муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Опубликовано: 2022-11-22
 
 
Дорогие читатели! Сотрудники отдела искусств Центральной городской библиотеки продолжают знакомить вас с книгами серии «Русский музей». Прекрасно оформленные издания позволят получить представление о природе искусства, понятиях стиля, красоты, художественности. 
 
Русский неоклассици́зм – термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, эпохи Возрождения или классицизма. 
 
Поскольку неоклассицизм в России и в странах Европы определяется разными историческими периодами, то российский стиль следует рассматривать как отдельное явление.
 
Разобраться в этом поможет издание Русского музея.
 
Неоклассицизм в России / ред. А. Лакс. – Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions-Graficart, 2008. – 216 с. : цв. ил. – (Альманах ; вып. 212).
 
В противоположность тому, что многие подумали об этой книге, увидев ее название, здесь нет ничего о помпезном имперском стиле. Здесь читатель найдет совершенно другие произведения и описание тех тенденций, которые существовали в противоположность авангардным. Здесь собраны произведения Коненкова, Лансере, Бенуа, Романовича, Серебряковой, Шухаева и других мастеров. В книгу вошли статьи Владимира Леняшина «Не о классицизме», Владимира Круглова «Русский неоклассицизм» и Ольги Мусаковой «От русского авангарда к советской неоклассике». В разделе «Иллюстрации» собраны изображения произведений живописи, скульптуры, графики, книжной графики и фарфора, а в конце даны аннотации к ним и краткие биографии авторов.
 
Следующее издание посвящено отображению мотива обнаженного тела в отечественной фотографии второй половины XIX – начала XXI века. Фотография обнаженной натуры в России возникла в русле эротического жанра. Если, к примеру, французские импрессионисты, Дега прежде всего, фотографируя «ню», сразу же обозначил эстетический потенциал, то русская визуальная культура к подобной широте взглядов пришла не сразу. 
Причин тому несколько. Что это за причины, расскажет книга.
 
Красота. Без гламура / ред. И. Афанасьева. – Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 2013. – 200 с. : ил. – (Альманах ; вып. 383). 
 
Окончательно жанр ню сформировался в XVII веке, когда изображение оголенного тела стало проникаться чувственностью и сексуальностью. Жанр ню сегодня находит наибольшее распространение в искусстве фотографии. Человеческое тело по-прежнему может считаться одним из наиболее прекрасных творений природы. Нет четко определенной даты зарождения искусства ню в фотографии. Первые высокохудожественные фотографии в этом жанре появились приблизительно в середине XIX века.
 
Данный альманах знакомит с эволюцией жанра ню в творчестве российских фотографов, которые работали как на родине, так и в эмиграции (А. Эберлинг, Н. Свищов-Паола, А. Князев, Д. Воздвиженский, А. Есипович, В. Буйвид, В. Арутюнов, К. Худяков и др.). Около 80 фотографий ню отслеживают историю репрезентации обнаженной женской натуры в российской фотографии от начала ХХ века до наших дней.
 
Дополняют издание альбом иллюстраций и указатель имен фотографов, чьи работы представлены в книге.
 
Еще одна книга, посвященная фотографии, тоже заслуживает внимания. Речь в ней пойдет об итальянском пейзаже, представленном в фотографиях. То, что это будет интересно читателю, не вызывает сомнения, ведь русская культура и искусство давно и тесно связаны с Италией. Многие русские художники с XVIII века учились и совершенствовались в Италии, вдохновлялись ее природой и искусством. 
 
Итальянский пейзаж в фотографиях 1950–2000-х годов / ред. А. Лакс ; пер. с итал. О. Вревицына. – Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 2011. – 120 с. : ил. – (Альманах ; вып. 299).
 
Пейзаж в фотографии – это жанр фотоискусства, изображающий природу или измененный человеком ландшафт. Художественную ценность имеют пейзажные снимки, вызывающие у зрителя эмоциональный отклик и душевные переживания. Достичь такого эффекта помогают приемы, перешедшие из живописи: выбор правильной композиции, цветовые контрасты, акценты на формах и линиях.
 
