Читальный зал Мир литературы Обзоры Русский музей – национальная сокровищница российской культуры
05.04.16

Русский музей – национальная сокровищница российской культуры

16+

myzeyДорогие читатели! Сотрудники отдела искусств Центральной городской библиотеки продолжают знакомить вас с изданиями серии «Русский музей», поступившими в 2016 году.

Надо отметить, что все издания, а это альманахи, каталоги, альбомы вышли в свет в связи с прохождением в разное время масштабных тематических выставок в корпусе Бенуа, который входит в комплекс Русского музея. Вот лишь некоторые из них.

Svyataya rusСвятая Русь / ред. Т. С. Харыкина. - Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 2011. - 496 с. : ил. - (Альманах ; вып. 302).

В данном издании публикуется более пятисот произведений, которые представляют историю культуры и искусства Древней Руси с X по начало XVIII века. Созидательную роль православия в истории Российского государства раскрывают уникальные образцы иконописи, ювелирного дела, шитья, прикладного искусства, скульптуры, редчайшие рукописные и печатные книги, берестяные грамоты. В числе наиболее значимых экспонатов - фрагмент первой датированной рукописи Остромирова Евангелия 1056 года, икона Богоматери Владимирской времени Андрея Рублева, Евангелие 1507 года, надгробный покров Преподобного Сергия Радонежского, а также уникальные произведения европейского искусства.

Каталог содержит семь тематических разделов, которые предваряются вступительными статьями. Приводятся сведения о реставрации, происхождении и поступлении произведений в государственные хранилища.

Отражение многовековой истории России в живописных сюжетах и портретах правителей, полководцев, бунтовщиков, святых и грешников запечатлено и в следующем издании.

Geroi i zlodei russkoy istorii v isusstve 18-20 vekovГерои и злодеи русской истории в искусстве XVIII-XX веков = Нeroes and villains in Russian history in art of the 18th-20th centuries / ред. А. Рудакова ; авт. предисл. П. Климов ; пер. с англ. П. Брэй, Ю. Кузнецова. - Санкт-Петербург : Palace Editions : Государственный Русский музей, 2010. - 256 с. : ил., цв. ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Альманах ; вып. 289).

В альбом вошло около 450 иллюстраций, которые охватывают три столетия отечественного искусства и более тысячи лет истории России - от призвания варягов до современности.

Ранние века представлены картинами Николая Рериха «Поход Игоря», Виктора Васнецова «Крещение Руси», Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» и др.

Особое внимание привлекает портрет княгини Ольги, написанный Васнецовым. В летописи её описывают как красивую, умную, энергичную женщину и, одновременно, дальновидную, хладнокровную и довольно жестокую правительницу. Ольга – жена князя Игоря (912-945), которого убили древляне из-за его желания собрать больше денег. Первым, что сделала правительница, согласно легенде, отомстила древлянам. Она собрала с каждого двора по голубю и привязала к лапке каждого горящую паклю. Птицы прилетели к древлянам и зажгли их дома. Ее называли «начальницей веры» и «корнем Православия», поскольку именно Ольга стала предтечей христианства на Руси.

Рассказывается и об одной из самых ярких, неоднозначных фигур отечественной истории - Иване Грозном.

Большой раздел посвящен советскому периоду: героям коллективизации, ударникам обороны и труда, после идут портреты генеральных секретарей КПСС.

В образах знаменитых исторических деятелей нашли отражение народные и общечеловеческие представления о добре и зле, святости и грешности, красоте и уродстве, благородстве и коварстве, героизме и трусости.

В издание включен компакт-диск, в котором содержится расширенная информация и дополнительные иллюстрации к разделам альбома.

История и искусство всегда шли рука об руку, вслед за нашим техническим, нравственным и эволюционным развитием. Это закономерно, потому что история в плане достоверности, зависима от искусства настолько же сильно, насколько искусство зависимо от истории, в плане своей значимости.

Возьмём, к примеру, художников-портретистов: знали бы мы о том, как выглядели исторические личности, если бы портретисты не писали их портреты в своё время? Наверное, нет. В этом и заключается взаимозависимость истории и искусства, поскольку история без искусства недостаточно достоверна, а искусство без истории - недостаточно значимо. Поэтому логично представить вашему вниманию следующее издание.

Dmitriy Levickiy SmolyankiДмитрий Левицкий «Смолянки» : новые открытия : к 275-летию со дня рождения художника / ред. Т. Харыкина ; сост. каталога А. Абакумов, Ю. Епатко. - Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 2010. - 88 с. - (Альманах ; вып. 276).

«Смолянки» – это великолепная серия портретов воспитанниц Смольного института. Именно «Смолянки» принесли выдающемуся русскому портретисту Дмитрию Григорьевичу Левицкому славу и известность.

В 1773 году художник по заказу императрицы Екатерины II начал работать над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, основанного в 1764 году. Портретисту позировали ученицы, отличившиеся особенными успехами в науках и искусствах. Их надлежало изобразить в театральных костюмах, соответствующих игранным ими ролям. Работа над серией завершилась в 1776 году, что совпало по времени с первым выпуском. По окончании курса большинство изображенных девушек были назначены императрицей фрейлинам. Готовые портреты были помещены в резиденции императрицы – Петергофе.

«Смолянкам» сильно досталось в XIX веке. До 1917 года картины находились в Большом Петергофском дворце в неотапливаемом помещении. В Русский музей они поступили в плачевном состоянии. Первая советская реставрация привела «Смолянок» в чувство, но назвать эти работы приближением к авторскому замыслу с позиций сегодняшнего дня нельзя.

