муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Опубликовано: 2023-03-24
 
 
12+
 
В апреле 2023 года весь музыкальный мир будет отмечать 150-летие со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова.
 
Вот уже полтора века всё, что связано с этим именем, завоевывает новые рубежи признания и любви миллионов любителей музыки на всех континентах мира. Сегодня нет ни одного оркестра в мире, который не исполнял бы его симфонии. Без произведений Рахманинова немыслим самый популярный репертуар пианистов всего мира. Оперы «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», созданные композитором еще в молодости, с успехом ставятся на сценах оперных театров. 
 
Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своем гениальном творчестве.
 
Вашему вниманию, уважаемые читатели, предлагаем несколько книг, которые расширят ваши знания об этом уникальном человеке.
 
Асафьев, Б. В. О музыке ХХ века : пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов / Б. В. Асафьев. – Ленинград : Музыка, 1982. – 197 с.
 
Многие работы Асафьева, посвященные исследованию творчества русских композиторов, явились первыми и самыми значительными трудами, очень тонко, точно и глубоко раскрывшими самую суть композиторской индивидуальности, особенностей письма и стиля.
 
Благодаря Борису Асафьеву, композитору, музыковеду, педагогу, его творческому чутью многие талантливые музыканты были по достоинству оценены и поняты. Что касается Сергея Рахманинова, то в своей книге автор защищает его от обвинений в «салонности» и вскрывает глубоко национальный, песенный характер его произведений. Асафьев пишет: «Не портрет его я воссоздаю, а пытаюсь выразить, чем волновала рахманиновская музыка в годы трудной борьбы за признание высоты помыслов композитора, упорно сводимого его недругами в ранг «салонных авторов».
 
Эта книга будет интересна, в первую очередь, музыкантам и всем почитателям музыки маэстро.
 
Брянцева, В. Н. Детство и юность Сергея Рахманинова / В. Н. Брянцева. – Москва : Советский композитор, 1970. – 136 с. : ил.
 
Когда Сережа был еще малышом, родители подметили, что, услышав игру на рояле или пение, мальчик замирает – застывает на месте и совершенно перестает видеть, что делается вокруг. Сережу решили начать обучать фортепианной игре. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, бравшая в свое время уроки музыки в пансионе.
 
Однажды, когда Сережа был совсем маленьким, в Онег приехал его дед – Аркадий Александрович Рахманинов. Он сел с внуком играть в четыре руки сонату Бетховена. Играли они с увлечением; когда завершили сонату, дед с радостью и гордостью повернулся к внуку. В это время открылась дверь и вошла кормилица Сережи, местная крестьянка. Она пришла просить воз соломы на починку крыши своей избы. «Ты заслужила много больше за то, что выкормила мне такого внука», – сказал дед женщине.
 
В этом рассказе о детстве и юности великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова нет вымышленных лиц, и все основные события описаны автором по воспоминаниям современников, по письмам, статьям из старых газет и журналов и по другим архивным материалам. 
 
Таких душевных моментов в книге много, поэтому читать ее одно удовольствие!
 
Интересный факт:
 
«...У великого композитора и блестящего музыканта были удивительные кисти рук. Рахманинов обладал невероятно большим размахом пальцев – он мог охватить сразу двенадцать белых клавиш! Вы как-нибудь подойдите сами к инструменту и попробуйте замерить разлет своих пальчиков. Могу поспорить, что вы едва коснетесь десятой клавиши, и даже если достанете до нее, то играть не сможете. А Рахманинов играл на двенадцати!»
 
Брянцева, В. Н. С. В. Рахманинов / Вера Брянцева. – Москва : Советский композитор, 1976. – 645 с. : ил. 
 
Книга Веры Брянцевой – одно из самых обширных в нашем музыкознании исследований жизни и творчества Рахманинова. Подробно рассказывается биография композитора, дается характеристика стиля и анализ всех сочинений в хронологической последовательности, широко цитируются письма Сергея Васильевича. Самые ранние из опубликованных писем Рахманинова датированы 1890 годом. В то время он пробовал себя в сочинении музыки и переживал первую юношескую влюбленность. 
 
Когда композитору было 17 лет, он гостил у родственников в Тамбовской губернии и там познакомился с тремя дочерьми генерала Дмитрия Скалона – Натальей, Верой и Людмилой. Между ними завязалась переписка и дружба, отчасти похожая на платоническую влюбленность. Рахманинов посвятил каждой из сестер по романсу и написал специально для них пьесу, которую можно было играть в шесть рук.
 
Очень интересны воспоминания современников, например Шаляпина, с которым у композитора были теплые, дружеские отношения. Представлен обширный фоторяд, список сочинений, именной указатель. Интересно читать, и как справочник тоже подойдет.
 
Интересный факт:
 
Музыкант М. А. Слонов убедил однажды Рахманинова разделить свой день на две половины, а именно: вставать рано и работать до завтрака, после завтрака ложиться спать на час и потом опять работать до обеда. «Таким образом, у тебя в одном дне будут два утра, и дважды ты садишься за работу со «свежей головой». Так и приучился Сергей Васильевич вставать рано и упражняться на рояле два часа. Позавтракав же и поспав час, он опять садился за рояль и играл еще около часа.
 
Калинина, Н. А. С. В. Рахманинов : повесть / Наталья Калинина. – Москва : Детская литература, 1989. – 127 с. – (Великие композиторы).
 
