Мир чтения 2018 год К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева
05.06.18

К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев

(1818 – 1883)

«В современной русской беллетристической литературе нет ни одного писателя (за исключением немногих, одновременно с ним вступивших на литературное поприще), который не имел в Тургеневе учителя и для которого произведения этого писателя не послужили отправною точкою. В современном русском обществе едва ли найдется хоть одно крупное явление, к которому Тургенев не отнесся с изумительнейшею чуткостью, которого он не попытался истолковать».

Михаил Салтыков-Щедрин

Turgenev2На литературном небосклоне щедрого на таланты XIX века ярче многих других звезд сияет имя Ивана Тургенева. Оно вобрало в себя все лучшее, что оставило нам русское дворянство: высокую культуру, душевное благородство и огромную любовь к родной земле. Писатель обладал необыкновенным талантом и редкой целостностью личности. Являясь одной из центральных фигур в литературно-общественной жизни России XIX века, Иван Тургенев стал первым русским писателем, получившим мировую известность. Его непререкаемый авторитет в европейских литературных кругах и обширные культурные связи открыли «окно в Европу» и всей русской литературе, которая стала восприниматься западным читателем во всем ее национальном своеобразии.

Умной, образованной, но своевольной, привередливой, властолюбивой женщиной была мать Тургенева. Она прожила сиротливую несчастную молодость, но, став наследницей громадного состояния, дала волю своему деспотическому и тяжелому для окружающих нраву. Ее образ в пору «скучающей старости» зарисован в нескольких рассказах Тургенева («Муму», «Первая любовь», «Собственная господская контора», «Степной король Лир», «Пунин и Бабурин»).

Отрадой детских лет остались у него воспоминания о тех часах, которые он проводил в старом усадебном саду имения Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии), где он знал каждое дерево и где дворовый, секретарь его матери Федор Иванович Лобанов, обучал его русской грамоте и читал ему старинные стихи.

В 1827 году семья переезжает в Москву, где Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, в 1833 году он поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

Одно из сильнейших впечатлений ранней юности, влюбленность в княжну ЕкатеринуTurgenev Pervayya lybov Шаховскую (1833), переживавшую в ту пору роман с отцом Тургенева, отразилось впоследствии в повести «Первая любовь» (1860).

В 1836 году Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу. Тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838-м печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской». К этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено».

Желание продолжить образование соединилось в Иване Сергеевиче с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве, и в мае 1938 года он отправляется в Германию. Катастрофа на пароходе «Николай I», одним из пассажиров которого был Тургенев, будет в 1883 году описана им в очерке «Пожар на море».

Отныне большая часть жизни Тургенева пройдет за границей. С 1838-го по 1841 год Иван Сергеевич путешествует по Европе, посещает Австрию, Италию, Германию. В 1941 году Тургенев возвращается в родовое имение и усиленно готовится к сдаче экзаменов на степень магистра философских наук. В то время будущий классик яро мечтал о получении должности профессора философии при Московском университете. Экзамены Тургенев сдал успешно, однако остаться в университете ему не предложили. В январе 1843-го он поступает на службу в Министерство внутренних дел.

Разочаровавшись в научной карьере, Иван Сергеевич начинает плодотворно писать: поэма «Параша» (1843) получила высокую оценку известного критика Виссариона Белинского. От романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме и прозе, близкой принципам «натуральной школы».

Стимулом творческих свершений для Тургенева в тот период была его муза – певица и композитор Полина Виардо, слава о таланте которой гремела по всей Европе. Увидев Полину на сцене в ноябре 1943 года, писатель, который в петербургском обществе слыл заядлым донжуаном, теряет голову и решает следовать за ней. Виардо гастролировала по Европе, и преданный поклонник Тургенев повсюду сопровождал ее. Его увлечению нисколько не мешало замужество певицы: с мужем Полины, Луи Виардо, Тургенев находился в приятельских отношениях.

Тургеневеды до сих пор не могут точно обозначить характер отношений писателя и его музы. Во всех записках Тургенев пишет о Полине «мой друг», однако, исходя из того, что некоторое время Иван Сергеевич жил в доме Виардо и певица занималась воспитанием его внебрачной дочери, можно предположить, что между этими двумя творческими личностями был роман.

Turgenev Zapiski oxotnikaНаходясь рядом с ней, Тургенев пишет самые известные свои произведения: рассказы, составившие сборник «Записки охотника» (1847-52), романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862) – компактные по объему, разворачивающиеся вокруг героя-идеолога, с журналистской точностью фиксирующие актуальную социально-политическую проблематику, ставящие «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы.

