Для молодёжи Учимся Абитуриент и стресс
23.09.13

Абитуриент и стресс

02.08.2 gpnfeisaqmkdlxkvetСовсем недавно выпускники с замиранием сердца ожидали результатов ЕГЭ и вот уже идут вступительные экзамены. В эти дни и абитуриенты, и их родители испытывают огромное нервное напряжение, которое принято называть словом «стресс». Всех волнует вопрос: как успокоиться и сосредоточиться, чтобы волнение не помешало на экзамене.

Ответить на этот вопрос вы сможете, если обратитесь к специалисту – психологу. У вас нет такой возможности? Тогда рекомендуем вам прочитать беседу Станиславы Одоевцевой с практикующим психологом Светланой Климовой, опубликованную в рубрике «Практикум» «Студенческого меридиана» №5 за 2013 год.

Как отразить атаку?
Стресс необходим абитуриенту

Согласна с вами, экзамен - стресс, встряска для организма. Но стрессы тоже бывают разные. Есть такой тест для пятиклассников. Три бегуна на старте. Один волнуется и переживает так, что коленки трясутся. Другой тоже нервничает, но в меру. А третий совсем не испытывает волнения: то ли он «перегорел» заранее, то ли ему все равно. Вопрос - кто из них финиширует первым?

- Армянское радио сказало бы: тот, кто быстрее бегает. А так, наверное, второй.

- Правильно, второй. У первого вся энергия уходит на волнение, ему уже не до победы. А у последнего - нулевая мотивация. Равнодушный никогда не победит. Возвращаясь к вступительным экзаменам - грош цена спокойному абитуриенту. Его наверняка опередят другие.

- Получается, что стрессы даже помогают сдавать экзамены. А как же бытующее мнение о том, что они разрушают нервную систему?

- Психологи различают три вида стрессов.

ege4Первый - так называемый легкий стресс. Иначе, «отделался легким испугом».

Второй вид стресса - мобилизующий. Он бросает все силы организма на сопротивление и, как ни парадоксально, порождает отменную стрессоустойчивость. Наверное, многие на экзаменах или в других экстремальных обстоятельствах переживали «озарения», размышляли и действовали лучше, чем обычно. Это и есть действие мобилизующего стресса.

И третий вид, третья стадия - истощающий стресс. Он возникает при длительном психологическом давлении, когда действие вредоносных факторов продолжается около полугода или хотя бы несколько месяцев.

И, чтобы закончить разговор о типах стрессов, стоит упомянуть паническую атаку, хотя она ближе к психиатрии, чем к психологии. Это кратковременное со-стояние, во время которого у человека могут проявиться психосоматические симптомы: высокая температура, пресловутая «медвежья болезнь», учащенное сердцебиение... Человек испытывает дикий страх, ужас, его колотит. При¬ступы очень кратковременны, длятся не более 3-5 минут. Паническая атака, как правило, случается на фоне истощающего стресса.

- Б-р-р, какие ужасы. Давайте поговорим о том, как нужно правильно готовиться к экзамену, чтобы не «достукаться» до панической атаки.

- С психологической точки зрения, наиболее эффективна подготовка с учетом канала восприятия человека: визуального или аудиального. Каждый сам знает, как легче запоминается информация, зрительно или на слух. У большинства людей, однако, преобладает визуальное восприятие.

- Есть распространенная студенческая примета: написание шпаргалок облегчает усвоение информации.

- Точно. Когда пишется шпаргалка, включается моторная память. Сочетание мелкой моторики руки с визуальным восприятием дает неплохие результаты. К тому же, когда пишется «конспект конспекта», человек дважды просматривает текст - в тетрадке и в книге, а иногда еще и проговаривает его про себя.

Но все же шпаргалки - не самый лучший метод подготовки. Советую абитуриентам сначала прочитывать фразу из книги, затем повторять ее вслух или про себя, если нельзя разговаривать. Когда закончите тему, главу и т. д., по-старайтесь записать по памяти основные понятия, формулы, то есть зафиксировать все ключевые моменты. Только пишите кратко, иначе все силы «уйдут в бумагу». А после этого изберите себе "жертву" и расскажите пройденный материал. Именно при устном пересказе особенно заметны пробелы в знаниях. Это как в старом гимназическом анекдоте. Один учитель жалуется другому: «Какой тупой мне попался класс. Я им один раз объяснил, второй раз... На третий раз сам понял, а они не понимают!»