Это издание написано как художественное произведение. Оно о жизни и творчестве великого русского композитора. В нем много необычных фотоиллюстраций с использованием техники коллажа. Прочитав эту повесть, читатель узнает, как формировался талант композитора, с какими трудностями пришлось ему столкнуться в совсем юном возрасте, как повлияла семья на его жизненный выбор, какие черты характера были присущи Рахманинову. 
 
Например, он не любил комплиментов малознакомых и незнакомых людей во время антрактов и после окончания концерта; слушал их с каким-то смущенным видом, не знал, что сказать в ответ, и старался как можно скорее ускользнуть в маленькую комнату артистической, куда доступ посторонним был воспрещен. Многими такое поведение воспринималось как недоступность и необщительность, но на самом деле это была застенчивость.
 
Это редкая книга, она не переиздавалась с 1989 года. Повесть написана легким, поэтичным языком, рассчитана, в первую очередь, на юную аудиторию. Возможно, именно после прочтения этой книги читателям захочется обратиться к творчеству этого великого композитора. 
 
Интересный факт:
 
Сергей Васильевич старался избегать встреч с прессой. Однажды он приехал на концерт в один американский город. И, дабы не общаться с корреспондентами и газетными фоторепортерами, вышел последним из опустевшего вагона и окольным путем прошел прямо к ожидавшей его машине. Но, когда композитор отправился обедать в ресторан, у его стола очутился человек с фотокамерой и принялся его снимать. Рахманинов заслонил лицо ладонями и сказал с раздражением: «Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься...». Вечером, купив газету, он увидел свою фотографию. Лица, правда, не было видно, там были одни только руки... Надпись под этим снимком гласила: «Руки, которые стоят миллион!»
 
Воспоминания о Рахманинове : [в 2 томах] / сост., предисл. и коммент. З. Апетян. – 4-е изд., доп. – Москва : Музыка, 1974. – 2 т.
 
Авторы воспоминаний – люди самых различных профессий, среди них музыканты, артисты, художники, писатели, деятели науки, а также родственники композитора, служащие его дома и т.д.
 
Со страниц их мемуаров встает правдивый образ Рахманинова, не иконописный и идеализированный, а жизненно достоверный, в непосредственных человеческих связях. Вот что, например, вспоминает пианистка Елена Гнесина: «Будучи в эмиграции, Сергей Васильевич ежемесячно высылал по 20-30 посылок. Он кормил и снабжал деньгами поэтов и писателей, музыкантов и артистов. Станиславский, до начавшегося в 1922 году турне МХАТа по Европе и Америке, как и все, голодавший в Москве, расписывался в получении гуманитарной помощи от Рахманинова: «Я удостоверяю, что полученные мною продукты будут использованы лично мною и не будут проданы или обменяны»
 
А вот что вспоминает его друг, композитор А. Ф. Гёдике: «Он очень любил церковное пение и частенько, даже зимой, вставал в семь часов утра и в темноте, наняв извозчика, уезжал в большинстве случаев на Таганку, в Андроньев монастырь, где выстаивал в полутемной огромной церкви целую обедню, слушая старинные суровые песнопения из Октоиха (богослужебная книга), исполняемые монахами. Это производило на него очень сильное впечатление».
 
Книга будет интересна почитателям таланта музыканта.
 
Интересный факт:
 
В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов. Весь денежный сбор от них он направил в Фонд обороны СССР. Крупный валютный перевод сопровождался следующими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
 
До Победы Сергей Васильевич, к сожалению, не дожил. Великий русский музыкант умер в Беверли-Хиллз (штат Калифорния) 28 марта 1943 года.
 
Имя пианиста Дениса Мацуева широко известно в нашей стране и за рубежом. Концерты виртуоза получают восторженные отклики слушателей на всех континентах. Он выступает со знаменитыми симфоническими оркестрами, руководят которыми выдающиеся дирижеры планеты. Одним из любимых композиторов пианиста является Сергей Васильевич Рахманинов.
 
Румянцев, А. Г. Денис Мацуев: озвученная музыкой судьба / Андрей Румянцев. – Москва : Вече, 2021. – 288 с.
 
Андрей Румянцев в своей книге отвел целую главу этой теме. Читателю наверняка будет это интересно. Вот что он пишет: «Однажды после концерта в парижском театре Елисейских полей Мацуев стоял с сигаретой в руке. В ту пору Денис изредка курил. Вдруг к нему подошел внук Рахманинова Александр Борисович с нотной тетрадью в руке. Он сказал: «Если бросишь курить, дам тебе для исполнения два неизвестных сочинения деда – Фугу и Сюиту». «Я был почти оглушен, – признался Мацуев. – Сыграть впервые неизвестного Рахманинова! Я бросил сигарету и поклялся с этого дня никогда не курить». 
 
Что было дальше, вы узнаете, прочитав не только эту главу, но и всю книгу.
 
Интересный факт:
 
Родина... Он покинул ее в 1917 году, и ни Америка, ни Европа не стали для Рахманинова настоящим домом. Он был верен России до конца: только в 1943 году, за два месяца до смерти, принял американское гражданство, заботясь о будущем своей семьи. Прежней России давно уже не было, сгорела его любимая Ивановка, ушли из жизни многие близкие люди... Но он был верен не прошлому, он верил в будущее России и творил для нее (очень радовался, если его музыку исполняли в Москве), верил в ее силу и чистоту, которую впитал с детства.
 
Все издания находятся в отделе искусств Центральной городской библиотеки, по адресу: 18 микрорайон, дом 1. Тел.: 8 (3955) 65-25-42.
 
Обзор подготовила ведущий библиотекарь отдела искусств Тамара Валентиновна Богданова