В мае 1845-го Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей, является свидетелем французской революции 1848 года, знакомится с Жорж Санд, Проспером Мериме, Альфредом де Мюссе, Фредериком Шопеном, Шарлем Гуно. Пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).Turgenev Mumu

В апреле 1852 года за отклик на смерть Николая Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев арестован «по высочайшему повелению» (находясь под арестом, написал рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853. В этот период Тургенев сближается с редакцией журнала «Современник», знакомится с Иваном Гончаровым, Львом Толстым, Александром Островским. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).

После выхода «Накануне» и посвященной роману статьи Николая Добролюбова  «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником». Летом 1861-го произошла ссора с Львом Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (помирились они только в 1878 году). Для творчества этого периода характерно сгущение мистических мотивов. Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева.

В 1863 году происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (после окончания франко-прусской войны) в Париже. Здесь Тургенев близко сходится с Гюставом Флобером, братьями Эдмоном и Жюлем Гонкурами, Альфонсом Доде, Эмилем Золя, Ги де Мопассаном, Виктором Гюго, Чарльзом Диккенсом и другими писателями, ныне считающимися классиками мировой литературы.

Turgenev dymВ 1867 году Иван Сергеевич заканчивает роман «Дым», в 1877-м – «Новь», объединенные темой трагедии русского интеллигента, честного, умного, одаренного, но вечно мятущегося, не находящего себе в мире места. Интересно, что писатель стал «отцом» таких известных литературных социально-психологических стереотипов, как «лишний человек» и «тургеневская девушка».

Тургенев берет на себя функцию посредника между русской и западной литературой. Растет его общеевропейская слава: в 1878 году на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879-м он – почетный доктор Оксфордского университета. Иван Сергеевич переводит произведения русских писателей на французский и немецкий языки, пишет предисловия и послесловия к ним.

К середине 1870-х Тургенев считался в европейском культурном обществе одним из самых известных и читаемых русских писателей. Он поддерживает контакты с русскими революционерами и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880-м Тургенев приезжает в Россию, чтобы принять участие в торжествах, приуроченных к открытию первого памятника Пушкину в Москве. В 1879 – 1881 годах писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину.

В последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и лирико-философским «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно в предчувствии близящейся смерти.

В 1882 году появились первые признаки болезни, долгой и мучительной (рак спинного мозга), сведшей его в могилу. Своим ближайшим друзьям писатель сказал, что желает, чтобы его прах упокоился на родной земле. Иван Сергеевич умер 22 августа 1883 года, его тело было привезено в Петербург и предано земле на Волковском кладбище при небывалом стечении народа. Похороны приобрели характер крупного общественного события, вызвав немалую тревогу в правительственных кругах.

Смерть Тургенева отозвалась во всем культурном мире. «Европа единодушно дала Тургеневу первое место в современной литературе», – писал лондонский журнал «Атенеум». Прощаясь с прахом Тургенева, один французский писатель сказал: «Ваше сердце принадлежало всему человечеству. Но Россия занимала первое место в ваших привязанностях. Ей именно вы служили прежде всего и преимущественно...»

К самому Тургеневу не раз обращались с просьбой дать свою биографию. Он ограничивался обычно короткой справкой о немногих внешних фактах своей жизни, а однажды ответил: «Вся моя биография – в моих сочинениях».

Выдающийся мастер языка, стиля, психологического анализа, описания картин природы, Иван Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы. Для каждого читателя наследие И. С. Тургенева и по сей день остается свежим, незамутненным источником. Такие родники не боятся времени и не иссякают.

***

Романы

Рудин (1855)

Дворянское гнездо (1858)

Накануне (1860)

Отцы и дети (1862)

Дым (1867)

Новь (1877)

Повести и рассказы

Андрей Колосов (1844)

Три портрета (1845)

Жид (1846)

Бретёр (1847)

Петушков (1848)

Дневник лишнего человека (1849)

Муму (1852)

Постоялый двор (1852)

Записки охотника (сборник рассказов) (1852)

Яков Пасынков (1855)

Фауст (1855)

Затишье (1856)

Поездка в Полесье (1857)

Ася (1858)

Первая любовь (1860)

Призраки (1864)

Бригадир (1866)

Несчастная (1868)

Странная история (1870)

Степной король Лир (1870)

Собака (1870)

Стук... стук... стук!.. (1871)

Вешние воды (1872)

Пунин и Бабурин (1874)

Часы (1876)

Сон (1877)

Рассказ отца Алексея (1877)

Песнь торжествующей любви (1881)

Собственная господская контора (1881)

Пьесы

Где тонко, там и рвётся (1848)

Нахлебник (1848)

Завтрак у предводителя (1849)

Холостяк (1849)

Месяц в деревне (1850)

Провинциалка (1851)

Список литературы

Произведения Льва Толстого

Тургенев И. С. Сочинения : в 3 т. Т. 1: Записки охотника : повести / И. С. Тургенев. - Москва : Художественная литература, 1988. - 847 с.

