Читальный зал Мир литературы Обзоры Рассказать об истории не скучно!
28.12.15

Рассказать об истории не скучно!

12+

J RodinaОбзор журнала «Родина» (№№1-6 2015 года)

Каждый русский человек хотя бы иногда проявляет интерес к истории своей страны. И чем чаще это происходит, тем лучше и качественнее становится жизнь. Обратиться к прошлому – такому многогранному и непростому – можно, в том числе и с помощью журнала «Родина». Это единственное в России издание по истории страны с древнейших времен до наших дней. Цель - рассказать об истории России не скучно, а интересно, заинтересовав разные возрастные категории и людей разных профессий.

J Rodina 1-1989Журнал продолжает традиции одноименного дореволюционного издания, основанного еще в 1879 году. В наше время выход печатного издания возобновлен с января 1989 года. С тех пор, несмотря на переживаемые трудности (среди которых были и политические гонения вплоть до попытки закрыть неудобное издание, и беспрецедентный гнет неблагоприятных экономических условий), на стол читателя каждый месяц неизменно ложится свежий номер увлекательного богато иллюстрированного журнала. Его авторы - известные историки, этнографы, археологи, писатели, публицисты. В редакционную коллегию в разное время входили и входят: литературный критик Лев Аннинский, писатели Василь Быков и Василий Песков, академик Николай Макаров, директор российского Госархива Сергей Мироненко и другие. Главным редактором «Родины» сегодня является Владислав Фронин.

В журнале более 40 различных рубрик. Некоторые имеют единичный характер. Однако есть и те, что продолжаются из номера в номер. Например, писатель Лев Аннинский в рубрике «Лейтмотив» публикует свои размышления, критические статьи к разным литературным произведениям (так, в №1 2015 г. он анализирует творчество Нобелевского лауреата по литературе в этом году Светланы Алексиевич), читать статьи Аннинского весьма познавательно.

Кроме того в издании практически постоянно присутствуют такие рубрики, как «С чего начинается Родина», в которой печатаются редкие, знаковые исторические фотографии-анонсы с небольшими комментариями, а также «Читальня Родины» с кратким обзором книжных новинок и «Научная библиотека Родины», где публикуются диссертационные материалы наших историков, философов и культурологов.

Журнал, бесспорно, интересный, читается легко, помогает разобраться в непростых перипетиях отечественной истории, раскрывает тайны и, разумеется, является неисчерпаемым источником информации. «Родина» поможет найти что-то уникальное в обыденном и еще неизвестное - в известном.

J Rodina 1-2015Так, например, в январском номере 2015 года можно познакомиться с историей императорской кухни. Оказывается, августейшие особы на Руси практически не употребляли в пищу мяса. В их рацион входила в основном постная пища, рыба. А любимым лакомством императорского двора была икра. Ее государь лично (это была многовековая традиция) распределял между носителями царской фамилии и придворными.

Еще один занимательный материал этого номера в рубрике «Повседневность» посвящен эволюции брачно-семейного законодательства в России. Авторы статьи – экономист Александр Синельников и социолог Ольга Дорохина – раскрывают тему доступным языком, приводят примеры из реальной жизни некоторых исторических личностей, а также ссылаются на известные произведения русской литературы: роман Льва Толстого «Анна Каренина», стихи Владимира Маяковского, роман «12 стульев» Ильфа и Петрова.

Примерно третью часть январского номера редакторы «Родины» решили посвятить Крыму, его роли в истории нашей страны. Среди прочих здесь можно отметить материал Айшата Темирова «Место, где живет Айболит» о детском санатории Бобровка. За 112 лет своего существования – говорит автор – Бобровка пережила две войны, революцию, голод, перестройку, смену государственной принадлежности. И не смотря ни на какие испытания, здесь все время продолжали заниматься святым делом – спасать и лечить детей. Бесспорно, данная публикация заслуживает внимания читателя.

J Rodina 2-2015Минимум раз в год в свет выходит специальный тематический выпуск журнала. В 2015-ом таким стал февральский номер «Родины». Он практически целиком посвящен предпоследнему российскому императору Александру III.

2015 год – год 170-летия императора Александра III, вошедшего в историю как царь-миротворец. В двадцатом столетии его роль в развитии государства чаще всего искажалась или замалчивалась. Его упрекали во всех грехах, чаще надуманных, забывая о том, что в его правление Россия не знала войн. Кроме того отечественная культура в эпоху Александра Александровича начала свой невероятный расцвет, который продолжался в течение всего периода царствования Николая II до революции. Александр III всем сердцем любил русскую живопись, литературу, архитектуру, театр и всячески поддерживал настоящее искусство, стараясь сберечь его для потомков.