- У пианистов есть та¬кое понятие - «переиграл». Когда музыкант так много репетировал, что уже не может играть в концерте. Есть ли рекомендации, сколь интенсивно и долго нужно готовиться к экзамену?

- Все очень индивидуально. Кто-то делает достаточно частые перерывы, но за короткое время усваивает большой объем информации. А кто-то долго «въезжает» и 40 минут только «погружает себя в знания». Такому абитуриенту проще перерывов почти не делать, дабы не терять нужный настрой.

109623 orА продолжительность... Хороший абитуриент готовится два года, начиная с 10-го класса. А если серьезно, то здесь тоже все индивидуально. Но, на мой взгляд, активный повтор материала лучше всего начинать дней за пять до экзамена. При более длительной подготовке мы только сами себя накручиваем, и ничего хорошего это не приносит. На экзамене может произойти ступор, когда человек видит билет, знает, о чем там написано, а сказать ничего не может.

Ваша подготовка не должна состоять только из зубрежки. Главное, умение разбираться в предмете, умение размышлять и находить ответ, а не выучивать наизусть все запятые, что в принципе невозможно. Любому экзаменатору приятно, когда ход рассуждений ясен, когда абитуриент понимает суть предмета и умеет на практике применить свои знания. Попытки досконального воспроизведения информации, «как написано в книжке», только блокируют вашу память.

- Помнится, когда я была студенткой, всегда перед экзаменом мечтала о том, чтобы «вложить» нужные знания себе в голову, каким-то фантастическим способом записав их на подкорке. Возможно ли такое?

- Обучаться во сне или использовать новомодные кассеты не советую -напрасная трата времени и денег. Действительно, существуют особые приемы мнемотехники. Но для того, чтобы их освоить, требуются годы. Так что лучше просто, привычным способом готовьтесь к экзаменам.

- А как быть особо чувствительным натурам, на которых сама мысль о «дуэли» с экзаменатором нагоняет страх. Неужели хвататься за транквилизаторы?

Нет, этого делать не стоит. Но за несколько дней до экзамена можно попринимать травы. Если вы девушка -пусть это будет спиртовой настой или отвар корня валерьяны, они эффективнее таблеток. Юноша может попить настой или отвар пустырника.

Но есть и более действенный метод релаксации. Очень простой, помогающий восстанавливать силы и отрешаться от проблем - размеренное дыхание с элементами аутотренинга. Расслабьтесь, ритмично вдыхайте и выдыхайте воздух. Только не нужно дышать очень глубоко, как паровоз. Затем представьте себе, что с каждым вдохом в вас входит солнечное тепло, мировой океан или иное энергетическое понятие, на ваш выбор. Это не транс и не измененное состояние психики, а хороший и универсальный психологический прием.

shpora 1668562Поговорим о вечном. Шпаргалка на экзамене - дополнительный стресс или, наоборот, род психологической поддержки?

- Опять-таки, все строго индивидуально и во многом зависит от прежнего опыта. Если вы на протяжении одиннадцати школьных лет сдавали по шпаргалкам, может быть, имеет смысл ее написать и просто держать в кармане. Так иногда курильщик пытается бросить или сократить дневной объем сигарет, но должен знать, что они у него под рукой. Но в большинстве случаев шпаргалка - источник тревоги. Ведь, если засекут, то обязательно снизят балл или вообще попросят с экзамена. Поэтому лучше все-таки надеяться на свои знания.

- Как правило, экзаменатор видит абитуриента впервые. Есть ли какие-то приемы, как расположить к себе незнакомого человека или хотя бы не произвести на него неблагоприятного впечатления?

