Читальный зал Мир литературы Обзоры Нам жить на этой земле
20.06.17

Нам жить на этой земле

ekologiya12+

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Евгений Евтушенко

Как предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому – планета Земля? А жить в нем не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас. Природа когда-то приютила в своем доме человека, но он решил, что он и есть полновластный хозяин, и создал в доме природы свой собственный дом. Сегодня мы вынуждены признать, что настало время, когда природа, защищаясь от неразумных действий человека, начинает уничтожать его. И делает она это по-разному: небывалыми наводнениями, сильными землетрясениями, повышением среднегодовых температур, а значит, изменением климата. Но самое страшное, что делает природа с людьми, - лишает их разума. Человек деловито подрубает сук, на котором сидит. Ведь без чистого воздуха, родниковой воды и плодоносящей земли человечество обречено на медленную и мучительную смерть. Поэтому трагедия нашего дома – это не только трагедия Арала, Байкала или Ямала. Это трагедия человеческой души, ибо человек нарушил гармонию отношений с природой.  

Уважаемые читатели!

Предлагаем вам познакомиться с обзором художественной литературы, поднимающей вопросы экологии, бережного отношения к природе. Произведения, которые мы вам рекомендуем прочитать, находятся в фондах библиотек нашего города.

чернобыльская молитваАлексиевич, С. А. Чернобыльская молитва : хроника будущего / С. А. Алексиевич. – Москва : Время, 2013. – 299 с.

Четвертая книга знаменитого художественно-документального цикла «Красный человек. Голоса утопии» белорусской писательницы Светланы Алексиевич («У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд хэнд») посвящена главной техногенной катастрофе XX века. Чернобыль – не просто чрезвычайное происшествие, не частный случай современности, это «сама современность, это чернобыльская действительность экономики, нравственности, государственности, общественной жизни, не говоря уже об экологии». Колокол судьбы, последнее предупреждение, расплата и возмездие. «Чернобыльская молитва» публикуется в новой авторской редакции — книга увеличилась на треть из-за восстановленных фрагментов, исключенных из прежних изданий по цензурным соображениям. Впечатлительным читателям она покажется тяжелой. Но документалистика Светланы Алексиевич всегда на разрыв аорты – из разряда текстов, которые сами герои просят не публиковать. Нобелевский лауреат по литературе 2015 года за «многоголосое звучание прозы и увековечивание страдания и мужества», она делает достоянием общественности частное, рассказывает о неизвестном, напоминает о забытом. В «Чернобыльской молитве» отражены реальные масштабы бедствия и его последствия, жизнь и смерть людей, истории деревенских жителей и горожан, больших партийных начальников и ученых, военных, пожарных и многих других.

cheronob tetradМедведев, Г. Чернобыльская тетрадь / Г. Медведев. – Москва : Современник, 1989. – 240 с.

Еще одна документальная повесть о катастрофе на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Григорий Медведев, командированный в Чернобыль сразу после случившегося, вспоминает о трагических событиях первых часов и дней после взрыва на ядерном реакторе, о роковых ошибках и героизме людей в ту ночь. Говорит о том, что в погоне за чинами и наградами академики, экономисты и политики многие годы обманывали народ, утверждая, что атомная энергетика безопасна. Теперь мы знаем, чем обернулась эта «безопасность». Сурово и реалистично автор развернул перед читателем картину страшной беды, глубоко, как специалист, проанализировав ее истоки и истинные причины. Вспоминая о жертвах Чернобыля, автор рассказывает, что хоронили их в цинковых гробах, так как тела радиоактивны: «Так требовала санэпидстанция… Земле помешали сделать ее последнюю работу – превратить тела умерших в прах. Проклятый ядерный век! Даже здесь, в извечном человеческом исходе, нарушаются тысячелетние традиции».

tsar-rybaАстафьев, В. П. Царь-рыба : повествование в рассказах / В. П. Астафьев. – Иркутск : Сапронов, 2003. – 360 с. : ил.