Февральский номер «Родины» - просто кладезь новой, ценной информации об истории создания «Русского музея». Александр III страстно увлекался живописью, разбирался в ней, коллекционировал. Материал искусствоведа Павла Климова «Любитель, цензор, меценат» повествует об отношении царя к религиозной живописи, а статья Светланы Соловьевой «Идеология как искусство» рассказывает о своеобразном госзаказе художнику Илье Репину на монументальное полотно «Прием волостных старшин...».

Особенно занимательна в этом номере публикация искусствоведа Татьяны Юденковой «Сближение эстетических запросов», которая повествует о скрытом соперничестве императора Александра III с другим известным ценителем и коллекционером шедевров русской живописи купцом Павлом Третьяковым. Так же подробно и замечательно описана в журнале история небывалого успеха фирмы «Фаберже» в эпоху правления царя-миротворца. В рубрике «Экспонат» об этом очень интересно пишет корреспондент Алина Ефимова.

Немало полезной информации можно почерпнуть из статьи зарубежного исследователя Мюррей Фрейм «Наступление частной сцены» - о небывалом развитии театрального искусства в эпоху Александра III, о его покровительстве талантливому русскому драматургу Николаю Островскому и о становлении новых для нашей страны частных театров.

J Rodina 3-2015Мартовский номер «Родины», как и прочие, изобилует интересными публикациями. В одной из постоянных рубрик «Судьбы Родины» опубликована проникновенная статья-размышление доктора философских наук Семена Экштута «Николай и Александра. Безоглядная любовь на обломках империи». В начале публикации исследователь признается, что долгие годы, занимаясь изучением императорского периода истории Российского государства, воспринимал последнего русского царя Николая II как малосимпатичную и даже примитивную историческую фигуру. Но все радикально изменилось после недавнего выхода в свет «Дневников императора». Это капитальное издание буквально поразило ученого! В течение нескольких месяцев он штудировал трехтомник, который в деталях описывает события вековой давности и позволяет понять мельчайшие нюансы той эпохи – от этикета и придворных чинов до охотничьих терминов, от списка прочитанных императором книг до спектаклей, которые он посещал.

«Не буду утверждать, что полюбил Николая II, - говорит Семен Экштут, - но я ощутил сострадание к последнему русскому императору, который теперь предстал передо мной, как персонаж античной трагедии».

В своих дневниках Николай II то и дело сожалеет о том, что не имеет возможности чаще быть рядом со своей обожаемой супругой. Каждый час с ненаглядной Алекс был у него на счету. Ежедневная бесконечная череда докладов, скучнейшие церемонии с приветствием тысяч человек – все это тяготило императора, отдаляя его от нежно любимых им людей. Но Николаю Александровичу не было свойственно заниматься делами спустя рукава, он всегда вникал во все детали и поэтому жертвовал главным своим сокровищем – временем. Сколько надежд связывал двор с блестящей августейшей парой, но это была неземная любовь двух сердец отягощенных бременем царской власти. Летом 1894 года, когда будущий император и императрица были еще женихом и невестой, Алекс сделала в дневнике своего дорогого Ники такую запись: «Есть нечто чудесное в любви двух душ, которые воедино сливаются и которые не единой мысли друг от друга не таят; радость и страдания, счастье и нужду переживают они вместе, и от первого поцелуя до последнего вздоха они о любви лишь поют друг другу». Запись оказалась пророческой. Николай Александрович и Александра Фёдоровна сумели пронести свою любовь от первого поцелуя до последнего вздоха. И в этом заключается бессердечный рок – говорит ученый – их личное счастье стало несчастьем для страны. Величайшее трепетное чувство двух людей обернулась величайшим, многолетним злом для России. Желая во что бы то ни стало не допустить кровопролития и спасти семью, Николай II отрекся от престола, однако народ предал своего помазанника божия и все старания последнего русского императора были напрасными – он не смог спасти никого, кем так искренне дорожил – ни свою семью, ни свой народ.

2015 год необычайно богат на юбилеи и самым главным стал, конечно, юбилей Великой Победы. Этой теме журнал уделяет особое место, ей посвящено, с ней связано большое количество статей, научных публикаций, интервью. Так в мартовском номере журнала можно узнать историю двух медалей «За отвагу» великого артиста Иннокентия Смоктуновского, которому в марте этого года исполнилось бы 90 лет. А еще прочитать интересные факты из жизни Владимира Высоцкого, относившегося к теме Отечественной войны и победы над фашизмом очень трепетно, благодаря чему у нас теперь есть такие нетленные его произведения о войне как «Штрафные батальоны», «Военная песня», «Сыновья уходят в бой» и другие. Здесь же в рубрике «Судьбы Родины» можно познакомиться с удивительной судьбой советского капиталиста или как у нас сейчас называют «олигарха» Бориса Бринера, чей отец-швейцарец по происхождению - стал почетным гражданином Владивостока, а сын – голливудской звездой культового фильма 60-х «Великолепная семерка».