Тургенев И. С. Ася ; Первая любовь / И. С. Тургенев. - Москва : АСТ, 2009. - 140 с. - (Хрестоматия школьника).

Тургенев И. С. Дворянское гнездо : роман / И. С. Тургенев. - Москва : Стрекоза - Пресс, 2002. - 288 с. - (Классика для школы).

Тургенев И. С. Дворянское гнездо. Вешние воды : романы / И. С. Тургенев. - Москва : АСТ, 2010. - 445 с. - (Русская классика).

Тургенев И. С. Записки охотника / И. С. Тургенев. - Москва : Детская литература, 1997. - 347 с.

Тургенев И. С. Отцы и дети. Рудин. Дворянское гнездо / И.С. Тургенев. - Минск : Мастацкая литература, 1976. - 416 с.

Тургенев И. С. Первая любовь : повести / И. С. Тургенев. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006. - 395 с.

Литература о жизни и творчестве

Лебедев, Ю. В. Тургенев / Ю. В. Лебедев. - Москва : Молодая гвардия, 1990. - 608 с. ; 21 см. - (Жизнь замечательных людей. Серия биографий ; вып. 706).

Публикации из периодических изданий

Апалина Н. Л. Анализ «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева / Н. Л. Апалина // Уроки литературы. - 2011. - № 3. - С. 8-14.

Басина А. Е. Светопись в повести И. С. Тургенева «Первая любовь» : 10 класс / А. Е. Басина. - (Поиск. Опыт. Мастерство) // Литература в школе. - 2012. - № 7. - С. 26-28 : ил.

Васильева, С. А. Между чувствами и принципами : рассказ И. С. Тургенева «Бирюк». VII класс / С. А. Васильева ; ил. Я. П. Полонского, Е. Бём. - (Мастер-класс) // Литература в школе. - 2015. - № 6. - С. 29-33 : ил.

Влащенко, В. И. Образ Базарова и позиция автора в романе «Отцы и дети» / В. И. Влащенко. - (Наши духовные ценности) // Литература в школе. - 2012. - № 7. - С. 7-13.

Гапоненко, П. А. Любовная лирика И. С. Тургенева / П. А. Гапоненко. - (Наши духовные ценности) // Литература в школе. - 2012. - № 5. - С. 6-9.

Иванова, Я. Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» : VI класс /Я. Н. Иванова, Степанчиков Михаил Андреевич. - (Поиск. Опыт. Мастерство). - (Уроки) // Литература в школе. - 2013. - № 6. - С. 40-41.

Калашникова И. А. «Храм» или «мастерская»: герои И. С. Тургенева в отношении к природе / И. А. Калашникова // Литература в школе. - 2011. - № 1. - С. 10-13.

Макарова, Е. В. Лирическая проза в книге рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева / Макарова Елена Владимировна // Литература в школе. - 2012. - № 11. - С. 14-16.

Скокова, Л. Заметки о роли природы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» / Л. И. Скокова. - (Литература) // Русская словесность. - 2014. - № 6. - С. 29-39.

Соловей Т. «Ася» И. С. Тургенева - повесть о крыльях. 8-9 классы / Т. Г. Соловей // Литература в школе. - 2011. - № 3. - С. 38-41.

Сценарии

Аполлонова, Г. В. Тургенев как драматург / Г. В. Аполлонова // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 4. - С. 31-35 : ил., фот. – Режим доступа : http://literature-edu.ru/literatura/15195/index.html

Ивашина, В. В. В дворянском гнезде / В. В. Ивашина // Читаем, учимся, играем. - 2013. - № 8. - С. 10-12.
О жизни и творчестве русского писателя И. С. Тургенева.

Кулакова, Е. Ю. Спор поколений / Е. Ю. Кулакова // Читаем, учимся, играем. - 2013. – № 9. - С. 55-59 : ил.
Тесты по литературе на знание романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Пешкун, Л. Г. Записки охотника / Л. Г. Пешкун // Читаем, учимся, играем. - 2013. - № 8. - С. 13-15 : ил.
Викторины о жизни и творчестве И. С. Тургенева.

***

Родоначальник русской прозы : творчество И. Тургенева : библиографический указатель.- Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.mir.donpac.ru/2018_daid/Daid_2018_3.html.- Загл. с экрана. — 08.04.2015.

Электронные библиотеки

 

ArbEB RGBprezNEB2LibraryRURGBdMolodejiEBMolodej Rossiielibrary2SKBIOLitIPRhroniki priangarya