всех возможных сторон, максимально полно и полезно для заинтересованных читателей. 
 
Журнал «Журналист» не публикует проходных материалов, это редкий пример того, как благородная человеколюбивая прометейская сущность профессии отражается на печатных страницах. 
 
Впрочем, не только на печатных. «Журналист», кроме официального сайта, имеет аккаунты в соцсетях «Фэйсбук», «Телеграм», «ВКонтакте», «Инстаграм» и «Одноклассники». Но не все материалы, вошедшие в номер, и не в полном объёме, там публикуются. А подшивка журнала за последние 6 лет есть в читальном зале Центральной городской библиотеки. Обращайтесь!
 
Обзор подготовила ведущий библиотекарь 
организационно-методического отдела 
Центральной городской библиотеки 
Полевая Олеся Николаевна