J Rodina 4-2015Знаменитости разных эпох. Их судьбам и творческому пути журнал «Родина» всегда уделял особое внимание. Так в апреле издание опубликовало занимательный материал уже упомянутого автора Семена Экштута о непростой судьбе знаменитого русского живописца Павла Федотова. Статья называется «Сватовство майора и шутовство художника». Повествует она о том, что над гениальным художником, потешались окружающие, а умер он в нищете и забвении. Читатель узнает много интересных подробностей о создании картины «Сватовство майора» и о весьма оригинальной поэтическо-иронической презентации шедевра, которую придумал сам Федотов на премьерной выставке полотна.

Еще одна интересная история «Родины» в апреле – родом из другой эпохи. На страницах издания солдат-орденоносец и кумир советского рок-н-ролла Асхат Зиганшин спустя 55 лет открыл журналу непричесанную правду о дрейфе баржи Т-36 по Тихому океану. Напомню, в 1960 году 17 января судно с командой из четверых солдат-срочников унесло от Курильского острова Итуруп в открытый океан, в эпицентр мощного циклона. Суденышко 49! суток болталось по волнам, пока его не заметили с воздуха американские военные. При этом спасли пострадавших только через несколько дней – холодная война между СССР и США мешала служивым сразу броситься на помощь утопающим. В статье «Зиганшин-Буги...» корреспондента Михаила Нордвика раскрываются интересные детали этого приключения русских парней в штатах и о тех последствиях, которое оно имело на родине героев.

В апрельском выпуске «Родины» опубликован примечательный отрывок из книги Алексея Варламова «Шукшин» из серии ЖЗЛ. Книга только готовится выйти в свет, а фрагмент, взятый из нее, повествует о создании знаменитой кинокартины «Калина красная». Этот фильм был выстрадан Шукшиным. Кинолента, пройдя через жернова редакционных экзекуций, все-таки выжила и прославила своего автора на многие десятилетия. Читать материал чрезвычайно познавательно, поскольку за каждым словом и действием в этой истории видна личность Василия Макарыча, его удивительный характер и безграничный талант... его душа.

J Rodina 5-2015В мае «Родина» посвятила все свои страницы Великой Отечественной войне. Особенностью данного выпуска, является обращение не к фактическому материалу, а к человеку на войне. «Люди первого часа войны», «Гвардии старшина Павел Дубинда – великий солдат, о котором должен знать каждый из нас», «Неизвестные документы и рукописи поэта Семена Гудзенко», танец Георгия Жукова в поверженном Берлине, история возникновения Сталинградского мемориала. Такие материалы в сопровождении замечательных иллюстраций можно увидеть в майском номере журнала. Читать их трудно из-за беспрерывно подступающих слез, однако выпуск содержит много новых, ценных сведений и исторических фактов.

В специальном разделе этого номера – он называется «Награды Родины» - можно найти краткую справочную информацию и статистику по всем орденам и медалям Великой Отечественной войны. А в разделе научных публикаций «Библиотека Родины» есть занимательная статья кандидата исторических наук Валерия Замулина «Окружение под Прохоровкой» - о последнем и самом крупном окружении советских войск на Курской дуге (говорить об этом «позорном» событии в советское время было не принято, сейчас это время пришло).

J Rodina 6-2015Тему Победы продолжает и следующий номер «Родины». В июне главной темой стал Парад Победы 1945 года. Читатель узнает все о легендарном торжественном шествии по Красной площади 70 лет назад. Кроме того здесь опубликован устав знаменитого теперь на весь мир бессмертного полка, воспоминания ветеранов и мнения потомков героев Отечественной войны.

Вообще, в июне «Родина» пестрит самыми разными интересными материалами. От землетрясения в итальянской Мессине 1908 года, когда русские моряки, оказавшись поблизости, первыми бросились на помощь пострадавшим, до почти детективной истории нашей разведчицы Зои Воскресенской (будущей детской писательницы), которая еще 17 мая 1941 года добыла сведения о готовящимся нападении на СССР и которой, как мы знаем, никто не поверил; от рецепта знаменитых пожарских котлет до романтических отношений поэтессы Ирины Одоевцевой с Николаем Гумилевым.