Кто знает, может быть, писателю Виктору Астафьеву, раскрывшему тайну «объекта №27» под Енисеем, который должен был стать могильником для радиоактивных отходов из стран Европы, удалось предотвратить сибирский Чернобыль?

Повествование в рассказах «Царь-рыба» показывает нам браконьеров, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю или готовых ради плана разорить всю тайгу. Образ царь-рыбы становится воплощением самой природы, которая зависит от человека, но и человек попадает в ее полную власть, ожидая возмездия за свою вину. Отправной точкой «повествования в рассказах» стали ежегодные поездки Виктора Астафьева в Сибирь.

Всем своим творчеством автор утверждает мысль, что человеческая жизнь должна быть разумна. Если человек забывает об этом, если потерялась связь между ним и природой, результат может оказаться плачевный: «Нам только кажется, что мы преобразовали... тайгу... Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем».

прощание с матерой 2Распутин, В. Г. Прощание с Матерой : повести / В. Г. Распутин. – Москва : Вече, 2014. – 560 с. – (Сибириада).

Эту линию продолжает и Валентин Распутин: повесть «Прощание с Матерой» – своеобразный итог того, к чему может привести так называемая научно-техническая революция, осуществляемая негуманными, античеловеческими методами.

Матера – остров на Ангаре, на котором располагается деревня, при строительстве ГЭС она должна уйти под воду. Тяжело и больно расставаться с родными местами жителям этой деревни, лишаться той жизненной силы, которой питает родимая земля. Губительное влияние оказало на психологию человека отсутствие «чувства хозяина»: исчезла ответственность за родную землю, и душа затянулась равнодушием. Природа и человек должны находиться в незыблемом единстве, но человек начинает почитать себя «царем», использовать природу в угоду собственной выгоде, не утруждая себя сомнениями и раздумьями, думая только о сиюминутном эффекте, – и это в конечном счете приводит его к гибели.

Остров Матера – прообраз нашей планеты Земля – стал символом тревожности современного мира. Незадолго до смерти Распутин посетил места будущего затопления Богучанской ГЭС – и увидел, что ситуация там аналогична описанной в повести.

Ощущение трагедии достигает наивысшего накала в следующей повести – «Пожар».

pozharРаспутин, В. Г. Пожар / В. Г. Распутин // Повести. Рассказы : в 2-х т. / В. Г. Распутин. – Москва, 2006. – Т. 1. – С. 292-347. – (Библиотека отечественной классики).

Пожар – центральный образ следующей повести Распутина, которая продолжает тему «Прощания с Матерой». Прошло десятилетие, и то, о чем грезили, стало реальностью. Жизнь в Сосновке потекла по новым, варварским законам, калечащим природу и людские души. Причину писатель видит в том, что изменился род занятий людей – «раньше они были хлеборобами, возделывали землю, растили урожай, и это был труд созидательный; теперь они живут, «чтобы лес рубить». Вместо созидания люди уничтожают, а это совершенно другая психология – хищника, потребителя, для них характерно равнодушие, бесстыдство и беспамятство – высшая степень утраты корней. Пожар в повести – не общее несчастье, способное сплотить людей, а возможность мародерствовать, поживиться за чужой счет. По мысли автора, пожар – не только стихийное бедствие, это и предупреждение. Малая родина, дом, родная земля, природа питают душу человека – оказавшись оторванным от родовых корней, он перестает жить в гармонии с миром. Распутин испытывает тревогу не только из-за гибели природных богатств сибирского края, но и из-за судьбы человечества, утрачивающего свои «родовые корни», а вместе с ними – нравственные устои.

ПлахаАйтматов, Ч. Плаха : роман / Ч. Айтматов. – Москва : АСТ, 2010. – 351 с.

