Об Ангарске О городе Мозаичные полотна
06.05.16

Мозаичные полотна

mozaika

В эпоху соцреализма в Ангарске были созданы уникальные мозаичные панно, которые по сей день украшают наш город Идея создания мозаичных панно принадлежит Виктору Федоровичу Новокшенову. Он предложил ангарским художникам Константину Воеводину, Николаю Горохову, Николаю Терехову, Вадиму Федорину украсить панельные одноликие дома, придать им нарядный облик. Для этого даже был создан специальных цех при электролизном комбинате. 

Ангарский скульптор Анатолий Осауленко вспоминал: «Проект, разработанный на бумаге, переносили на реальную стену четырехэтажного дома. Работали на ощупь, путем проб и ошибок, поэтому в таких условиях были естественными какие-то недоработки, промахи, которые обнаруживались в готовом произведении, когда автор уже ничего не мог изменить».

Ни один камень, использованный в работе, не шлифовали и не красили. Камни гармонично вписывались в панно благодаря естественному цвету. Помимо камней, использовали гальку, щебенку, осколки цветного стекла, отходы керамической плитки и кирпича, а также другие неценное сырье, которое строители выбрасывает на свалку.

Работа была тяжелой, кропотливой, но ее итог стал впечатляющим!

Если смотреть на панно со стороны ДК «Современник», станет понятно, что все они расположены в исторической хронологии. Начало — декабристский цикл. Он находится на домах по улице 14 декабря, названной так в 1975 году, когда ЮНЕСКО отмечал 150-летие восстания декабристов, предложила увековечить их подвиг в названиях улиц.

Вот — стихотворение Пушкина «Во глубине сибирских руд». Далее - жены декабристов, отправляющиеся за мужьями в Сибирь. Смотрим правее - панно с изображениями победы революции в России и успехами советской власти. А завершает мозаичный рассказ Великая Отечественная война и полет Гагарина в космос.

Основные вехи истории нашей страны запечатлены в этих монументальных произведениях, созданных на века. К слову сказать, сейчас в России появилась новая мода. После молодежных граффити на заборах такие картины и панно стали появляться на стенах жилых домов и других строениях. На Западе это называется public art. Корни же нашего «публичного искусства» - в произведениях советской пропаганды, которые одними из первых украсили хрущевки Ангарска.

Елькина, Н. Мозаика жизни Николая Горохова / Н. Елькина // Маяк. – 2004. – 17 марта. – С. 3,4.

О творчестве художника Н. Горохова, авторе мозаичных панно на квартальских зданиях. [Полный текст]

Кошкарева, Д. Булыжником по памяти / Д. Кошкарева // Ермак. – 2007. - №1. – С. 4-6.

О мозаичных панно, украшающих дома квартала и их авторах Н. Терехове, Н. Горохове и К. Воеводине. 

Кривой, А. Поэзия камня / А. Кривой // Знамя коммунизма. – 1966. – 19 мая. – С.2.

Н. Горохов и Н. Терехов – авторы мозаичных панно в квартале «А».

Ожогина, Н. Женщина ростом с дом / Н. Ожогина // Время. – 2001. – 30 августа. – С. 8.

О творчестве художника-монументалиста Н. Терехова.

Осауленко, А. Сначала думал о Родине, не успел о себе / А. Осауленко // Время. – 1993. – 4 марта. – С.3.

О художнике-монументалисте Н. И. Горохове. 

Смольчук, Ж. Он подарил свою жизнь городу / Ж. Смольчук // Свеча. – 2004. – 6-13 мая. – С. 8.

О творчестве художника Н. Терехова.