В свете предстоящего Года российского кино особенно интересной представляется рубрика «Дискуссии Родины», где опубликована статья доктора исторических наук Андрея Ганина, раскрывающая тайны культового кинофильма «Адъютант его превосходительства» с Юрием Соломиным в главной роли. Автор статьи представляет читателю реальную историю разведчика, который, как оказалось на самом деле, разведчиком-то и не был, и вообще прототип героя Соломина был очень далек от того, чтобы приносить хоть какую-то пользу своему Отечеству.

В рубрике «Судьбы Родины» можно прочесть трогательный материал о Михаиле Максимове – авторе знаменитейшей песни военных лет «Синий платочек». Дочь фронтовика Елена Максимова рассказывает об отце и его письмах с передовой, о выборе Клавдии Шульженко, который сделал поэта Максимова знаменитым на всю страну, рассказывает она и о своей блокадной зиме в бомбоубежище Эрмитажа...

Тема детства звучит лейтмотивом в рубрике «Родная речь». Корреспондент Юрий Лепский на страницах журнала объясняется в любви загадочному автору книги «Тайна золотой долины», которой зачитывался и сам журналист, и целые поколения мальчишек в СССР. Чем эта книга так заворожила автора статьи? Почему он решил спустя много лет во что бы то ни стало узнать биографию писателя, историю создания книги и рассказать ее нам? Об этом в материале Юрия Лепского.

А вот в рубрике «Загадки Родины» историк Владимир Галин предлагает поставить точку в истории о «Золоте Колчака». Этот детектив, начался еще в 1918 году и вот, наконец, недавно в архивах были случайно обнаружены оригиналы документов, которые указывают на то место, где «осело» несколько тон золотых слитков императорской казны. Так куда в итоге пришел легендарный золотой эшелон Колчака?

Загадок и открытий в нашей истории немало. Некоторые из них - весьма забавны. Одно из таких открытий, вызывающих добрую улыбку, сделала историк Ольга Хорошилова в рубрике «Причуды Родины» к 175-летию композитора Петра Ильича Чайковского. Посвящена ее статья не гениальному таланту композитора (хотя без него, конечно, не обходится), а его страстному увлечению модой! Мало кто знает, что великий Чайковский был, как бы сказали сейчас, шопоголиком. Он испытывал неодолимое влечение к цветным витринам европейских магазинов, транжирил деньги на изысканные костюмы, сорочки, перчатки, шляпы, галстуки, запонки. Он был настоящим светским львом и бонвиваном, единственным в своем композиторском роде. А чего боялся Чайковский больше всего? Застудить уши! Петр Ильич всерьез верил, что из-за этого когда-нибудь оглохнет, как Бетховен. Лечащий врач предложил композитору простой способ – затыкать уши ватой в холодные дни. Мы вряд ли узнали бы об этом, если бы не рассеянность Чайковского. С ватой он являлся на концерты, светские мероприятия и позировал фотомастерам. На странице журнала опубликован малоизвестный портрет композитора с ватным тампоном в ухе.

И еще о причудах «великих» так сказать на десерт (об этом тоже пишет «Родина» в июне).

Знаменитый русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин на протяжении многих лет поглаживал пальцем кончик носа в надежде, что это поможет ему избавиться от курносости.

А выдающийся живописец Илья Репин экономил на трамвайных билетах, он отличался поразительной скупостью к самому себе. Получив пакет, он не разрезал, а развязывал бечевку, чтобы приберечь. Однако для окружающих Репин не жалел денег. Он жертвовал картины в пользу голодающих и помогал бедствующим писателям, передавая личные деньги якобы от редакции.

Великий писатель Антон Павлович Чехов любил давать прозвища своей супруге. Почти все пять лет брака он находился вдали от жены актрисы МХАТа Ольги Книппер. Отношения поддерживались в переписке. Сохранилось порядка 800 писем, в которых писатель употреблял довольно необычные комплименты в ее адрес: «моя маленькая лошадка», «крокодил души моей», «бабуся милая», «умственная женщина», «замечательная моя собака», «милая дуся», «эксплуататорша души моей», «балбесик», «карапузик», «замухрышка», «каракуля моя», «жулик мой милый» и даже «милая моя пьяница».

Забавно, интересно, удивительно, познавательно. Кажется, нет такого «уголка» истории, о котором не поведал бы за минувшие годы журнал «Родина». Здесь можно найти рассказы о полянах и древлянах, о становлении княжеств и государства, о монгольском нашествии, об интригах вокруг царского трона; здесь и великие исторические личности, поворотные события российской истории, и житье-бытье простого человека; очерки о научных и географических открытиях, об орденах и медалях, об истории чинов и мундиров, о судьбе России и россиян. В читальном зале ЦГБ подписка на это замечательное издание ведется с 1990 года

Обзор подготовила
библиотекарь отдела «Читальный зал» ЦГБ
Кузнецова Валентина Николаевна