Возвращение «Смолянок» состоялось уже в XXI веке благодаря новым технологиям и самоотверженному труду специалистов Русского музея.

По силе художественного выражения и по уровню мастерства «Смолянки» принадлежат к числу самых совершенных созданий русского и мирового искусства той эпохи.

Альбом содержит репродукции серии «Смолянки», рассказы об изображенных на них персонах, а также описание реставрационных работ, проведенных в Русском музее. Книга будет интересна искусствоведам, реставраторам и всем любителям изобразительного искусства.

А следующее издание наверняка заинтересует тех, кто отдаёт предпочтение так называемому экстравагантному искусству. Его яркий представитель - Хуан Миро, которого лидер и идейный вдохновитель сюрреалистического течения французский писатель Андре Бретон называл «самым красивым пером на шляпе сюрреализма».

Huan Miro 1893-1983Хуан Миро. 1893-1983 / ред. А. Лакс ; пер. с фр. А. Сидякиной. - Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 2004. - 144 с. : цв. ил. - (Альманах ; вып.85).

Каталог издан к выставке известного испанского художника, скульптора и графика Хуана Миро, одного из видных представителей сюрреализма. В это подарочное издание вошли статьи, посвященные жизни и творчеству художника, высказывания Миро о себе и своем творчестве, заметки современников, краткая библиография, иллюстрированный каталог произведений и альбом цветных фотографий работ мастера.

Направление его творчества - абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы.

Начав свой творческий путь с рисунка и живописи и страстно желая познавать и экспериментировать, Миро осваивал все новые и новые техники: скульптуру, шелкографию, литографию, гравюру и керамику; он пробовал себя и в дизайне одежды, и в иллюстрации книг.

При этом он никогда не стеснялся учиться у других мастеров, работать с ними в тесном сотрудничестве и в дружеской атмосфере, что подчеркивает его благородство и широту натуры.

Этого не отнять и у других мастеров, занимающихся народным видом искусства – росписью подносов. Их расписывают с любовью и хорошим настроением. Все работы художников - настоящие произведения искусства! В этом легко убедиться, обратившись к следующему изданию «Искусство Жостова».

Iskusstvo JostovaИскусство Жостова / ред. И. Самцова. - Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 2007. - 72 с. : цв. ил. - (Альманах ; вып. 165).

Издание посвящено двухсотлетней истории народного промысла. Включает статью, альбом иллюстраций и научный каталог. В альбоме воспроизведены лучшие образцы жостовской росписи из собрания Русского музея и впервые опубликованы лакированные металлические подносы и изделия из папье-маше второй половины XIX века из собраний Государственного Эрмитажа.

Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения.

Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату.. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.

А когда-то, в начале XIX века, открывая в Жостове первую мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры.

Первые подносы изготовлялись из папье-маше. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков.

Представленные иллюстрации, позволят вам по достоинству оценить то несомненное национальное художественное достояние, которым является лаковое искусство Жостова.

И завершает обзор альбом, посвященный русским праздникам. В русских праздниках, хранящих воспоминания о тысячелетней старине, сплелись христианство и язычество, крестьянская и городская культура, духовное и плотское, свое и иноземное. Развиваясь, обогащаясь, меняясь с течением веков, они, вместе с тем, никогда не теряли неповторимое национальное своеобразие.

Prazdniki po-russkiПраздники по-русски / авт. вступ. ст. П. Климов ; ред. А. Лакс ; науч. рук. Е. Петрова. - Санкт-Петербург : Palace Editions : ГосударственныйРусский музей, 2011. - 192 с. : ил., цв. ил. - (Альманах ; вып. 311).

Издание представляет историю эволюции темы празднеств в отечественном изобразительном искусстве XVIII – начала XXI веков. Альбом, в который вошли произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и плаката, снабженный каталожными данными, предваряет научная статья, рассматривающая феномен праздника как важнейшего явления русской религиозной и светской культуры от древнерусской эпохи до наших дней. Издание завершают биографии художников, представленных в альбоме иллюстраций.

Праздники самого разного характера – свадьбы и приготовления к ним, рождение детей, наступление Нового года, Пасху и другие – любили изображать российские художники всех эпох и творческих направлений. Произведения, созданные на эти сюжеты, впервые собраны в одном издании. Они демонстрируют свободу воспроизведения жизненных ситуаций, которую нельзя сравнить с другими жанрами в русском искусстве.

Это подтверждает, например, картина Д.О. Осипова «Две девушки в день Семика».

SemikСеми́к - это древний русский праздник весенне-летнего календарного периода напрочь забытый нынче. Называют его так же «Русалочья неделя». Отмечается Семик в седьмой четверг после Пасхи, откуда и название и знаменует он окончание весны и начало лета. Считается женским праздником. Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. Пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (обязательным блюдом должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик и попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (колечком, платком, лентой) и после этого называли друг друга кумой. Видимо этот фрагмент на холсте и запечатлен... Кстати, церковь к гуляниям на Семик относилась весьма негативно и всячески осуждала... но народ все равно гулял!

И в заключение хочется предложить всем любителям искусства вот эту ссылку: Государственный Русский музей (). На страницах этого интернет-ресурса вы найдете подробный рассказ об истории и сегодняшнем дне музея, узнаете о его коллекциях, выставках и изданиях, познакомитесь с календарем событий, образовательной деятельностью и программой развития, информацией, предназначенной специалистам, и т.д.

Приглашаем всех любителей изобразительного искусства к нам в отдел искусств,
чтобы продолжить знакомство с серией изданий «Русский музей».

Добро пожаловать!

Обзор подготовила
библиотекарь-библиограф отдела искусств
Центральной городской библиотеки
Богданова Тамара Валентиновна