Для молодёжи Учимся Советы поступившим
16.02.15

Советы поступившим

azbuka studenta 2Поступив на первый курс любого учебного заведения, человек попадает в совершенно новую среду, в которой нужно адаптироваться буквально с первых дней учебы. Обычно студенческие годы – это самые яркие моменты в жизни человека. За эти годы молодой человек находит свою ячейку в обществе, определяется со способом жизни, получает специальность, которая станет предпосылкой для будущей работы. Поэтому очень важно с первых дней учебы вступить в нужный ритм работы, а дальше ощущать только позитивные эмоции от прекрасной студенческой жизни.

Краткие советы-рекомендации студентам по организации своей учебно-профессиональной деятельности в ходе обучения.

Главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе – это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что главный предмет для любого ученика – это он сам. В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

azbuka studenta 5Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:

Слушать (и слышать) другого человека – это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности.

Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука – это уже Ваша личная проблема (стоит вообще спросить себя, а настоящий ли Вы студент, если Вам не интересна лекция специалиста?).

Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове – это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий, либо, выбрав момент, когда преподаватель сделал паузу, и обязательно извинившись.

Правила конспектирования на лекциях:

Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.

Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).

Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было, потом разобраться с этими сокращениями).

azbuka studenta 3Правила самостоятельной работы с литературой.

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

  • При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...
  • Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
  • Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах.
  • Следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово и это может занять время, но опыт показывает, что после этого студент начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...
  • Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи...

Способы преодоления неуверенности в общении или как легко влиться в новый коллектив.

Многие люди при вхождении в новый коллектив, и при общении испытывает тревогу, напряжение, неуверенность в себе, страх, что их отвергнут и другие отрицательные эмоции. Эта распространенная трудность мешает находить друзей, выстраивать отношения, с человеком противоположного пола, создает сложности в учебе, мешает профессиональной деятельности. Вот некоторые психологические рекомендации для преодоления неуверенности в общении.

azbuka studenta 41) Не бояться узнавать мнение окружающих о себе.
Любая тревога или неуверенность связана с недостатком информации. Люди испытывают сомнения в собственной привлекательности и страх отвержения тогда, когда они недостаточно хорошо представляют себе, как их видят и воспринимают окружающие. Чтобы преодолеть этот недостаток информации, можно напрямую спросить других людей о том, что они думают о Вас, как они к Вам относятся, какое впечатление о Вас у них сложилось. Чем более полно мы будем представлять, какое впечатление мы производим на людей, что они о нас думают, как к нам относятся, тем проще нам будет работать над собой, изменять свое поведение и выстраивать именно такие отношения с другими, какие мы хотим.

2) Относиться к любому общению как к репетиции или тренировке.
Хорошо известен закон самосбывающегося пророчества: если человек концентрируется на возможной неудаче или поражении, то эти отрицательные ожидания сами по себе могут вызвать именно такое развитие событий, которое ожидается. Если человек ожидает, что другие плохо к нему отнесутся, неправильно его поймут или отвергнут, то такая установка сама по себе может быть причиной неудачи в общении. Чтобы избежать этого, нужно направить внимание на сам процесс общения, не пытаясь добиться конкретного результата. К любому общению лучше относиться не как к серьезному испытанию, а как к репетиции или тренировке, на которой возможны любые ошибки. Общение независимо от его результата - это всегда возможность получить ценный опыт, чему-то научиться. Если мы позволим себе экспериментировать и ошибаться в процессе общения, то и мы и наш собеседник почувствуем себя раскованней и свободней.

3) Занять позицию ученого – исследователя.
Чем больше человек при общении испытывает неуверенность, скованность или страх, тем больше его внимание концентрируется на нем самом, а не на других людях. Чтобы установить желаемые отношения важно перестать концентрироваться на том, какое впечатление мы производим, и переместить свое внимание от себя на окружающих. Стремление их узнать и понять облегчит нам задачу преодоления напряженности в общении и формирования тех отношений с людьми, которых мы хотим.

azbuka studenta 14) Не замыкаться на отношениях с определенными людьми.
Часто когда у человека не складываются отношения с конкретным человеком или с группой людей в коллективе (например, учебной группой) он концентрирует все свои силы на том чтобы добиться признания именно от этих людей. Однако такие попытки часто бывают бесплодными. Для поддержания душевного равновесия не обязательно получать поддержку и признание со стороны всех людей. Для того чтобы чувствовать себя устойчиво вполне достаточно внимания и уважения группы из нескольких человек. Поэтому, целесообразно найти других людей, с которыми можно построить желаемые отношения.

5) Ставить конкретные цели
Напряженность и неуверенность в общении обычно трудно преодолеть мгновенно. Поэтому лучше не только ставить себе глобальные абстрактные цели (например, найти друзей, занять уважаемое положение в коллективе, повысить свою самооценку) но и планировать конкретные шаги, которые помогут к ним приблизиться (например, поговорить с незнакомым человеком, уверенно выступить перед большой аудиторией). Каждое маленькое продвижение в ситуации имеет огромное значение, потому что, когда мы делаем первый шаг, то сделать второй нам становится гораздо легче.

И так, шаг за шагом, мы можем постепенно изменить свою жизнь и добиться таких результатов, которые в прошлом нам казались абсолютно недостижимыми.

По материалам сайтов:

http://www.ktktex.ru/

http://pu17ru.ru/index.php/informatsiya-studentu/23-sovety-psikhologa-studentam-pervokursnikam

http://kupino.nsonews.ru/news/10891