Об Ангарске О городе История Происхождение названия
01.03.11

Происхождение названия

istoriya Angarska1Происхождения названия «Ангарск»

Ангарск, город, Иркутская область – назван по реке Ангаре, на берегу которой начал строиться в 1946 году как крупнейший центр химической промышленности Сибири. С 1951 года – город.

 

Мельхеев М. Н. Географические названия Восточной Сибири / М. Н. Мельхеев // Иркутск: издательство Иркутского университета, 1995. – С. 165.

 

Ангара, река, приток Енисея – на бурятском языке от корня анга, ангай, ангара одинаково означают «разинутый», «открытый», «раскрытый», «зияющий», а также «расселина», «ущелье», «промоина». И если иметь в виду, что Ангара в своем истоке, прорезая горы, стремительно течет по расселине, ущелью, то она действительно напоминает «рот», «открытую пасть», жадно и непрерывно поглощающую воды Байкала.

Происхождение р. Ангара связано с характером мифологии долины реки у ее истока, напоминающем расселину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала.

 

Мельхеев М. Н. Географические названия Восточной Сибири / М. Н. Мельхеев // Иркутск: издательство Иркутского университета, 1995. – С. 165.

 

Об этом свидетельствует и легенда:

Как появилась Ангара

istoriya Angarska2Было это очень давно, так давно, что тех древних людей, которые тогда жили, сейчас и в помине нету. Вся Сибирь была покрыта льдом, и те люди бродили только по маленьким островкам и кое-как находили себе про­питание. Потом льды стали таять, островков появилось больше, постепенно они начали соединяться, и получи­лась большая земля.

Год от года в Сибири становилось теплее, холода все дальше к Ледовитому океану отступали, и люди почувст­вовали большое облегчение. Раньше они ели только одну рыбу, которая водилась в озерах между островками, а теперь после ухода льда размножились звери и птицы, и человек стал привыкать к мясу.

istoriya Angarska3Посреди Сибири в большой котловине появилось море, прозванное Байкалом, и это море стояло в своих берегах. Никуда оно своей воды не давало, и к нему не подходила ни одна речка.

Скучно стало морю, тоска его начала грызть: ни днем, ни ночью словом перемолвиться не с кем. Какая же это жизнь, одинокому, скалы и те рядышком растут, им и то веселее. Тосковал, тосковал Байкал, начал силы свои те­рять и сохнуть. А в это время в горах накопилось много воды. Много лет таяли лед и снег, и вода никуда не уходила. И той воде тоже надоело стоять на одном месте. Но вот случилось землетрясение, вода с гор и гольцов прорвалась к Байкалу и подняла его высоко-высоко. Вода размыла горы и наделала много падей, и с тех пор потекли по ним речки и ручьи в море.

istoriya Angarska4Ожил Байкал, веселее ему стало, в погоду гребни заулыбались, вздохнуло море полной грудью. Жить бы ему так да жить, надоедно, не привык он к спокойствию. Разбушуется ни с того ни с чего, разойдется, как богатырь, и всем тошно приходится. Скалы подмоет — они в воду рушатся, деревья с корнем выворачивает — к себе берет, берега смывает — и себе мягкое дно стелет. Хотели его маленькие речки и ручейки уговорить, чтобы он вреда никому не чинил, но не слушался грозный седой старик, не унимался. Тогда речки и ручейки принатужились, собрали по капле всю воду с гор и всей силой на­валились на старика, чтобы не держал он их воду в плену и дал ей выход к другим морям и океанам. Увидел старик Байкал, что богатство его уходит, рассердился и бросил в провал большой камень. Провал тот камень проглотил. Старик больше прежнего бросил камень, и тот ушел под воду. Тогда он бросил последний камень, который теперь видно, но обессилел и затих. По­думал старик, что ничего ему теперь не сделать, и сми­рился. А вода тем временем шла и шла по провалу и про­рвалась до самого океана.

Видят речки и ручьи, что старик запечалился, ска­зали ему: «Не горюй, наш отец, пока мы живы и ты бу­дешь сильным». С тех пор прошло много лет. На берегу Байкала поселились буряты. Они идут от людей, при которых случился провал. Провал буряты называют Ангарой, потому и реку, которая идет от провала, они и до теперешнего времени зовут Ангара.

 

Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи, предисл., комент. Л. Е. Элиасова // Улан-Удэ, 1984. – С. 38-39.