Проблема единства природы и человечества воплощена в «Плахе» сильно и выразительно. Ведь главной задачей прогресса считается улучшение условий жизни человека: «Всё для человека и всё во имя человека». Этот лозунг привел к господству человека над природой, и природа восстала против него: последовали ливни, засухи, грады, извержения вулканов, землетрясения, цунами, пожары. От поколения к поколению человек становится все более жестоким, агрессивным и губит себя, уничтожая природу. Чтобы остановить дальнейшее ее разрушение и предотвратить экологическую катастрофу, потребуются столетия. Айтматов видит верный путь в бережном отношении к природе: уж коли человек существо разумное – он должен нести ответственность за всю вселенную, за свои поступки, заботиться об окружающем его мире. Ведь совершенное зло или просто необдуманное вмешательство в природу может стать тупиком в жизни человечества. Автор заклинает: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить».

ne strelyayteВасильев, Б. Л. Не стреляйте белых лебедей : повести и рассказы / Б. Л. Васильев. – Москва : АСТ : Астрель, 2011. – 509 с. – (Русская классика).

Герой повести Егор Полушкин с болью видит неблагополучие, трагедию края, он душой страдает, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от родной природы, в каких неестественных и враждебных отношениях находится с ней. И еще – Егор знает, что надо делать. Не только знает, но и делает, оберегает и приближает природу к людям, так как глубоко уверен, что жизнь без поэзии, красоты, радости бессмысленна и пуста. Но при этом его считают странным – «бедоносцем». Любовь к прекрасному, забота о природе помогает ему найти свое призвание – он становится лесничим.

Человек и его труд, человек и природа – вот важнейшие аспекты изучения Борисом Васильевым сущности своего героя. Атмосфера книги тесно сопряжена с жизнью природы, которая подчас становится своеобразным действующим лицом: и лес, и река, и Черное озеро, и лебеди, и деревенские собаки, и даже скульптура из дерева.

ekologich romanЗалыгин, С. Экологический роман / С. Залыгин // Новый мир. – 1993. – № 12.

Режим доступа : http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1993/12/zalig.html

В 1993 году Сергей Залыгин пишет одно из последних своих произведений. «Экологический роман» отмечен знаком беды, разочарованием и усталостью, уже не предчувствием, а осознанием катастрофы. Главная тема романа – Чернобыль. Он здесь не только глобальная трагедия, но и символ вины человека перед природой.

Экологи считают, что самая большая опасность – в неразумном, варварском использовании достижений науки и техники для покорения и разорения природы. Апофеозом такого использования стала радиоактивная после Чернобыля река Припять, чьи берега, обремененные обильной, гипертрофированной жизнью, напоминают фантасмагорию. Осознать себя частью природы, не разрушать ее и себя – вот к чему призывает «Экологический роман». Очень ярко у Залыгина проступает мысль о том, что современный человек, вооруженный знаниями и мощной техникой, обрел силу и могущество, а значит, пришла пора опекать и защищать природу, которая стала слабее, беззащитнее.

Роман Залыгина лишен утешительных иллюзий. Он проникнут если и не безверием в че­ловека, то сильным скептицизмом по отношению к нему. К его здравому смыслу, к его способности обуздать свои аппетиты потребителя. У романа открытый финал: что же дальше? на что надеять­ся? кто спасет и Россию, и русскую природу? Спасения, повторим вслед за Распутиным, «негде больше искать, как в человеке. Это ненадежное место, но другого и вовсе нет».

Проблемы взаимодействия природы и общества в последние десятилетия волнуют не только ученых, но и общественных деятелей, писателей. В художественных и публицистических произведениях отразились представления людей о принципах взаимодействия человека и природы, воссозданы картины изменяющейся окружающей среды под влиянием различных причин. Писатели учат людей задумываться над тем, что же они творят с природой. Слишком много в последние годы случается аварий и катастроф, чтобы не прислушаться к их мудрому голосу. В своих произведениях они обращаются прежде всего к каждому из нас. Чтобы мы помнили, что человек и природа – понятия неразделимые. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель.

Обзор составлен главным библиотекарем библиотеки №1

Беляковцевой Натальей Игоревной