- Здесь сложно давать универсальные рекомендации. И, боюсь, я не от¬крою для вас Америку. Обычно экзаменаторы - немолодые люди. Они, конечно, уже не те, что раньше; проколотые пупки и мини-юбки им не в диковинку. Но все же подсознательно профессор или доктор наук одобрит абитуриента, одетого сдержанно и аккуратно. Однако не нужно и «перегибать палку». Во времена моего студенчества был такой случай. Нам преподавал старенький, аскетичный профессор. И моя подруга, в миру очень любившая принарядиться, решила ему угодить и прийти на экзамен как можно скромнее. Она надела какую-то серую кофточку, старую мамину юбку. Увидев ее, профессор участливо осведомился: «У вас кто-то умер?»

Ваш внутренний мандраж не должен, по возможности, сильно сказываться на поведении. Если вы будете непрестанно что-то ронять, путать листочки и заикаться, это ни к чему хорошему не приведет. Постарайтесь собраться, достойно взять билет, сесть на место и заняться вопросом, который вам наиболее известен. Остальное получится само собой.

- Многие на экзамене стараются заболтать преподавателя. Есть ли какое-то научное обоснование того, что на экзамене следует говорить быстро?

- Во-первых, здесь имеется простой житейский расчет. Студентов много. А экзаменатор тоже человек, он устает. Поэтому, если вы рассказываете долго и нудно, то вы его просто раздражаете. Но это вовсе не означает, что нельзя рассуждать на экзамене. Просто нужно соизмерять свои порывы и возможности экзаменатора.

index clip image002А во-вторых, есть определенный вид темпоговорения, вгоняющий слушателя в сонно-трансовое состояние. Монотонная, бубнящая речь плохо действует на восприятие человека. Поэтому по¬старайтесь окрасить свое выступление умеренной долей эмоциональности. Столь же опасно тараторить, захлебываться словами, что вызывает негативную ответную реакцию.

- Стоит ли на вступительных экзаменах брать измором, то есть идти в последних рядах в надежде на то, что экзаменатор устал и будет менее требователен?

- Вступительные экзамены обычно принимает комиссия. Поэтому "измором" вы возьмете только свою нервную систему. Нет, однозначно, на вступительных такая тактика не работает. Вы можете добиться лишь того, что слишком переволнуетесь и войдете в аудиторию уже невменяемым либо спокойным, как танк. А в этом, как я уже говорила, нет ничего хорошего.

- И напоследок. Как пережить провал в случае непоступления в вожде¬ленный вуз?

- Человек, убежденный, что жизнь будет ужасной, если он не поступит в определенный институт, имеет шанс достичь подтверждения своей убежденности. Есть такой анекдот. Пассажир сыплет какой-то порошок за окно купе движущегося поезда. Попутчик спрашивает его: «Что это вы там сыплете?». «Морилку для слонов», - отвечает он. «Но ведь слоны тут не водятся», изумляется попутчик. «Вот потому и не водятся!».

Иными словами, не надо зацикливаться. Психологи советуют реально воспринимать себя как человека с ограниченными возможностями, имеющего право на ошибку. Лучше стремиться просто действовать, чем действовать идеально хорошо. Как говорится, расти над собой, но не теряй себя из виду. Отрицательный опыт - все равно опыт, и неизвестно даже, какой с точки зрения психологии опыт лучше, отрицательный или положительный.

Все это в полной мере можно адресовать к родителям абитуриентов. Зачастую они тратят много времени, сил и средств ради поступления любимого чада в престижный вуз. Если ваш ребенок провалился на экзамене, постарайтесь его утешить и приободрить, а не набрасывайтесь с упреками. Не стоит забывать, что в возрасте 16-17 лет - самооценка и самосознание еще неустойчивы. Нападки в такой момент лишь разобьют образ любимого и любящего родителя. Кроме агрессии по отношению к себе, руганью вы ничего не до¬бьетесь. Ваш ребенок должен знать, что хотя бы дома он встретит понимание, и его отношения с родителями не рухнут из-за несданного экзамена.

                                                         im2626 img         688887

Климова, С. Как отразить атаку?: беседу вела С. Одоевцева. / С. Климова // Студенческий меридиан. – 2013. – июнь. – С. 30- 33.

 

Читайте лучший журнал для честолюбцев «Студенческий меридиан» на абонементе Центральной городской библиотеки!

abit