Читальный зал Мир литературы Обзоры Сокровища выставок Русского музея
23.05.17

Сокровища выставок Русского музея

16+

Russkiy muzeyВыставочная деятельность – главный способ взаимодействия музея с публикой. Значение музейных экспозиций для поддержания духовного здоровья человека сложно переоценить. Это «отключение» от повседневности, появление особого душевного настроя при общении с высочайшими достижениями культуры человечества, психологическая разгрузка.

Государственный Русский музей Санкт-Петербурга, с которым отдел искусств Центральной городской библиотеки сотрудничает третий год, ведет широкую выставочную деятельность. Ежегодно в стенах музейных корпусов проводится до пятидесяти временных выставок и до десяти – в других российских городах и за рубежом. Ко многим экспозициям научные сотрудники Русского музея издают каталоги, альбомы, альманахи.

В Михайловском замке прошла выставка «Забытая Россия», посвященная утраченным и неосуществленным памятникам монументального искусства XVIII – начала XX века. Данный материал был подготовлен после ее окончания.

Zabitaya RossiyaЗабытая Россия : проекты памятников и монументальная скульптура XVIII – начала ХХ века / ред. И. Самцова ; авт. предисл. Е. Карпова. – Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 2006. – 119 с. : ил.

В альбом включены статья и иллюстрированный каталог с развернутыми аннотациями, которые составлены на основе архивных документов и литературных сведений. Одна из них, к примеру, рассказывает о скульпторе С. Пименове, который занимался проектированием памятников для разных городов России, но умер, так и не увидев их открытия. В 20-х годах ХХ века созданные по его проектам монументы были уничтожены. И только небольшие модели из музейных фондов дают нам сегодня возможность воскресить в памяти эти произведения монументального искусства.

Еще одна интересная экспозиция в Русском музее была полностью посвящена сновидениям. Называлась она «Сон как явь». Сон – это не просто отдых, это ворота в подсознание, кладезь фантазий. Сон всегда имел свое отражение в искусстве. На полотнах известных и неизвестных художников разных времен мы видим спящих людей. У одних это прекрасные женщины, мужчины или дети, которые мирно спят, и остается только гадать, что им может сниться в эти моменты. На картинах других, наоборот, изображены люди, которым снятся кошмары, – это отражается в цветовом решении, позе и лице спящего.

Son kak yavСон как явь / ред. А. Лакс. – Санкт-Петербург : Palace Editions : Государственный Русский музей, 2012. – 132 с. – (Альманах ; вып. 357).

Издание посвящено воплощению различных аспектов темы сна в русском изобразительном искусстве. В него вошли иллюстрации произведений таких мастеров, как: скульпторы Анна Голубкина и Иван Прокофьев, живописцы Карл Брюллов, Алексей Венецианов, Михаил Врубель, Андрей Рябушкин, Виктор Попков, Татьяна Назаренко, Ольга Булгакова, Кузьма Петров-Водкин и другие. Альбом содержит подробные биографические сведения о художниках, чьи работы представлены на его страницах.

Эволюцию портретного жанра в отечественном искусстве от начала XVIII века до советского времени представляет следующее издание, которое было подготовлено к открытию новой постоянной экспозиции «Лица России. Портретная галерея Русского музея». Портреты царей и императоров династии Романовых соседствуют в ней с портретами государственных деятелей и военачальников XVIII-XIX веков, представителей аристократических семейств, священнослужителей, писателей, художников, композиторов. Наряду с ними представлены и портреты простых людей: жителей городов и деревень, рабочих и крестьян. Специальный зал посвящен лицам, запечатленным на фотографиях и в видеохронике. Завершают экспозицию портреты, датированные 20 – 50-ми годами ХХ века, запечатлевшие рабочих и крестьян, представителей советской интеллигенции, вождей и военачальников.

Litsa RossiiЛица России : портретная галерея Русского музея / ред. И. Афанасьева. – Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 2012. – 228 с. – (Альманах ; вып. 359).

В альбом вошли работы таких прославленных живописцев, как Илья Репин, Карл Брюллов, Василий Суриков, Алексей Венецианов, Иван Крамской и другие.

В Русском музее проходят как тематические, так и персональные выставки. Они дают возможность художнику не только показать свои работы зрителям, но и узнать мнение о них со стороны, может быть, в чем-то их переосмыслить и понять, в каком направлении двигаться дальше. Одной из самых запоминающихся была ретроспективная выставка картин известного московского художника Юрия Злотникова, одного из лидеров отечественной абстракции второй половины ХХ века. На ней было представлено около двухсот произведений живописи и графики. К выставке был издан каталог произведений художника, с которым мы вас познакомим.

Yuriy ZlotnikovЮрий Злотников / ред. И. Важинская ; авт. вступ. ст. И. Карасик, А. Боровский. – Санкт-Петербург : Palace Editions-Graficart, 2008. – 111 с.

Начало творческой деятельности Юрия Злотникова совпало с хрущевской «оттепелью» конца 1950-х – начала 1960-х годов. Оттепель приподняла «железный занавес», подарила возможность увидеть работы лидеров мирового искусства, а также хотя бы частично восстановить связь с традициями русского авангарда начала ХХ века, повлиявшего когда-то на развитие мировой художественной культуры.

Абстракции Юрия Злотникова оказали важнейшее влияние на российское искусство второй половины ХХ века. Его работы способны зарядить творческим импульсом как подготовленного зрителя, так и тех, кто видит их впервые. В книгу вошли статья Ирины Карасик «Неутомимый Злотников», статья Александра Боровского «Несколько штрихов к портрету Юрия Савельевича Злотникова» и краткая биография художника, работавшего до последнего дня своей жизни и ушедшего в 2016 году.

Приглашаем всех любителей изобразительного искусства в отдел искусств, чтобы продолжить знакомство с серией изданий «Русский музей».

Обзор подготовила
библиотекарь-библиограф отдела искусств
Центральной городской библиотеки
Богданова Тамара Валентиновна