В данном издании представлены снимки древней и новой архитектуры, городской и сельской среды. Это прекрасные виды, запечатленные не туристами, но тонкими профессиональными фотографами, знающими и понимающими изнутри свою страну. Альманах представляет основные этапы и тенденции развития итальянской пейзажной фотографии второй половины ХХ – начала XXI веков.
 
Книгу открывает вступительная статья куратора Центра исследования и архивирования фотографии (CRAF) Вальтера Ливы, последовательно рассматривающего смену направлений в итальянской пейзажной фотографии 1950–2000-х годов на примере работ наиболее известных мастеров.
 
Чтобы плавно перейти от фотографии к скульптуре и представить другое издание, следует заметить, что скульптура, так же, как и фотография, относится к группе изобразительных искусств, которые человек воспринимает визуально. Один из ярких представителей этого вида искусства – Жак-Доминик Рашетт.
 
Жак-Доминик Рашетт, 1744–1809 / ред. Н. Обновленская. – Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 1999. – 64 с. : цв. ил.
 
Издание посвящено французскому скульптору Ж.-Д. Рашетту, который около тридцати лет проработал в России и создал множество прекрасных произведений в области монументальной скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
 
Но на родине, во Франции, скульптор не получил признания и достойной работы. Вот почему в 1779 году по приглашению князя Вяземского Рашетт стал работать модельмейстером Императорского фарфорового завода. По сей день время его работы на заводе (до 1804 года) называют «золотой рашеттовской эпохой». Именно в это время на фарфоровом заводе были созданы шедевры русского декоративно-прикладного искусства, которые стали крупными парадными ансамблями.
 
Эти предметы искусства создавались из фарфора и бисквита (неглазированного фарфора), и их цена только растет с каждым годом. Так, можно выделить знаменитый «Арабесковый» сервиз, состоящий из 937 предметов, темой которого стало завоевание Черного моря Россией. Все до единого произведения мастера отличались совершенством форм, идеальными линиями и гармоничным сочетанием цветов.
 
Издание состоит из статей, каталога и альбома иллюстраций. Будет интересно любителям декоративно-прикладного искусства и ценителям прекрасного.
 
Продолжая тему скульптуры, хочется упомянуть имя Федора Петровича Толстого, который вошел в историю русского искусства прежде всего серией медальонов, посвященной Отечественной войне 1812 года, над которой работал в течение 23 лет. 
 
Федор Толстой, 1783–1873 : к 225-летию со дня рождения : альбом / ред. А. Лакс. – Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions-Graficart, 2008. – 156 с. : ил. – (Альманах ; вып. 230).
 
Федор Петрович Толстой создавал свои произведения в различных жанрах и техниках. Широко известны его живописные работы «В комнатах. За шитьем», «Семейный портрет». Ярким явлением русской графики стали натюрмортные рисунки «Ягоды красной и белой смородины», «Цветы, бабочка и птица» и другие. Но наибольшую известность Толстому принесла серия барельефных медальонов, посвященная аллегорическим сценам на темы войны 1812 года. Мастер приступил к ней по личному убеждению: «Я русский и горжусь сим именем», – писал Ф. П. Толстой в дни Отечественной войны.
 
Эта серия снискала широкую известность не только в России, но и в Европе. «Ни одна страна не создала ничего более прекрасного в течение последних столетий», – так охарактеризовали произведения Федора Петровича Толстого медальеры Венской Академии художеств. 
 
Барельефы мастера тиражировались в гипсе, стекле, фарфоре, бронзе, чугунном литье, гальванопластике, их широко использовали в декоративном убранстве интерьеров. Скульптурное решение медальонов ознаменовано эстетикой позднего русского классицизма.
 
В данном альбоме представлены некоторые из них, а также отражены вехи жизни и грани творчества мастера.
 
Все издания находятся в отделе искусств Центральной городской библиотеки, по адресу: 18 микрорайон, дом 1. Тел.: +7 (3955) 65-25-42.
 
Обзор подготовила Тамара Богданова
Центральная городская библиотека